Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Буквы -а-, -о- в корне кас-/-кос
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Буквы -а-, -о- в корне кас-/-кос


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.08.06
Просмотров: 2781

Липина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • познакомить учащихся с правописанием гласных а – о в корне -кас– /– кос-.
  • формировать умение правильно писать слова с данными корнями;
  • формировать и развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников;
  • активно вовлекать обучающихся в организацию и проведение учебного процесса;
  • воспитывать любовь и интерес к родному языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица “Знаю – хочу узнать – узнал”; записи на доске; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

На доске записано четыре предложения:

Сияет свет звезды.
Ученик проверил изложение.
Путешественники обошли заросли растений.
Он причинил ей боль касанием.

Далее работа осуществляется таким образом:

– Прочитайте написанные на доске предложения. Найдите в них общее. При ответе соблюдайте порядок рассуждений, используя план, который есть у вас на партах.

План рассуждения.

  1. По наличию грамматической основы (простое или сложное предложение).
  2. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
  3. По наличию второстепенных членов (распространённые или нераспространённые).
  4. Каким членом предложения являются второстепенные члены предложения?

(Определение, дополнение или обстоятельство).

– Выделите корни в словах, являющихся дополнениями.

– Скажите, что такое корень слова?

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

– Назовите известные вам орфограммы в корнях этих пяти слов. Объясните их написание.

Заполняем первый столбик таблицы “Знаю – хочу узнать – узнал”.

– Какие орфограммы на правописание гласной в корне слова вы знаете?

Знаю

Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Правописание корней
-лаг-/-лож-,
-раст-(-ращ-)/-рос-

Хочу узнать

Узнал

– Установите, с написанием каких гласных и в каких корнях мы не знакомились. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обсудите в парах.

Запись числа и темы урока в тетрадях.

Заполняем вторую колонку таблицы “Знаю – хочу узнать – узнал”.

Знаю

Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Правописание корней

-лаг-/-лож-,

-раст-(-ращ-)/-рос-

Хочу узнать

Когда в корне -кас-/-кос– пишется буква а,

когда буква о?

Узнал

– Отталкиваясь от темы урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

– Мы сейчас с вами что сделали, что сформулировали? (Цель урока)

– Что нам ещё нужно сделать? (Спланировать свою деятельность)

1. Как?

2. Применение в тетради.

3. Контроль и оценка.

III. Изучение нового учебного материала.

На доске запись: касаться – прикосновение; касательная – коснулся.

– Какие будут мнения насчёт того, когда в корнях слов -кас-/-кос– писать а, а когда о?

– Обсудите это в парах.

– Попробуйте сформулировать правило, пока не заглядывая в учебник.

– Откройте учебник на стр.63, пп.29, прочитайте правило. Верно ли наше предположение?

– На какой ступеньки нашего плана мы сейчас работали? (На первой – теоретической)

– К чему дальше переходим? (К закреплению)

IV. Закрепление изученного материала.

1. Объясните написание гласных в корнях данных слов и графически выделите орфограмму.

Прикасаться осторожно, касаться рукой, нежное прикосновение, проложить дорогу, предлагать помощь, слагать стихи.

– Чем же различаются подходы в чередовании корней -кас-/-кос– и -лаг-/-лож-?

2. Лексико-орфографическое упражнение.

Учитель раздаёт учащимся карточки:

Прик…снуться к воде
Бес…довать с друзьями
К…сательная линия
Разд…ются голоса
К…снитесь пола

Предлагаем учащимся задание:

– Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите слова на изучаемую сегодня орфограмму и выпишите словосочетания, в состав которых входят эти слова.

(Нужно выписать словосочетания прикоснуться к воде, касательная линия, коснитесь пола).

– Графически выделите и объясните написание гласных в корнях данных слов.

3. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

4. Работа в группах по четыре человека.

Упражнение с самостоятельным придумыванием учащимися задания.

Учащимся раздаются карточки:

1) Любит растения, …
2) Уютно расположиться, …
3) Молодой месяц, …
4) Касаюсь стены, …

Для справок: золотые руки, рубит заросли, коснуться мячом, полосатые брюки, смело предложить, видит росток, тихо излагать, прикасаться к лицу.

– Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание. Не забывайте о теме урока.

(Нужно написать четыре ряда словосочетаний, используя слова для справок).

– По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?

(По двум признакам: составу словосочетания и имеющейся в корнях орфограмме).

– Как можно быстро выполнить это задание в группе? (Разделить задание между участниками группы, а затем обсудить сделанное).

– Какие словосочетания можно включить в первый (второй…) ряд и почему?

– Приведите свои примеры на каждый вид орфограммы, с которыми вы сейчас работали.

– Обсудите работу в группах. Кому вы благодарны? Кто на ваш взгляд хорошо работал в группе? Почему не получилась работа в группе?

– Нам осталось самое важное. Что? Правильно, проконтролировать себя и оценить.

5. Контроль и оценка.

Задание выполняется на карточках.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните изучаемую орфограмму.

1. Солнце к…снулось края степи.
2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.
3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
4. Солнечные лучм к…саются деревьев.
5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.
6. Аппарат мчался по к…сательной.
7. Мы к…снулись трудного вопроса.
8. Девочка к…сается руками коврика.

Учащиеся самостоятельно оценивают себя по критериям, которые предлагает учитель.

V. Подведение итогов урока.

Чему вы научились сегодня на уроке?

– А кто может сформулировать это правило? (проговаривание правила и заполнение последнего столбика таблицы).

Знаю

Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Правописание корней

-лаг-/-лож-,
-раст-(-ращ-)/-рос-

Хочу узнать

Когда в корне -кас-/-кос– пишется буква а, когда буква о?

Узнал

В корне -кас-/-кос– пишем букву а, если за корнем есть суффикс а.

VI. Задание на дом:

Пп.29, упр. 138 или упр.139 (на выбор учащихся).

– Спасибо, ребята, за урок. Все молодцы, очень хорошо работали сегодня.

Всем девчонкам и мальчишкам,
Кто здесь отвечал,
Выставляю я пятёрки
В классный наш журнал.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21