Преподавание русского языка Урок русского языка в 10-м классе по теме "Русская фразеология"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.05 Просмотров: 1457 Зорина Татьяна Федоровна, учитель русского языка Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, закрепить навыки правописания. Техническое оборудование: мультимедийная система. Ход урокаI. Словарный диктант.Ни шатко, ни валко, не чуя ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора. Самопроверка: (на экран выводится словарный диктант) - Объясните написание НЕ и НИ в записанных словах, - В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания? Ответ: это фразеологизмы. Дополнение учителя: фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка. II. Сообщается тема и цель урока.Ученики заранее готовили сообщения. План сообщений появляется на экране.
III.Практическая часть,1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом? А) 1. Белый танец. Б) 1. Золотое дно. 2. В каком предложении нет фразеологического оборота? а) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач. 3. Какой фразеологический оборот имеет значение “совершать необдуманные поступки”? а) Курить фимиам. Имеет значение “наиболее уязвимое место”? а) Авгиевы конюшни. IV.Работа в группах.Класс поделен на пять групп. На доске – правила работы в группах (см. приложение 4). Задания: 1 группа. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам (что для них является общим), определите значения фразеологизмов. 1.Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Метать громы и молнии. 9. Моя хата с краю. 10. Ноль внимания. 11. Под горячую руку. 12. Рвать и метать. 13. Стоять в стороне. 14. Устроить сцену. 15. Хоть бы что. 16. Хоть трава не расти. 2 группа. Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам. 1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец ударить. 8. Переливать из пустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон. 13. Точить лясы. 14. Чесать язык. 3 группа. Подберите фразеологические обороты (см.2), синонимичные данным словам и словосочетаниям (см.1) 1. Весь день; вылечивать; главный помощник; вдоволь, без ограничения; искренне; наедине; очень быстро; сразу, в один прием; немедленно; обмануть; отчаиваться; унывать; привлекать к себе внимание, быть особо заметным; очень близко, рядом; осмеять, сделать предметом насмешки; очень крепко (уснуть); самым серьезным образом; моментально появиться; некстати, невпопад. 2. В два счета; одним духом; от всей души; от зари до зари; падать духом; по горячим следам; поднимать на ноги; бросаться в глаза (кому-либо); поймать на удочку; правая рука; сколько душе угодно; с глазу на глаз; в нескольких шагах; поднять на смех; мертвым сном; не на шутку; тут как тут; ни к селу ни к городу. 4 группа. Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение. 1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6. Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только! 9. Развести руками. 10. Почувствовать себя на седьмом небе. 11. Родился в сорочке. 12. Ума не приложу. 13. Хорошенькое дело! 14. Скажи на милость. 15. Вот так номер! 5 группа. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты. 1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горем пополам. 4. С первых слов. 5.Засучив рукава. 6. Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться с носом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным по белому. 12. Не на шутку. 13. Козел отпущения. 14. Два сапога пара. 15. Мороз по коже. Ответственный в группе оценивает участие в работе каждого. Работы проверяются. Работа с текстом.Прочитать выразительно текст, найти фразеологизмы, определить их роль в тексте. Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо стал. (…) - Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик. - Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает… - То есть как это считается? У кого это считается? - У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роса, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”. Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил: - Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут? - Я – человек маленький. Скажут: “гигнулся Брезенчук”. А больше ничего не скажут, - и строго добавил: - Мне дуба дать или в ящик сыграть – невозможно: у меня комплектация мелкая… Обсуждение ответов и подведение итогов урока. Домашнее задание (на выбор): написать сочинение - миниатюру на одну из тем: “Моя хата с краю”, “У сильного всегда бессильный виноват…” или № 99 (учебник Власенкова А.И.) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |