ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Разносклоняемые существительные

Добавлено: 2013.08.04
Просмотров: 775

Черепанова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели:

- познакомить учащихся с понятием “разносклоняемые” существительные;

- научить находить разносклоняемые существительные в предложениях;

- отработать склонение существительных на –мя и правописание гласных в окончаниях;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- способствовать формированию речевой культуры.

I. Орфографическая пятиминутка

Определите склонение и род существительного. (Устно)

В театре (2, м.р), на площади (3, ж.р.), за юношей (1, м.р.), над крыльцом (2, ср.р.), в депо (нескл., ср.р.), у непоседы (1, общ.р.), на АТС (нескл, ж.р.), в поле (2, ср.р.), на метро ( нескл., ср.р.), у решетки (1, ж.р.), с лейтенантом (2, м.р.), к станции (1, ж.р.), в кафе (нескл., ср.р), у доктора (2, м.р.), у сироты (1, общ.р), за кенгуру (нескл., м.р.)

II. Работа в группах сменного состава

- Ребята, я совсем забыла: перед началом урока пришло письмо, адресованное вашему классу.

Откроем его? Для этого вы должны назвать мне разносклоняемое существительное. Какие существительные могут называться разносклоняемыми? Чтобы ответить на этот вопрос, Вам необходимо:

а) прочитать § 37, стр.83;

б) выучить и пересказать соседу правило и разносклоняемые существительные.

III. Опрос

Итак, Вы готовы узнать, что в письме? Тогда называйте мне разносклоняемые существительные. В это время учитель достаёт лепестки ромашки, на которых записаны разносклоняемые существительные. (Бремя, время, вымя, знамя, пламя, племя, семя, темя, стремя, имя)

-

- Что объединяет эти существительные? (Они все заканчиваются на -мя)

- Какого существительного здесь не хватает? (Путь)

- Объясните, почему же они называются разносклоняемыми?

В творительном падеже – по 2 склонению, в родительном, дательном, предложном падежах – по 3 склонению.

Зарисуйте себе эту ромашку.

- Что появляется у существительных на -мя в родительном, дательном, творительном, предложном падежах? (Суффикс -ен).

IV. Раскрыть значение слов: вымя, темя. Составить с ними словосочетания.

Значение.

Вымя – молочные железы с сосками у самок млекопитающих.

Бремя – тяжелая ноша (переносное: нечто тяжкое, трудное).

Племя – народ, народность.

Стремя -

а) железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ног всадника;

б) косточка, примыкающая к овальному отверстию среднего уха.

V. Выборочный диктант (работа по карточкам)

Выписать разносклоняемые существительные, определить род, число, падеж, выделить суффиксы и окончания.

  1. Потерянного времени (р.п., ср.р.) не воротишь.
  2. Большого пламени (р.п., ср..р) не задуешь.
  3. Добрый совет ко времени (д.п., ср.р.) хорош.
  4. Не в золоте богатство, а в добром имени (пр.п., ср.р.).
  5. От худого семени (р.п., ср.р.) не жди доброго племени.
  6. В знамени твоя честь, а в оружии – слава.

VI. Лексическая задача. Раскрыть значение.

До поры до времени – до определенного срока.

Тянуть время (р.п., ср.р.) – медлить.

Под бременем лет – большой возраст.

Называть вещи своими именами (т.п., мн. ч.) – говорить правду.

Зародить семена (в.п., мн.ч.) добра – воспитать положительные качества.

Стать под знамя (в.п., ср.р.) – принять чью-либо сторону.

Без роду и племени. (Одинокий или человек незнатного происхождения)

VII. Корректорская правка

А) Устно. Определить падеж, выделить суффиксы и окончания. Исправить неверное употребление разносклоняемых существительных

Время (времени - р.п.) было в обрез.

У тебя нет время (времени – р.п.) потолковать со мной.

Сколько время (времени – р.п.)

Стояли у знамя (знамени – р.п.)

Б) Письменно. Заменить фразеологическим оборотом.

Постепенно морским прибоем разрушало берега.

До определенного момента мальчик пытался решить задачу сам и не просил о помощи.

Рядом проскакали казаки эти всю войну.

(Подсказка: со временем, до поры до времени, стремя в стремя)

В) Работа по карточкам.

Раскройте скобки, укажите, укажите падеж, число, род разносклоняемых существительных)

I вариант

1) Всякая работа трудна до (время), пока ее не полюбишь.

2) Миллионы (семя) летят с деревьев и немногие из них прорастают.

II вариант

1) Рядом со (знамя) на тумбочке лежат барабан и горн.

2) Уж утро хладное сияло на (темя) полночных гор.

VIII. Практическая работа

Просклонять существительные:

окно мышь вымя

р.п.

д.п.

т.п.

п.п.

IX. Итог. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру по опорным словам в форме приключения или очерка: Разгораться ярким пламенем, не считаться со временем, собираться у знамени, объявлять имена и фамилии, привстать в стремени, прикоснуться к темени, прорастить семена, устать от бремени забот.