Преподавание русского языка Разносклоняемые существительныеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.04 Просмотров: 897 Черепанова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели: - познакомить учащихся с понятием “разносклоняемые” существительные; - научить находить разносклоняемые существительные в предложениях; - отработать склонение существительных на –мя и правописание гласных в окончаниях; - развивать монологическую и диалогическую речь; - способствовать формированию речевой культуры. I. Орфографическая пятиминутка Определите склонение и род существительного. (Устно) В театре (2, м.р), на площади (3, ж.р.), за юношей (1, м.р.), над крыльцом (2, ср.р.), в депо (нескл., ср.р.), у непоседы (1, общ.р.), на АТС (нескл, ж.р.), в поле (2, ср.р.), на метро ( нескл., ср.р.), у решетки (1, ж.р.), с лейтенантом (2, м.р.), к станции (1, ж.р.), в кафе (нескл., ср.р), у доктора (2, м.р.), у сироты (1, общ.р), за кенгуру (нескл., м.р.) II. Работа в группах сменного состава - Ребята, я совсем забыла: перед началом урока пришло письмо, адресованное вашему классу. Откроем его? Для этого вы должны назвать мне разносклоняемое существительное. Какие существительные могут называться разносклоняемыми? Чтобы ответить на этот вопрос, Вам необходимо: а) прочитать § 37, стр.83; б) выучить и пересказать соседу правило и разносклоняемые существительные. III. Опрос Итак, Вы готовы узнать, что в письме? Тогда называйте мне разносклоняемые существительные. В это время учитель достаёт лепестки ромашки, на которых записаны разносклоняемые существительные. (Бремя, время, вымя, знамя, пламя, племя, семя, темя, стремя, имя) - - Что объединяет эти существительные? (Они все заканчиваются на -мя) - Какого существительного здесь не хватает? (Путь) - Объясните, почему же они называются разносклоняемыми? В творительном падеже – по 2 склонению, в родительном, дательном, предложном падежах – по 3 склонению. Зарисуйте себе эту ромашку. - Что появляется у существительных на -мя в родительном, дательном, творительном, предложном падежах? (Суффикс -ен). IV. Раскрыть значение слов: вымя, темя. Составить с ними словосочетания. Значение. Вымя – молочные железы с сосками у самок млекопитающих. Бремя – тяжелая ноша (переносное: нечто тяжкое, трудное). Племя – народ, народность. Стремя - а) железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ног всадника; б) косточка, примыкающая к овальному отверстию среднего уха. V. Выборочный диктант (работа по карточкам) Выписать разносклоняемые существительные, определить род, число, падеж, выделить суффиксы и окончания.
VI. Лексическая задача. Раскрыть значение. До поры до времени – до определенного срока. Тянуть время (р.п., ср.р.) – медлить. Под бременем лет – большой возраст. Называть вещи своими именами (т.п., мн. ч.) – говорить правду. Зародить семена (в.п., мн.ч.) добра – воспитать положительные качества. Стать под знамя (в.п., ср.р.) – принять чью-либо сторону. Без роду и племени. (Одинокий или человек незнатного происхождения) VII. Корректорская правка А) Устно. Определить падеж, выделить суффиксы и окончания. Исправить неверное употребление разносклоняемых существительных Время (времени - р.п.) было в обрез. У тебя нет время (времени – р.п.) потолковать со мной. Сколько время (времени – р.п.) Стояли у знамя (знамени – р.п.) Б) Письменно. Заменить фразеологическим оборотом. Постепенно морским прибоем разрушало берега. До определенного момента мальчик пытался решить задачу сам и не просил о помощи. Рядом проскакали казаки эти всю войну. (Подсказка: со временем, до поры до времени, стремя в стремя) В) Работа по карточкам. Раскройте скобки, укажите, укажите падеж, число, род разносклоняемых существительных) I вариант 1) Всякая работа трудна до (время), пока ее не полюбишь. 2) Миллионы (семя) летят с деревьев и немногие из них прорастают. II вариант 1) Рядом со (знамя) на тумбочке лежат барабан и горн. 2) Уж утро хладное сияло на (темя) полночных гор. VIII. Практическая работа Просклонять существительные:
IX. Итог. Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру по опорным словам в форме приключения или очерка: Разгораться ярким пламенем, не считаться со временем, собираться у знамени, объявлять имена и фамилии, привстать в стремени, прикоснуться к темени, прорастить семена, устать от бремени забот. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |