Преподавание литературы Элективный курс литературного творчества учащихся "Обучение сочинениям различных жанров"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.03 Просмотров: 1205 Домбровская Галина Дмитриевна, учитель литературы Пояснительная записка Необходимость системы в обучении сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике? Прежде всего на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному. Считается, что повествование легче описания, а описание легче рассуждений, поэтому практикуется такая система:
Данный принцип утверждают Т.И. Тамбовкина и М.Д. Рыбникова. Под понятием о системе обучения сочинениям в целом надо иметь в виду не порядок работы над одним сочинением, а последовательность в обучении сочинениям в целом, в которой предусмотрено развитие у учащихся определённых умений и навыков связанной речи. Сочинение - это письменное высказывание на тему и пишется оно автором самостоятельно, в результате чего создаётся определённый текст. Работа ученика над сочинением подобна работе писателя над произведением. Работа над сочинением - это необычайно интересный и удивительный труд. Ученикам полезно встать на 1 ступеньку писательского груза. Это способен сделать каждый образованный человек. Это не идея избранных, но идея многих- развить эту способность до уровня писательского мастерства. Цели и задачи программы При работе над сочинением учащиеся должны овладеть следующими умения:
Тематическое планирование
Требование к умениям и навыкам
Типичные недостатки школьных сочинений
Cистема обучения сочинениям В 9 классе у учащегося уже имеются определённые знания, сформированы необходимые умения, однако качество сочинений остаётся низким. Наша задача- привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением, т.к умение связанно излагать свои мысли в устной и письменной форме- это очень сложное умение, требующее от ученика не только общего развития, но и овладения определёнными умениями. Учащиеся должны овладеть разнообразными видами сочинений, а значит, вопрос об обучении детей приёмам работы над сочинением является важнейшим. Уже на первых этапах обучения сочинениям должны быть выяснены такие общие требования к сочинению, как соответствие теме, связанность, последовательность, доказательность изложения, соблюдение необходимых границ разных частей сочинения. Последовательность в работе над совершенствованием написанного 1 чтение
2 чтение Приступаем к совершенствованию языка. Взвешиваем каждое слово, делаем знаки. Исправляем порядок слов, зачёркиваем фразу, неудачные оборот три проверки. Проверка вслух. Надо спрашивать « А вы прочли вслух?» Чтение вслух помогает обнаруживать языковые и стилистические погрешности. Третье чтение завершает работу. Практическая работа. Правка текста. Основные типы сочинений
Подробное описание каждого типа сочинений приложение 2 Памятка «Требования к сочинениям» приложение 3 Структура сочинений
Алгоритм сочинения Языковые средства сочинения 1. Умение переделывать, улучшать написанное. Уметь находить отклонения от темы, ненужные подробности. Ошибки учащихся : часто пишут сразу набело, не исправляют, не видят погрешностей. Цель : воспитывать бережное отношение к слову. Учить пользоваться языковыми средствами, научить соотносить тему сочинения с содержанием. Языковые средства сочинения. Чтение сочинения. Анализ языковых средств сочинения. Перенасыщение текста определёнными языковыми средствами. Воспитывать бережное Отношение к слову. Сокровище человеческой мысли. Умение интересно рассказывать и писать само собою не приходит. Этому нужно учиться. Рассказ - самый увлекательный жанр Композиция рассказа. Привитие умения. Деление частей рассказа. Уметь представить рассказчика Роль диалога в рассказе Привитие умения определять сюжетную основу своего рассказа. Материал к уроку. Что такое рассказ? Это литературное произведение, в котором речь идёт лишь об одном очень важно событии в жизни героев с малым количеством действующих лиц. Т.е основе рассказа лежит эпизод, случай, происшествие. 3 части рассказа : завязка, кульминация, развязка. Описание места и времени подчинено рассказу. Темы предлагаемых рассказов
Работа над планом сочинения. Темы сочинений: «Мой родной край», «Мой учитель», «Моя школа», «Яркое событие в моей жизни» Художественное описание - это элемент художественной литературы.
Вопросы к классу
Ответ. Цель: сообщить точные сведения о кабинете биологии Это деловое описание Пример описание крестьянской избы. Радищев. Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе на нём скользило Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях на вершок, по крайней мере, покрытый грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода и дыма, всякое утро зимою и летом, наполняющий избу, окончены, натянутый пузырь, смеркающий в полдень, пропуская свет; горшка 2 или 3 (счастлива изба, коли в одном из них всякий день есть пустые нити!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стая, топором срубленный, который скоблят лишь свиней или телят, буде есть, спать вместе с ними, глотая воздух, в комнате горящая свеча как будто в тумане. К счастью, каска с квасом, на уксус похожим. Посконная рубаха, обувь, данная природой, онучи с лаптями для выхода. Тема сочинения «Описание избы лесника» Основная мысль Радищева: «Тут видна алчность дворянства, грабёж, мучительство наше и беззащитность нищеты состояния. Звери алчные, ненасытные, что крестьянину мы оставляли то, чего отнять не можем - воздух. Да, один воздух.» Задание: написать сочинение на предложенную тему. Определить основную мысль описания. Работа над планом сочинения «Истинное лицо Молчалина»
План сочинения - рецензии
Обобщения, оценки, выводы. Описание Цели : научить делать описание отдельных предметов, животного, помещения, Природы, внешности человека, описание действий, местности, по воображению. В описаниях раскрывают признаки предмета, явления, лица Задание
Прочить ещё раз Отметить условными знаками. Правка текст Основная мысль сочинения. Отбор материала.
Какое значение для раскрытия идейно - художественного содержания имеет название произведения автором. М.Ю. Лермонтов « Герой нашего времени», А.С. Пушкин «Евгений Онегин» В. Катаев « Сын полка», А.П Чехов « Хамелеон», Л.Н. Толстой» Русский характер» В. Маяковский «Хорошо», Д.И. Фонвизин « Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума » Н.В Гоголь « Мертвые души», Фадеев «Молодая гвардия» Всесторонний анализ произведения. Глубокое проникновение в сущность идейно-тематического содержания произведения. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Почему так назван рассказ? Ведь пленников два. 4. Работа с иллюстрациями. Название иллюстрации. Вопрос : «Как соотносится содержание картины, её название» .т.е как выражается тема и основная мысль картины в её названии. А.Фадеев « В основе произведения должна лежать продуманная идея». 5 Эпиграф. Н.В. Гоголь «Ревизор» На зеркало пенять ночи, коль рожа крива. Пушкин «Капитанская дочка» Береги платье снова. Тургенев « Записки охотника» Жанры сочинений
Указать точный вид работы. Рассказ, описание, характеристика, отзыв, эссе. Газета, заметка, интервью, репортаж, фельетон, статья, очерк Работа над жанрами Повествовательные сочинения. Рассказ о событии во времени. Схема:
Рассказ – это разновидность повествовательного сочинения. Завязка, кульминация, развязка ( можно начать с кульминации). Описание – композиционная схема.
Рассуждение
Затруднения учащихся
Рассказ – самый увлекательный жанр. Способствует активному развитию выразительной, яркой речи, сохраняя живую индивидуальность личности. Рассказ на основе увиденного, требует домысливания. Художественное описание правдиво отражают явления, но в яркой выражаются в яркой форме. Деловые описания- это инструмент описания. Закрепление умений и навыков Тренировочное упражнение приложение 4 Примеры сочинений написанных учащимися приложение 5 Языковые средства сочинения . Для практической работы «Редактирование и совершенствование написанного» 1. Умение переделывать, улучшать написанное. Уметь находить отклонения от темы, ненужные подробности. Ошибки учащихся: часто пишут сразу набело, не исправляют, не видят погрешностей. Цели: воспитывать бережное отношение к слову. Учить пользоваться языковыми средствами, научить соотносить тему сочинения с содержанием. 1. Языковые средства сочинения. 1. Чтение сочинения. Анализ языковых средств сочинения. Работа по обогащению словаря Карточки для самостоятельной работы Карточка № 1 Задание. Устранить неоправданное повторение выделенного слова.
Анализ сочинения и языковых средств работы «Как я потерялась». Много лишнего. Объём различных форм учебной нагрузки. Всего аудиторских занятий - 12 (в т. ч лекций - 4) Практических занятий - 6 Самостоятельная работа – 24 Проектная деятельность – 4 Защита проектов, рефератов - 2 Форма контроля: творческие работы различных жанров. Объём программы - 36 чел. В т. ч. очно - 12 Самостоятельно - 24 Категория слушателей - уч-ся 9 классов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |