ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Односоставные предложения. Урок первого обобщающего повторения. 8-й класс

Добавлено: 2013.07.29
Просмотров: 850

Лихненко Александра Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

– повторить и обобщить изученное о каждом из типов односоставных предложений;
– учить отличать неопределенно-личные от определенно-личных и безличных; показать роль этих предложений в речи;
– развивать навыки самостоятельной работы учащихся и создавать на уроке ситуацию успеха.

Методические

приемы: самостоятельная и творческая работа, синтаксический разбор предложений, работа по схемам.

Оборудование: оформление стенда “Сегодня на уроке”; портрет М.Ю.Лермонтова, литературный эпиграф – слова Прокофьева; словарик урока, “модель” рабочего стола писателя: гусиное перо, свиток чистой бумаги, свечи, Библия, стихи поэта; репродукции картин М. Лермонтова, иллюстрация И.И.Шишкина к стихотворении “На севере диком”.

Ход урока

I. Задание:

из записанных в кабинете высказываний писателей о русском языке назвать только те, что представляют собой односоставные предложения (Приложение 1).

С русским языком можно творить чудеса!

(К.Паустовский)

II. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

Ребята! На этом уроке, как и на всех уроках русского языка, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается “творить чудеса” великим писателям.

Сегодня речь пойдет о творчестве М.Ю.Лермонтова. Посмотрим, как и зачем использует односоставные предложения поэт и те, кто пишет о нем. Записываем тему урока. “Односоставные предложения”

III. Работа по карточкам у доски.

Карточка № 1.

Отгадать из какого стихотворения М.Лермонтова эти рифмующие слова, выполнить синтаксический разбор первого предложения:

… одинокий
… голубом…!
… далекой?
… родном?

Карточка № 2.

Вставить пропущенные буквы, определить количество орфограмм, выполнить синтаксический разбор предложения:

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи н_чующий обоз
И на холме средь ж_лтой нивы
Чету б_леющих б_рез.

(М.Лермонтов)

Карточка № 3.

Выполнить фонетический разбор слова белеющих.

IV. Работа с классом.

Задание классу. Продолжите и запишите на память отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова:

И снится ей всё,
Что в пустыне далекой
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Индивидуальные задания:

а) написать миниатюру – представление картины написанной М.Ю.Лермонтовым;

б) написать миниатюру о стихотворении М.Ю.Лермонтова “На севере диком,” используя иллюстрацию Шишкина к этому стихотворению.

(Приложение 2)

Анализ текста:

– В чем смысл этих строк?

– Сколько простых предложений входит в этот текст?

– Назовите односоставные предложения в тексте.

– Какие орфограммы входят в этот отрывок?

– Как вы думаете, у слова горючий одно или несколько значений?

– Почему же утес, большой и крепкий назван горючим?

(Приложение 3)

1. От синтаксического разбора перейти к теме урока.

– Какие предложения называются безличными?

Задание классу:

– Выписать из сборника стихотворений М.Ю.Лермонтова безличные предложения.

– Проверка.

– Послушайте миниатюру о стихотворении М.Ю.Лермонтова “ На севере диком, …”, обратите внимание на стилистическую роль безличных предложений (показ иллюстрации). (Приложение 2)

2. Прослушайте, пожалуйста. слова М.Ломоносова и догадайтесь, о каком из типов односоставных предложений идет речь: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола украшению и важности служит”.

– Какие предложения называются определенно-личными?

Слово учителя. Ребята, давайте заглянем в комнату поэта. Какие предметы здесь есть? Вот конверт, нам пришло письмо. Зачитываю.

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!

Задание: – Давайте побудем наедине с поэтом. О чём бы вы хотели с ним поговорить?

Используйте определенно-личные предложения и слова, присущие эпистолярному жанру: благодарю, поздравляю, жму руку, прошу, желаю, шлю привет, целую.

Кстати, при глаголах мысли и чувства личные местоимения опускаются.

Проверка работ по желанию. (Приложение 4)

3. – Как ученый – лингвист Пешковский писал о неопределенно-личных предложениях? (зачитать)

“… действительное лицо намеренно устранено, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное.”

– Какие предложения называются неопределенно-личными?

Задания классу.

Выписать из сборника стихотворений М.Ю.Лермонтова неопределенно-личные предложения.

Заслушивание миниатюры – представления картины М.Ю.Лермонтова

“Крестовая гора”

4. Каждое предложение– картины

– Это о каких предложениях пишет Л.Н.Толстой?

– Какие предложения называются назывными?

– Привести (устно) примеры из стихотворений М.Ю.Лермонтова.

Групповые задания:

1 группа: написать ремарки к воображаемому сценарию любого эпизода произведений М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Бородино”, “Песня про купца…”.

2 группа: найдите односоставные предложения, графически их обозначьте.

(Приложение 5)

V. Контрольный срез знаний. (Приложение 6)

VI. Домашнее задание.

Учитель, обращая внимание на свиток бумаги, перевязанный лентой,

– Ребята, перед вами чистый лист бумаги. Это, наверное, символичное приглашение попробовать свои силы, получив урок у великого мастера. Кто знает, что появится на этом чистом листке бумаги? Это могут быть путевые заметки, дневниковые записи или поэтическая зарисовка.

Давайте обратимся к словам А.Прокофьева:

Лермонтов! Сияющее слово.
И обращено не к нам одним.
Вечно молодо оно
И вечно ново.

– Как вы понимаете эти слова?

Приложения