Преподавание русского языка Односоставные предложения. Урок первого обобщающего повторения. 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.29 Просмотров: 961 Лихненко Александра Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели урока: – повторить и обобщить изученное о каждом из типов односоставных предложений; Методические приемы: самостоятельная и творческая работа, синтаксический разбор предложений, работа по схемам. Оборудование: оформление стенда “Сегодня на уроке”; портрет М.Ю.Лермонтова, литературный эпиграф – слова Прокофьева; словарик урока, “модель” рабочего стола писателя: гусиное перо, свиток чистой бумаги, свечи, Библия, стихи поэта; репродукции картин М. Лермонтова, иллюстрация И.И.Шишкина к стихотворении “На севере диком”. Ход урокаI. Задание:из записанных в кабинете высказываний писателей о русском языке назвать только те, что представляют собой односоставные предложения (Приложение 1). С русским языком можно творить чудеса! (К.Паустовский) II. Сообщение темы и цели урока.Слово учителя. Ребята! На этом уроке, как и на всех уроках русского языка, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается “творить чудеса” великим писателям. Сегодня речь пойдет о творчестве М.Ю.Лермонтова. Посмотрим, как и зачем использует односоставные предложения поэт и те, кто пишет о нем. Записываем тему урока. “Односоставные предложения” III. Работа по карточкам у доски.Карточка № 1. Отгадать из какого стихотворения М.Лермонтова эти рифмующие слова, выполнить синтаксический разбор первого предложения: … одинокий Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, определить количество орфограмм, выполнить синтаксический разбор предложения:
(М.Лермонтов) Карточка № 3. Выполнить фонетический разбор слова белеющих. IV. Работа с классом.Задание классу. Продолжите и запишите на память отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова:
Индивидуальные задания: а) написать миниатюру – представление картины написанной М.Ю.Лермонтовым; б) написать миниатюру о стихотворении М.Ю.Лермонтова “На севере диком,” используя иллюстрацию Шишкина к этому стихотворению. Анализ текста: – В чем смысл этих строк? – Сколько простых предложений входит в этот текст? – Назовите односоставные предложения в тексте. – Какие орфограммы входят в этот отрывок? – Как вы думаете, у слова горючий одно или несколько значений? – Почему же утес, большой и крепкий назван горючим? 1. От синтаксического разбора перейти к теме урока. – Какие предложения называются безличными? Задание классу: – Выписать из сборника стихотворений М.Ю.Лермонтова безличные предложения. – Проверка. – Послушайте миниатюру о стихотворении М.Ю.Лермонтова “ На севере диком, …”, обратите внимание на стилистическую роль безличных предложений (показ иллюстрации). (Приложение 2) 2. Прослушайте, пожалуйста. слова М.Ломоносова и догадайтесь, о каком из типов односоставных предложений идет речь: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола украшению и важности служит”. – Какие предложения называются определенно-личными? Слово учителя. Ребята, давайте заглянем в комнату поэта. Какие предметы здесь есть? Вот конверт, нам пришло письмо. Зачитываю.
Задание: – Давайте побудем наедине с поэтом. О чём бы вы хотели с ним поговорить? Используйте определенно-личные предложения и слова, присущие эпистолярному жанру: благодарю, поздравляю, жму руку, прошу, желаю, шлю привет, целую. Кстати, при глаголах мысли и чувства личные местоимения опускаются. Проверка работ по желанию. (Приложение 4) 3. – Как ученый – лингвист Пешковский писал о неопределенно-личных предложениях? (зачитать) “… действительное лицо намеренно устранено, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное.” – Какие предложения называются неопределенно-личными? Задания классу. Выписать из сборника стихотворений М.Ю.Лермонтова неопределенно-личные предложения. Заслушивание миниатюры – представления картины М.Ю.Лермонтова “Крестовая гора” 4. Каждое предложение– картины – Это о каких предложениях пишет Л.Н.Толстой? – Какие предложения называются назывными? – Привести (устно) примеры из стихотворений М.Ю.Лермонтова. Групповые задания: 1 группа: написать ремарки к воображаемому сценарию любого эпизода произведений М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Бородино”, “Песня про купца…”. 2 группа: найдите односоставные предложения, графически их обозначьте. V. Контрольный срез знаний. (Приложение 6)VI. Домашнее задание.Учитель, обращая внимание на свиток бумаги, перевязанный лентой, – Ребята, перед вами чистый лист бумаги. Это, наверное, символичное приглашение попробовать свои силы, получив урок у великого мастера. Кто знает, что появится на этом чистом листке бумаги? Это могут быть путевые заметки, дневниковые записи или поэтическая зарисовка. Давайте обратимся к словам А.Прокофьева:
– Как вы понимаете эти слова? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |