Преподавание русского языка Открытый урок русского языка в 6-м классе (УМК под ред. С.И. Львовой) в форме заочной экскурсии по Байкалу "Правильное употребление имен числительных в речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.28 Просмотров: 985 Савина Лариса Андреевна, учитель русского языка и литературы Задачи:
Оборудование: карточки с текстом, путевые листы экскурсантов, толковый и орфоэпический словари, фотографии с видами озера Байкал, мультимедийное оборудование, презентация. Ход урока I. Организационный момент. - Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Откройте тетради, запишите число, тему урока. II. Постановка задач урока. - Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой сегодня на уроке? - Да, мы будем говорить о правильном употреблении имён числительных в речи, особое внимание уделим грамматическим, орфографическим и орфоэпическим нормам. Также совершим заочную экскурсию по озеру Байкал. [Слайд 1] Вы ещё раз убедитесь, что имя числительное - важная часть речи, без которой не обойтись при общении. В конце урока вы должны будете оценить свою работу и работу одноклассников на уроке. III. Работа по теме урока. - Что такое норма языка? - Что означает словосочетание "грамматическая норма"? (Правила образования форм слова, словосочетаний и предложений.) - Что такое орфографическая норма? (Регулирует правильное написание слов.) - Орфоэпическая? (Устанавливает правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.) - А что такое экскурсия? Объяснение, данное учениками, предлагается сравнить с толкованием значения этого слова в толковом словаре: - Посмотрите значение этого слова в словаре. В каком же словаре будете его искать? - Так как в толковом словаре, находящемся в приложении к учебнику, этого слова нет, мы послушаем учащегося, который выписал лексическое значение слова из Словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова. - Экскурсия - : [Слайд 2] - Слово имеет два значения. Какое подойдёт к нашему уроку? - Запишите его в тетрадь, оформив предложение в соответствии со схемой [ cущ.в им. п. - сущ. в им. п.]. Назовите подлежащее и сказуемое, объясните постановку знаков препинания. - Подберите однокоренные слова к этому к этому слову, объясните их лексическое значение. (Экскурсант - участник экскурсии. Экскурсовод - руководитель экскурсии.) - Сегодня на уроке вы выступите в роли и экскурсантов, и экскурсоводов. В путь! - Представьте, что вы на Байкале. (Подготовленный ученик читает текст "Синь синяя:) [Слайд 3] Cинь синяя. И не видно края, и нет у неё границ и берегов, и где-то за туманом синь воды переходит в синь неба, и стоит первозданная библейская тишина, которая если где и сохранилась в наш шумный век, то лишь на вершинах гор и вот здесь, на Байкале. Катер не плывёт, а словно парит в этой синеве. Сказка: - А путешествовать будем вот на этом, а, может быть, и на другом катере. [Слайд 4] - Устно опишите воображаемый катер, используя имена числительные. - Ребята, у каждого из вас есть путевые листы экскурсантов. Подпишите их: свою фамилию и имя напишите в родительном падеже. Сегодня на уроке мы будем их заполнять. - Прежде чем сделать первую запись, давайте прочитаем текст, который у вас на карточках. Славное море. Именно так называли Байкал путешественники ещё в середине 17 века. Однако, вода в нём не солёная. Это самое глубокое озеро в мире. Его глубина достигает 1637 метров. Водные запасы более 25000 кубических километров. Это 23 Аральских и 92 Азовских морей. Вода в озере настолько прозрачна, что если бросить в него белый диск диаметром в 20 сантиметров, то он будет виден на глубине 40 метров. Возраст Байкала около 25000000 лет. - Есть ли в этом тексте числительные? Посчитайте, сколько их. Назовите их. Почему вы решили, что это числительные? - Какие бывают числительные по значению и грамматическим признакам? - Чем они отличаются? - На какие группы делятся количественные числительные? - Какими могут быть количественные и порядковые числительные по строению? Чем они отличаются друг от друга? - Начнём оформление наших путевых листов. Встречающиеся в тексте словосочетания числ. + сущ. занесите в нужные графы таблицы, записав все числительные словами. Укажите их падеж и объясните правописание. - Проверяем. У кого есть ошибки, исправьте их. Один ученик на доске в это время склоняет числительное 1637 (метров). Затем - проверка. - Как произносится слово тысяча в разговорной речи, смотрите в соответствующем словаре в приложении к учебнику? - Как склоняются составные количественные числительные? Просклонять устно 40 (метров). - Как склоняются порядковые числительные? Устно просклонять 17(век). Физкультминутка (проводит физорг класса). - Ребята, а вы знаете, сколько видов животных и растений обитает на Байкале? - Давайте с этим вопросом обратимся к экскурсоводу. Подготовленный ученик рассказывает: - В озере обитают 1800 различных видов животных и растений, многие из которых нигде кроме Байкала не встречаются. [Слайд 5] Например, нерпа. голомянки, омуль. - Сделайте ещё одну запись в путевом листе, внеся в него словосочетание числ. + сущ. из прослушанного предложения, объясните правописание числительного. - Скажите, в каких числительных после первого корня пишется мягкий знак? - Ну, а теперь мы отправимся в бухту Песчаную. Слово экскурсоводу. [Слайды 6, 7, 8] Подготовленный ученик рассказывает: - Эта бухта покоряет с первого взгляда. По краям бухты - причудливые нагромождения скал. Почти к воде подошла мрачная скала Будда. Деревья на песчаном берегу необычны. Ветер выдул из-под корней грунт и словно поставил деревья на высокие ходули. Их так и зовут - "ходульные". Солнечных дней здесь больше, чем на некоторых южных курортах, а осадков выпадает в 4 раза меньше, чем в Сочи. - Назовите числительное, которое есть в рассказе экскурсовода. Какое оно? Куда мы его запишем? - Девочки склоняют 4 (яблока), мальчики - 4 (девочки). - Какой вывод можно сделать о склонении числительных 1, 3, 4 в сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными? - Чем же ещё может удивить Байкал? Послушаем экскурсовода. [Слайд 9] Рассказывает подготовленный ученик: На озере много минеральных источников, там можно построить немало курортов. В 1759 году начал действовать курорт Горячинск. Легенда приписывает его открытие неизвестному охотнику, который оставил умирать у горячего источника раненую хищниками собаку, а сам ушёл дальше. Возвращался тем же путём, он изумился - собака его совершенно выздоровела, а следы её привели к горячему ключу. Тогда охотник сам искупался в нём, и давняя болезнь перестала его мучить. Тогда весть о волшебной воде разнеслась по всему Байкалу. - Устно просклоняем числительное 1751 (год). Объясните орфограммы. - А с какими числительными мы сегодня не поработали? (Дробными). - Из каких частей состоят дробные числительные и как склоняются? - Как склоняется полтора? - Что вы знаете о собирательных числительных? - Итак, наша экскурсия завершилась. [Последний слайд] Слово "байкал" в переводе с тюркского означает "богатое озеро". Не зря оно получило такое название. Байкал - это неповторимое творение природы. - Какую пользу принёс вам урок? - Выполнили ли вы задачи, поставленные в начале урока? - Посмотрите на путевые листы. Много ошибок вы допустили? - Оцените свою работу на уроке. - А кто из одноклассников работал лучше и хуже вас? Почему? Домашнее задание: продолжить заполнение путевых листов, выполняя упражнение 780; упр. 779 или 786. Путевой лист экскурсанта::::::::::::::::::
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |