Преподавание русского языка Разработка урока "Сложные предложения с различными видами связи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.24 Просмотров: 1039 Демиденко Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Задачи урока:
Методические приемы: проверка домашнего задания: чтение отрывков из творческих работ учащихся, выразительное чтение стихотворения, сравнительный анализ предложений; редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями (богатство синтаксической синонимии); составление схем предложений и их характеристика; наблюдения над интонацией сложных предложений с различными видами связи; схематический диктант; подведение итогов урока; запись домашнего задания; Методы:
Оборудование: файл с печатным материалом: "Зоологический центр". Фотографии тигров. Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися синтаксического принципа пунктуации и, как следствие, овладение ими пунктуационной зоркостью. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Постановка цели урока Мотивация. Слово учителя: Сегодня урок совершенствования знаний, умений, навыков. Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Это слова профессора-лингвиста Добиаша : «…задача синтаксиса состоит в уразумлении схем, по которым из отдельных слов строятся сложные мысли» Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать сложные предложения? Ученики выдвигают предположения: – Чтобы мы могли строить сложные мысли. Слово учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. Учитель (корректирует выводы и цель урока): Если на прошлом уроке мы познакомились с понятием «Сложные предложения с различными видами связи», то на этом уроке должны: закрепить данное понятие; отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора), умения обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака. III. Актуализация знаний по теме Фронтальный опрос: Учитель: Какая синтаксическая конструкция называется «Сложное предложение с различными видами связи»? (Если в состав СП включены предложения, соединенные между собой различными видами связи: сочинительной, бессоюзной, то такая конструкция называется СП с различными видами связи.) IV. Повторение первичных знаний о СП с различными видами связи Задания такого типа формируют умение школьника сопоставлять сходные явления, группировать факты языка по сходным признакам. Использование проблемного задания. Учитель предлагает сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и чем они отличаются. Ученики сравнивают, сопоставляют и делают выводы. Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение. V. Проверка домашнего задания Учитель. Вам необходимо было подготовить выразительное чтение стихотворение дальневосточного поэта Петра Комарова и выполнить грамматическое задание: составить схему выделенного стихотворения, дать характеристику. (см.Приложение). Оно посвящено дальневосточному тигролову Богачеву и называется «Тигролов». (Использование стихотворения оживляет урок, звучание ритмической речи, поэтического слова повышает общую языковую культуру школьников, а также идет отработка умения правильно интонировать предложения с различными видами связи в устном высказывании и при чтении). Заслушиваются 1-2 ученика. Класс слушает и участвует в оценивании выступающих. (Развивается умение оценивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач) Суровое прозвище это недаром дано мужику: он каждую зиму и лето уходит за зверем в тайгу, где синим одеты туманом Сихотэ-Алиня верхи, где с кедров зеленым кафтаном свисают тяжелые мхи, идет по лесам нелюдимым, шагает по чаще лесной, охотничьим греется дымом и спит на снегу под сосной. Это СП с различными видами связи, где I и II части – бессоюзное сложное предложение. 2, 3, 4 – сложное подчиненное предложение с несколькими придаточными, связанными однородным соподчинением. Учитель. Сейчас мы внимательно послушаем творческую работу «Что я знаю о тигре» (опережающее задание для конкретного ученика) и определим, какие синтаксические конструкции ученик использовал. Ученики выдвигают версии, автор работы отслеживает правильные ответы. Активизируется внимание учащихся, а через умение слышать и определять виды синтаксических конструкций развивается пунктуационное чутьё, или зоркость. VI. Закрепление нового материала 1. Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности. Учитель задает проблемное задание: На доске предложение и схема. Восстановите цепочку моих рассуждений и сделайте вывод. Когда в тайге происходит встреча, тигру, как говорят исследователи, дано свыше познать на расстоянии характер любого человека, и он умышленно позволяет увидеть себя только трусливому. Ученики сопоставляют количество простых предложений в схеме и основ в исходном предложении. Делают вывод о правильном построении схема, т.к. исходное предложение осложнено вводным предложением: как говорят исследователи. Идет осмысление и обобщение теоретического материала и его анализ. Задания подобного типа формируют умение школьников сопоставлять сходные явления, группировать факты языка по сходным признакам. 2. Наблюдение над предложением. Отработка умений правильно ставить знаки препинания в предложениях с различными видами связи, осложненными вводными предложениями. 3. Самостоятельная работа. Записать предложения, расставить знаки препинания и составить схему. Как сообщает журнал «Следопыт», тигр должен убить и съесть 30-50 крупных животных, и, следовательно, ему нужен участок леса, в котором живет не меньше такого количества. 4. Самоконтроль. Сравнение с образцом. Анализ своей работы. 7. Ролевая ситуация. Работа в парах Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию. Учитель. Перед вами небольшой текст. Если бы вы были редактором журнала, отправили бы его в печать? Обсудите текст товарищем по парте, подумайте и обоснуйте свой ответ. Отредактируйте текст, замените эти 5 предложений одним СП с различными видами связи, осложненным обособленным членом предложения. Какие виды связи вы использовали? Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить. (Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить) 8. Работа с текстом Учитель. У вас на столах лежит текст, прочитайте и озаглавьте его. (Отрабатывается умение видеть главное и выделять). Карандашом расставьте знаки препинания (развитие пунктуационной зоркости, отработка умений обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака). Текст для работы. (У детей на столах текст без знаков препинания) Живут в с. Гайворон Спасского района Приморского края удивительные люди – супруги Виктор Георгиевич и Елена Васильевна Юдины. Именно их усилиями здесь создан уникальный Зоологический центр. Помню, как несколько лет назад Виктор Георгиевич «познакомил» нас со своими питомцами, которые выросли и стали родоначальниками целой «династии» уссурийских тигров. Тигрята производили впечатление вполне ручных и безобидных, хотелось протянуть руку и погладить, но Елена Васильевна отговорила: все-таки это тигренок, а не киска. Полученные в центре тигрята пополняют зоопарки мира, как носители «дикого» генофонда, занесенные в Международную племенную книгу. Трудно переоценить вклад супругов Юдиных в науку и в сохранение диких видов редких животных. В Зоологическом центре охотно принимают детей, потому что верят: человек должен с раннего детства постичь истину: не навреди природе – ты неотъемлемая часть её, а разум дан человеку для того, чтобы жить в мире с братьями нашими меньшими. – Итак, ваши варианты заглавий текста. Домашнее задание: составьте схему и дайте характеристику выделенного предложения. 9. Промежуточный контроль по теме. Самостоятельная работа. Схематический диктант ( Контроль умения учащихся осознавать структуру предложения через выражение её в схеме). Учитель дважды читает каждое предложение. Ученики, не записывая предложения, на слух составляют схемы прочитанных предложений и сравнивают после с представленными учителем схемами. Взаимопроверка.
10. Анализ промежуточного контроля 11. Итог урока Учитель оценивает работу класса в целом и по персоналиям. Рефлексия: – Какая сквозная тема прослеживалась на нашем уроке? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |