Преподавание литературы Интегрированная программа (литература + информатика) дополнительного образования "Создаем детскую книгу"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.22 Просмотров: 884 Василевская Вера Константиновна, учитель информатики; Яновская Светлана Евгеньевна, учитель литературы Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Программа дополнительного образования по литературе “Создаем детскую книгу” Предназначена для учащихся 6 класса Пояснительная записка Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами интегрированного подхода (литература и информатика). Она составлена на основе экспериментального курса “Литература как предмет эстетического цикла” (авторы З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина). Актуальность данной программы состоит в том, что её реализация позволит приобщить учащихся к художественной литературе в разных её аспектах, привить обучающимся художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств. Цель программы – воспитание эстетически развитого читателя путем создания детских творческих работ, а также раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся. Задачи программы Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Отличительные особенности и новизна программы Исходным для курса является отношение “автор – художественный текст – читатель”. Оно соответствует концепции М.М.Бахтина о “заочном” диалоге между читателем и писателем. Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые выступают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка, т. е. работа в позиции критика, и владение законом художественной содержательной формы. Работая в позиции автора, ребенок сам пытается сочинять. Эта работа в нашем курсе – ведущая. Мы ее рассматривали как главное условие литературного развития читателя, реализуя принцип, провозглашенный когда-то М.А. Рыбниковой: “От маленького писателя – к большому читателю”. Необходимость “бывания” в авторской позиции для развитого читателя подчеркивал и М.М.Бахтин. И еще одну, не менее важную способность развивает работа “автора-художника”: она вырабатывает особое отношение к неповторимому конкретно-чувственному облику внешнего мира, помогает открывать за ним внутреннюю жизнь этого мира, родственную собственной внутренней жизни ребенка. Говоря словами М.М.Пришвина, практика художественного творчества развивает “родственное внимание” к окружающему миру, на котором основано художественное видение действительности. Формы и режим занятий Занятия проходят в форме лекций, бесед, сообщений, практических занятий в аудитории 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом по 10 минут. Ожидаемые результаты и способы их проверки Детские творческие работы после неоднократных обсуждений и иллюстрирования оформляются в книги детского творчества “Проба пера”, которые издаются ребятами, работающими по программе “Создаем детскую книгу” по информационным технологиям. Книги выходят с определенной периодичностью. Формы подведения итогов реализации программы Презентация книг детского творчества “Проба пера” совместно с ребятами из кружка по информационным технологиям. Учебно-тематический план
Содержание программы 1. Введение. Цели и задачи кружка, результат – книга детского творчества. 2. Точка зрения героя-рассказчика в литературном произведении. Способы передачи точки зрения животного. Практические занятия. Написание рассказа от лица животного. Написание рассказа “Воспоминания старой обуви”. Обсуждение детских работ. Доработка рассказов. 3. Особенности фольклорных жанров. “Считалка”, “Скороговорка”, “Загадка”, “Сказка”. Литературоведческие понятия: ритм, звукопись, метафора, сказочные формулы, постоянные эпитеты, задача и композиция жанра. Особенности построения сюжета волшебной сказки. Использование приемов фольклорных жанров в авторской литературе. Практические занятия. Написание считалок, скороговорок, загадок, стилизаций на волшебную сказку. Обсуждение. Доработка сочинений. 4. Жанр “Басня”. Особенности жанра “Басня”. Понятие аллегории. История развития жанра “Басня”. Мастерство известных баснописцев. Практические занятия. Написание басен на сюжет Эзопа и на собственный сюжет. Обсуждение и доработка басен. 5. Русская народная волшебная сказка. Особенности стиля. Практические занятия. Написание стилизации на тему русской народной сказки: “Волшебная поляна”, “В тереме Василисы Прекрасной”, “Путь через лес”. Обсуждение детских работ. Доработка стилизаций. 6. Разработка известных сказочных сюжетов разными авторами. Практические занятия. Использование приема Дж.Родари “бином фантазии”: “перевирание сказки”, “перевирание сказки”, история, основанная на соединении случайных предметов, необычный герой (стеклянный человек и т.п.). 7. Сказки Андерсена (“Штопальная игла”, “Пастушка и трубочист”, и др.). Практические занятия. Написание сказок с главным героем-предметом. 8. Стихотворная форма “Хайку”. Особенности. История создания. Основные авторы. Современная жизнь жанра. Практические занятия. Написание этюдов на темы: “Дерево”, “Дорога”, “Ветер” и т.д. Написание хайку на темы “Зима”, “Весна”. Обсуждение детских работ (хайку). Доработка сочиненных хайку. 9. Теория стихосложения. Виды рифм. Акростих. Белый стих. Стихотворная форма “Лимерик”. Особенности лирического стихотворения. Стихотворный размер гекзаметр. Каламбур, способы его создания. Практические занятия. Игры в стихосложение (буриме, дописать строку и т.д.). Написание лирических стихотворений на заданную и свободную тему. Обсуждение написанных стихотворений и их доработка. Написание лимериков и их обсуждение. Стилизация гомеровских текстов. Освоение гекзаметра. Сочинение каламбуров. Обсуждение детских работ. 10. Пародия. Практические занятия. Создание стихотворной пародии. Обсуждение работ. 11. Подготовка сборников детского творчества “Проба пера”. Обсуждение состава и оформления книг. 12. Свободное творчество. Список литературы.
Программа дополнительного образования по информатике “Создаем детскую книгу” Предназначена для учащихся 6 класса Пояснительная записка Настоящая программа имеет научно-техническую и художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий и практики дизайнерской работы. Целью программы является:
Особенностью программы является то, что она разработана с учетом программы интеграции с литературой. Реализация программы предполагает решение ряда практических задач: – знакомство учащихся с принципами создания печатной публикации; Режим занятий. Занятия проходят в компьютерном классе 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом по 10 минут. Учебно-тематический план
Содержание программы Тема 1. Основы техники безопасности. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в компьютерном классе. Тема 2. История создания детской книги. Знакомство с историей и технологией создания детской книги. Тема 3. Печатная публикация. Знакомство с понятием печатная публикация, рассмотрение типов публикаций. Тема 4. Создание печатной публикации. Знакомство с основными возможностями программы MS Publisher. Работа с текстом. Работа с рисунками и объектами. Печать публикации. Тема 5. Технология работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Средства создание растровой графики. Основные приемы работы с растровой графикой на примере программы MS Paint. Тема 6. Основные принципы построения композиции. Объединение по однородности. Закон ограничения. Симметрия. Сочетаемость цветов. RGB-модель цветообразования. CMYK-модель цветообразования. Тема 7. Создание детской книги с использованием компьютерной графики. Набор текста, подготовка иллюстраций, выполненных на компьютере. Разработка макета книги. Создание книги в MS Publisher. Печать книги. Тема 8. Сканирование и обработка текста. Практическая работа со сканером: сканирование текста с последующим распознаванием и оформлением в виде текстового файла. Работа с программой FineReader. Тема 9. Сканирование и обработка изображений. Сканирование изображений: режимы сканирования; разрешающая способность и цветовая палитра: рациональный выбор между качеством сканируемых изображений и размером графического файла; выбор графического формата. Тема 10. Создание детской книги с иллюстрациями, выполненными карандашами и красками. Набор текста, сканирование и обработка иллюстраций, выполненных карандашами и красками. Разработка макета книги. Создание книги в MS Publisher. Печать книги. Тема 11. Оформление стихотворного текста. Особенности оформлении стихотворного текста. Набор текста, сканирование и обработка иллюстраций, выполненных карандашами и красками. Разработка макета книги. Создание книги в MS Publisher. Печать книги. Список литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |