Преподавание литературы Открытый урок по литературе. 8-й класс. "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.22 Просмотров: 2294 Аржавикина Инна Александровна, учитель Эпиграф: Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят.
Ход урока. I. Организационный момент. В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию – в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты. А между тем личность – это сложное переплетение индивидуального и общего. Эти два противоречивые свойства в жизни выступают в неразрывном единстве, порождая своим противоборством неисчислимые тонкости человеческого поведения, а, следовательно, и внешних признаков его – мимики, жестов, даже характера причёски и одежды. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека. III. Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости. Но тем не менее в известной пьесе Ноэла Кауарда “ Обнаженная со скрипкой” Герой Джейкоб говорит: “Посетите галерею Тейт и посмотрите “Портрет Маджори” Сородэна. Постойте перед ним спокойно, вникните в него. Стойте час, два, а если понадобится и три….” Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны его и попытаться объяснить причину странного превращения фитюльки, спички, мальчишки в сановника, в генеральскую персону. В этом нам поможет бессмертный текст комедии, фильм “Инкогнито из Петербурга” режиссёра Гайдая, ваше прочтение пьесы и денотатный граф, который мы будем конструировать на протяжении нашего урока. Итак, знакомьтесь: “Иван Александрович Хлестаков из Петербурга”! IV. Объяснение нового материала. V. Проверка домашнего задания.
- Индивидуальное задание – Рецензия на выразительное чтение. - О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип? (“+”: “каждый день доставай билеты в кеятр”; “-”: “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту”, в картишки играет; не платит в трактире). (Эти признаки записываются на доске двумя учениками в две колонки). Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом. - А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?
- 1 ряд следит за точностью, логичностью, выразительностью речи отвечающего; 2и 3 ряды находят положительное и отрицательное в поведении Хлестакова. Примерная творческая работа. На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами “Трактиръ”. Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. Ему отвели тёмную низенькую комнатку, так что, когда в неё заходишь, нужно пригнуть голову. Посередине комнаты стоит маленький круглый столик без скатерти: на нём видны следы жизни прежних постояльцев: пятна от супа, вина, чернил. В углу комнатёнки, под лестницей, покосившаяся кровать, вся всклоченная, застеленная кое-как покрывалом серо-зелёного цвета. В единственное окошечко, расположенное на уровне пола, не поступают солнечные лучи. В комнате темно. Входит Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице – тоска, скука, в голодных глазах – огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Жёлтые обои с незатейливыми картинками, наклеенными на стенах, создают впечатление безысходности и печали героя на данный момент его жизни. Долго он не может лежать, так как чувство голода не даёт ему покоя. Он вскакивает, ходит по комнате, разнообразно сжимает свои губы и, наконец, говорит громким и решительным голосом: “Эй, Осип!”. Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: “ Ты ступай туда…”. При этих словах Хлестаков прячет глаза, отворачивается от Осипа. Ему не ловко, он не решается уточнить “куда”, поскольку там скорее всего откажут. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остаётся, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Он с трудом поизносит каждое слово. Фраза его изобилует долгими паузами, в голосе звучат извинительные интонации. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно, он подпрыгивает от радости на стуле, прихлопывает в ладоши, речь насыщена восклицательными предложениями. Хлестаков располагается за столом, как знатный господин в дорогом трактире на Невском. Теперь всё чаще звучит в адрес слуги не просьба, не мольба, а “дурак!”, “канальи!”, “подлецы, бездельники!”. После чтения учеником работы прошу 1 ряд оценить работу с точки зрения точности, логичности, выразительности речи. - Какие “+” и “ - ” Хлестакова нашли отражение в этой работе? (“+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде; “-”: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой).
- Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации. (Включаю фрагмент “Хлестаков в доме городничего”.) (“+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; “-”: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы).
Не претендуя на театральную постановку, эту сцену мы постараемся сыграть.
(Учащиеся инсценируют этот эпизод комедии.) - Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей, вжиться в них и полюбить. - Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене? (“+”: Хлестаков понял сущность всех чиновников; “-”: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).
- 2 ряд следит за точностью, логичностью, выразительностью речи, 1 и 3 отмечают качества Хлестакова, которые он проявляет по отношению к женщинам. Примерная творческая работа 2 ряда. Я теперь живу в доме у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, - думаю, прежде всего с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошёл самого себя. И не было мне разницы, кому говорить эти слова – Анне Андреевне или Марье Антоновне. Дочка городничего – полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о её платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала. - 2 ряд, оцените рассказ с точки зрения точности, логичности, выразительности. - Какие качества Хлестакова открыли для себя учащиеся 1 и 3 ряда? (“+”: нравится женщинам; “-”: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).
- 3 ряд следит за точностью, логичностью, выразительностью речи. 1 и 2 ряды выбирают качества Хлестакова, о которых в своём письме говорит Тряпичкин. Милостивый государь, Иван Александрович! Я получил твоё милое и откровенное письмо. Прочитавши его, я мысленно тебя обнял и поцеловал, а потом засмеялся. Какое величие, простота и какая прелесть мысли – ты генерал-губернатор! Ты, верно, произвёл впечатление на всех, несмотря на разность вкусов и мнений. Скажу тебе так же, что П.… был поражён и признал твоё письмо решительно лучшим русским анекдотом. Смею заметить, что ты всегда был не прочь покуражиться, покутить, пожить на широкую ногу. Но там, в глуши, до которой “хоть три года скачи, не доскачешь”, ты превзошел самого себя. Признаюсь, я считал тебя и по части женщин более удачливым, нежели себя. Но представить, что ты волочишься сразу за маменькой и дочкой, даже я не мог. Что касается городничего и прочих, так и тут, в Петербурге, таких не мало. Я чуть не умер от смеху, читая твои замечания об этих людях. Оригинал ты страшный. Но помнится мне, ты и тут точно понимал сущность своих начальников. О себе скажу вообще, хозяин здешней квартиры меня ещё терпит, но денег у меня нет, думаю написать статейку о твоём городничем. Если будешь писать ко мне теперь, то адресуй по-прежнему, если же на тебя найдёт ленивое расположение в деревне и в течение пяти дней не соберёшься писать, предпримешь это гораздо позже, тогда адресуй уже в Гороховую. Затем остаюсь весь твой Тряпичкин. - Слово 3 ряду, который следил за точностью, логичностью, выразительностью речи. - Какие новые качества Хлестакова раскрывает его друг Тряпичкин? (“+”: разбирается в людях “-”: ленив) VI. Обобщение. Выводы урока.
В результате нашей работы на уроке мы сконструировали денотатный граф понятия “Хлестаков”, т.е. составили по ключевым словам словесный портрет, “паспорт” этого героя. Денотатный граф Хлестаков И.А.
- Может ли человек, обладая таким набором “+” и “ - ”, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором? (Нет!) - А почему его принимают за ревизора? (Обратимся к эпиграфу урока: вертопраха, пустейшего, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!). Надо сказать, что критики, читатели и зрители Хлестакова толковали по-разному. Мы же отнеслись к Хлестакову без категоричного осуждения и уж тем более обличения, и ничего клеймящего Хлестакова в комедии Гоголя не услышали. Мы увидели в нём расчётливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего. Каким вы его видите – это будущая работа вашего ума, это рефлексия урока, это ваше домашнее задание. VII. Домашнее задание: подготовить устное сочинение на тему: “Иван Александрович Хлестаков – чиновник из Петербурга”, в котором, используя денотатный граф, вы не только расскажите о Хлестакове, но и выскажете своё отношение к герою. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |