Преподавание литературы Любовная лирика В.В. МаяковскогоNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.21 Просмотров: 1057 Зарипова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка Цели:
Тип урока – урок-анализ лирических произведений. Оборудование
Оформление доски:
Ход урока Вступительное слово учителя. Любовная тема в мировой поэзии занимает одно из первых мест. Вспомним бессмертные художественные образы у Данте (Беатриче), у Петрарки (Лаура), Пушкина, Некрасова, Блока и др. Кто из вас не согласится с тем, что лирика – это прежде всего стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным. В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского. Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово “любовь”. Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.
Биографический комментарий. Поэту не везло на женщин. Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминая: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир”. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует” (обращение к иллюстрациям). Сообщение учащихся “История взаимоотношений Маяковского и Лили Брик”. Я хочу предостеречь вас от слишком буквального отождествления реально существующих людей и героев лирики поэта, ведь искусство всегда стремится конкретно-единичный случай осмыслить как общезначимый. Выразительное чтение стихотворения “Лиличка!” (1916г.) Анализ: – Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма). Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем. – Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор? – Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя? (Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам). Несмотря на грандиозность любовного чувства, для героя соблазнительна мысль о самоубийстве. Обратите внимание на перечисляемые 4 вида добровольной смерти. Герой как бы “заговаривает” сам себя, всеми силами открещивается от рокового исхода. Как мы знаем, сам поэт от него всё-таки не ушёл… – Можем ли мы говорить о способности героя к самоотречению в любви? Почему? – Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её? Любовь
– Скажите, а такую любовь вы встречали в жизни? – А что преобладает в жизни? (Учитель записывает на доске “нижнюю ступень”) (т.е. низший и высший уровень) Риторический вопрос: – На каком уровне находитесь вы? Каждый сам для себя отвечает на этот вопрос. 1-я ступень – это легко, это “как все”, это ревность и т.д. И, в конечном счете, когда жизнь проходит, понимаешь, что ты не был счастлив. 2-я ступень – это сложно, это “ не как большинство”. Но именно это заставляет человека почувствовать себя счастливым. (Это мое личное мнение) Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” (1928) Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери: “ Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…” “Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником” Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви. – Что значит для поэта любовь? (Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.) Это единство земного и небесного. – Какие строки говорят о масштабности этого чувства? (Что значит любить по Маяковскому?) Прокомментируйте эти строки. – Обращение к эпиграфу урока “Письмо Татьяне Яковлевой”. Если предыдущее стихотворение приобретает общественный характер (потому что адресовано официальному лицу), то это произведение изначально не предназначалось Маяковским для печати. Тема предстаёт с иной, драматической стороне. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. – Докажите текстом, что признание в любви соединяется с размышления о жизни. Именно эта двуплановость определяет композиционную структуру стихотворения. Подведение итогов. Выводы.
Письменная работа. (Можно задать её на дом, если не успели на уроке). “Что в личности, жизни и творчестве Маяковского меня привлекло?” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |