Преподавание русского языка Урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие как часть речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.19 Просмотров: 1912 Богдашова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Тип урока:
Технология:
Приемы:
Оборудование:
Ход урока I. Оргмомент. Игра «Мордашки». - Перед вами на столах лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо! (Ученики сигнализируют о своем эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.) II. Словарный диктант. В начале урока проводится небольшой лексико-орфографический диктант из слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Диктант оформляется в виде кроссворда. (Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.) Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора. Кроссворд. (Приложение 1)
III. Формулирование темы и цели урока. Загадка.
- Название этой части речи можно прочитать в кроссворде по вертикали. (Наречие.) - Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Наречие как часть речи».) - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. - Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих. IV. Стадия вызова. 1. Работа в группах. - Задача нашего урока – расширить уже известные нам сведения о наречии. Разделитесь на группы (по 4 человека). Вспомните и обсудите друг с другом все, что вы знаете по этой теме. (На экран проецируются вопросы, которые помогают детям работать в группах) Вопросы:
2. Прием «Корзина идей». - Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев). 3. Составление кластера. - Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья) - Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. 4. Отчет групп. - А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения). - Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера? - Какие трудности встретились вам при его составлении? V. Стадия осмысления. 1. Наблюдение над наречиями. При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется текст. Вот солнце к…снулось тихой воды у берега. Восходя все выше и выше, оно, радостное, благословляет, греет оголен…ую, озябшую землю. Я вид…л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною рождался новый мир, по-иному красивый. Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла…кие звуки имени, звон, скрытый в них. Учащиеся объясняют знаки препинания, выписывают в тетради слова с пропусками букв, обозначают орфограммы и условия их выбора. - Прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора текста и произведение? («В людях» М. Горький.) - Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь.) - Каково лексическое значение слова благословляет?
(как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание удачи. – Ожегов С.И. Словарь русского языка). - Каков состав этого слова? (Благословляет.) Произошло от греческого eulogein (eu – благое, logein – слово, говорить). Этимологически родственны ему по первому корню слова благополучие, благоприятный, благородный, благоухание. Рассуждение о наречии как части речи. - Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся. Восходя выше, по-новому красивый, люблю особенно, как-то особенно. - Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.) Вывод 1-й: наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с глагольными формами (причастием и деепричастием), а также с прилагательными и другими наречиями. - Наречия могут сочетаться и с именем существительным. На экране появляется запись с примерами: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки. - Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, глагольные формы – причастие и деепричастие. - А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие. Следовательно, наречие обозначает признак действия.) - В нашем предложении какие это случаи? (Восходя выше, люблю особенно). А в двух других случаях какое значение наречий? (Признак признака.) А в примерах записанных отдельно? (Взгляд исподлобья – признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.) Вывод 2-й: о грамматическом значении наречия. - Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам – постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.) - Какова синтаксическая роль наречий? Разберем по членам предложения. Я как-то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега. Вывод 3-й: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением (Меня смутил его взгляд исподлобья). Может быть и сказуемым (Сегодня холодно.) - Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному? (Изменяем его; взгляда исподлобья, взглядом исподлобья; зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть речи. У него нет окончаний! - В 1-м предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?) Инструкция: в словосочетании с предполагаемым наречием изменяется главное слово; если изменяется и зависимое – это не наречие; если зависимое не изменяется – это наречие. Заменяем главное слово другим по лексическому значению, но той же частью речи; если меняется зависимое – это не наречие; если не изменяется – наречие. Сравним:
- В 1-ом предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?) Вывод 4-й: наречие – неизменяемая часть речи. 2. Упражнение для мозговой гимнастики. - Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны! Настроение хорошее! Тогда вперед! 3. Прием «Инсерт». - Давайте проверим, все ли правильно вы сказали. У каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас потребуется активное и внимательное чтение, потому что вы должны занести всю информацию в таблицу «ЗУХ». (Приложение 2) 4. Прием «Маркировочная таблица ЗУХ». - А сейчас кратко занесите в таблицу те сведения о наречии, которые вы получили после прочтения текста (таблица у каждого учащегося). 5. Электоронная физминутка для глаз «Солнышко». VI. Стадия рефлексии. 1. Беседа с классом по вопросам. - Что из того, что вы прочитали в тексте о наречии, вам уже было знакомо? 2. Перечислите эту информацию. - Какую новую информацию вы получили, прочитав статью? - Все ли согласны с этой информацией? - Что у вас вызвало сомнение или, с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть? 2. Возвращение к кластеру. - Вернёмся к кластеру, составленному вами в начале урока. Вся ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить? - Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте! - Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией? - Дайте полный устный ответ о наречии с примерами по кластеру. - Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями. 6. Выполнение практических заданий. а) Запись под диктовку. Учащиеся обозначают наречия как члены предложения; над словом, от которого наречие зависит, ставят х. Только что поднялось усталое сентябрьское солнце. Его белые лучи то гаснут в облаках, то серебряным веером падают в овраг ко мне. Откуда-то сверху кричит бабушка: «Ты где?» (М. Горький.) Объясняется правописание суффикса в прилагательных сентябрьское, серебряным, правописание наречий сверху, откуда-то; знаки препинания при однородных членах, в предложении с прямой речью. б) Самостоятельная работа (Упр. 197). в) Анализ художественных текстов. - Какую смысловую роль играют наречия в данных предложениях? (Уточнение места действия - сзади, далеко впереди, далеко влево; показывают неожиданность действия – вдруг; делают высказывание более выразительным – тихо принялось за работу, трудно оторвать, мягко картавя, плавно взмахивая.) - А какова роль наречий в таких предложениях? (Тексты воспроизведены через мультимедиапроектор). 1) Солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светилась под веселым лучом. Как умытые свежо зазеленели луга. Синие и лиловые ирисы пышно раскрылись в траве. (М. Прилуков). 2)
3) Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним во всю ширину горело, как магний. (В. Катаев.) 4) Прорвался печальный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным. (Л. Андреев.) Словарная работа:
Вывод о роли наречий в тексте. - Все тексты урока о солнце. Какие части речи его характеризуют и помогают передать мироощущение писателя? (Прилагательные и наречия). - Так какова роль наречий в художественном тексте? (Наречия делают речь более точной и выразительной). VII.. Заключительный этап. 1. Беседа. - Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей? - Остались ли у вас открытые вопросы? - Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы? 2. Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах по 4 человека). - Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Наречие». Как это делать: Тема (существительное)____________________________________________ Описание (два прилагательных)______________________________________ Действие (три глагола)______________________________________________ Чувство (фраза из 4-х слов)__________________________________________ Повторение сути (синоним темы)_____________________________________ VIII. Домашнее задание. Выучить материал по кластеру; стр. 92, упр. 198; из книги, которую читаете во внешкольное время, выбирать и выписывать на карточки тексты с наречиями (100 слов). (В конце урока поводится тот же психологический тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь). Библиография.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |