Преподавание русского языка Развитие речи "Описание внешности человека". 6–7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.19 Просмотров: 1425 Андреева Анжелика Анатольевна, учитель русского языка Презентации к урокуЗагрузить презентацию (5,23 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели: - дать понятие о портрете художественном, - дать понятие о портрете в литературном произведении, - формировать навыки описания картин, - развивать навыки монологической речи при описании внешности человека, - развивать воображение учеников, - учить составлять собственный текст-описание, - обратить внимание на роль изобразительно-выразительных средств языка при описании внешности человека, - воспитывать чувство прекрасного. Методические приёмы: - объяснение учителя, - беседа, - выразительное чтение, - наблюдение над текстом, - словарная работа, - конструирование синтаксических конструкций, - заранее подготовленное сообщение учащегося, - самостоятельная работа. Оборудование урока: - компьютер, - проектор, - экран или интерактивная доска. Ход урока 1. Слово учителя. Каждому из нас приходилось описывать внешность человека. Обычно мы это делаем, когда хотим рассказать кому-нибудь о человеке, который ему не знаком. Я люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. По внешнему виду многое можно рассказать о человеке. Сегодня на уроке мы попробуем усовершенствовать наше умение описывать внешность человека. Запись темы урока. Слайд 1 2. Беседа. У.: Скажите, пожалуйста, что вы представляете, когда речь идет о портрете? (Картина, на которой изображен человек, лицо человека) Слайд 2 У.: Вы правы: слово портрет заимствовано из фр. portrait, от старофранц. portraire — “воспроизводить что-либо черта в черту”, устар. парсуна — от лат. persona — “личность; особа”— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В зависимости от того, кто изображен на портрете портреты относят к групповым(двойным) и одиночным. Слайд 3 3. Словарная работа. У.: Запомним правописание слова “портрет”, используя его лексическое значение. Запишем в тетради. Слайд 4 У.: С чего мы начнем описание портрета? (Обычно с лица человека) У.: Да, вы правильно ответили, именно лицо говорит главное о человеке. Ведь не даром есть в русском языке выражения: “ потерять лицо”, “на лице написано”, “сразу на лице видно”, “лица на нем нет”. А как вы объясните последнее выражение, что значит “лица на нем нет”? (Кто-то сильно изменился, расстроился, кто-то поменял свой вид из-за чего-то) У.: Обратимся к “Фразеологическому словарю русского языка”. (“Кто-либо страшно побледнел, осунулся, изменился в лице от чего-либо”) У.: Да, ребята, на нашем лице всегда отражаются эмоции. Слайд 5 У.: Название этого портрета нам подсказывает, кто на нем изображен, попробуйте описать эмоции этого мальчика . (Веселое расположение духа, озорной смех, радость, игривость) У.: Таким образом, портрет помогает нам описать эмоции и сделать вывод о характере персонажа. У.: Кто изображен на портрете, представленном на слайде №1? (М.Ю.Лермонтов) Как вы думаете, а что главное в лице М.Ю.Лермонтова? (Его глаза) 4. Выполнение упражнений. У.: Попробуйте, опишите их. (Большие, темные, грустные, печальные, бездонные, таинственные) Слайд 6 У.: О глазах говорят, что они “зеркало души”. Почему? Потому что – это один из наиболее выразительных знаков, поскольку передает важнейшее из пяти чувств. “Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира.” На портрете Антонелло да Мессина. глаза этого мужчины передают его чувства, настроение, его внутренний мир. Попробуйте описать их. Запишите в тетрадь словосочетания по схеме "сущ.+ прил.". У.: Какие ещё важные черты лица мы замечаем? (Нос, лоб, губы, брови) Слайд 7 Задание: подберите прилагательные или причастия, которые нам помогают описать эти детали портрета. Запишите в тетрадь. У.: Многое может рассказать о человеке отдельная деталь портрета. Например, нос. Слайд 8 У.: Подберем образные определения для описания портретной детали. Слайд 9 Заранее подготовленное сообщение ученика о Джироламо Савонарола. У.: Важную роль в описании внешности играет фигура. Если человек сутулый, мы можем заключить, что он вряд ли занимается спортом, что он много времени проводит сидя. Худой человек или полный, подтянутый или расхлябанный - всё это расскажет нам о его здоровье, привычках, характере. 5. Физкультминутка. 6. Беседа. У.: Мимика, жесты тоже очень важны. По ним можно узнать открытый человек или скрытный, раскованный или стеснительный, уверенный в себе или постоянно сомневающийся. Говоря о жестах, на что мы обращаем внимание? (На руки) Слайд 10, 11,12 У.: Мы рассматривали и анализировали художественные портреты известных художников, но сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием словесного портрета, используемого в литературном произведении. Как вы думаете, что такое словесный портрет. - Это портрет, который создается словами, а не красками. - Это описание внешности в литературном произведении. Слайд 13 7. Работа с учебником. Упражнение 76. 8. Наблюдение над текстом. Слайд 14 - Выразительное чтение, ответы на вопросы. У.: Что помогает писателю создать образ Насти? Слайд 15 - Средства художественной выразительности Давайте подумаем над вопросами Слайд 16 9. Выполнение упражнений. - Упражнение 78: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение. - Упражнение 79: выразительная чтение, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. 10. Подготовка к домашнему сочинению. У.: Ваша задача - создать описание внешности знакомого вам человека: взрослого или вашего ровесника. Используя полученные на уроке знания, постарайтесь показать через внешность черты характера человека, проследить за изменениями во внешности: в лице, фигуре в разных жизненных ситуациях, выразите свое отношение к описываемому человеку. Слайд 17 Эти материалы помогут вам составить свои тексты. 11. Домашнее задание: написать черновик сочинения. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |