Преподавание литературы М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказкеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.15 Просмотров: 1688 Пестерева Елена Николаевна Цели:
Приемы: кластер, зигзаг-2, РАФТ. Орг. момент: Учитель объявляет тему. Поговорим о юморе и сатире в сказке. I. Этап Вызова 1. Запишите слово “Сказка”. -Какие сказки вы знаете? (Составляем кластер) - Какому виду сказок можно отнести сказку Салтыкова-Щедрина? - Чем сказка Салтыкова-Щедрина непохожа на них? Она содержит: сатиру, волшебство, юмор, бытовая. Больше похожа на басню, автор использует прием иносказание, сатиру, т.е. осмеивает, критикует как помещиков, так и мужика. II. Стадия Содержание - Объединитесь в экспертные группы (по номерам). Обсудите текст. Прочитайте вопрос и выработайте форму презентации. Обсудите ответ. (Выбирают человека, который будет представлять ответ). 1) Автор заявляет, что его произведение - это сказка. Какими языковыми средствами он подтверждает это название? 2) Какие слова в произведение вам кажутся совершенно не подходящими к стилю сказки? (Использовать толковый словарь) В какой речи они используются? (Официальный, деловой, канцелярские бумаги). Служить – исполнять обязанности, работать. Примите уверение – поверьте. Упразднили – закрыли, отменили. Вводит их для комического эффекта. Тунеядец - человек, который живет за чужой счет, бездельник. Тунеядство – жизнь за чужой счет, чужим трудом (даром есть). 3) Автор смеется над генералами и над мужиком. Одинаков ли этот смех? Смех разный. Автор относится к своим героям по–разному. Как изобразил двух генералов, их жизнь. - Над генералами он смеется зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением. Автор показал, как близко лежит у них звериный инстинкт. - К “мужичине” он относится по-другому. Он восхищается им, что тот может выполнить любую работу в самых тяжелых условиях, его изобразительностью, настойчивостью. Автор недоумевает, как так такой здоровенный мужик может быть покорным и безропотным (дал привязать себя веревкой, позволил ругать себя тунеядцем, в тоже время кормит и поит генералов.) Отношение генералов к мужику. Генералы наградили его рюмкой водки да пятаком серебра – смешно да горько. 4) Какими приемами пользуются писатель и художники-иллюстраторы, изображая героев сказки? Гипербола – преувеличение. 1.Высмеивает генералов, преувеличивая их невежество. 2. Показывает несоответствие слов и действий генералов. Гротеск – несоответствие. Художник изображает генералов маленькими, толстенькими, а мужика большим. Несоответствие - генералы в ночных рубашках и в фуражках гневно обращаются к мужику, хотя могут поместиться у него на ладони. По берегу моря шныряют зайцы, из воды высовывается рыба, над берегом летают птицы, на пальме всякие плоды – а генералы голодные. Мужик голыми руками ловит зайцев. Мужик не осознает своего положения. Мужик гребет- работает веслами. Генералы тут денег загребли – забрали, захватили. Чтобы осмеяние было острым, Салтыков-Щедрин использует в сказке гротеск, фантастику, иронию. Высмеивает зло. 2) Вернитесь в работе группы и обсудите вопросы (учащиеся по очереди рассказывают ответы на вопросы). 3) А теперь проведем презентацию ответов на вопросы. (Отвечает представитель экспертной группы). - Если у вас появятся вопросы, можете задать их эксперту. Стадия РЕФЛЕКСИИ: - С какой темой урока мы с вами сегодня познакомились? Какая основная задача сказки – злое осмеяние рабского терпения, безответственности. - От имени кого или чего вы хотели бы сейчас выступить? Выберите себе какую-то роль: Роль:
- Определите, к какой аудитории вы обратитесь:
- А теперь выберем форму обращения:
- Итак, выбрали тему. Определим роль и аудиторию и в течение 5-10 минут создайте текст. - Обсуждаем. (Зачитаем вслух 3-4 работы) Представьте свои работы в соответствии с жанром. Д/з.: 1) Составить “Краткий словарь” генералов (слова, которые входят в речь генералов.) 2) Чтение по ролям. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |