Преподавание литературы Поэзия Серебряного векаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.10 Просмотров: 1198 Фомина Татьяна Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (2,57 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока:
Тип урока: усвоение новых знаний Оборудование: презентация "Поэзия "серебряного века", задания в тестовой форме (приложение 1); критерии оценки представленного материала (приложение 2), лист самооценки (приложение 3), лист контроля (приложение 4); репродукции картин художников периода "серебряного века" (приложение 5). Ход урока 1. Организационно-мотивационный этап 1.1. Преподаватель зачитывает эпиграф к уроку:
1.2. Преподаватель: Рубеж XIX - ХХ веков - удивительное время в истории России. Русский философ Николай Бердяев писал о нем так: "Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания...". Это время переломов, время контрастов, оставившее замечательное поэтическое наследие.
Эти строки Иннокентия Анненского появились в период "серебряного века" русской поэзии. 1.3. Преподаватель называет обучающие цели урока. 2. Формирование знаний обучающихся. 2.1. Преподаватель поясняет термин "серебряный век", дает определение модернизма: Серебряный век (термин впервые предложен философом Николаем Александровичем Бердяевым) - это период конца XIX - начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями. Поэзия Cеребряного века отразила атмосферу внутреннего хаоса, смятения. И вместе с этим это было полное сияния творческое пространство, жаждущее красоты и самоутверждения, решающее новые эстетические задачи. Серебряный век открыл множество новых имен талантливейших поэтов. Каждый по-своему определял смысл жизни, выражал свое видение мира, однако все они стремились создать новую литературу, осуществить мечту "быть в жизни только художниками". Творчество поэтов "серебряного века" определяет термин "модернизм". Модернизм (от франц. "новейший", "современный") - литературное направление, противопоставленное реализму, отрицающее социальные ценности. Цель модернизма - создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека. Течения модернизма:
2.2. Преподаватель сообщает о том, что материал о литературных течениях подготовлен группами в рамках учебного проекта. На данном уроке группы представляют презентации "Символизм", "Акмеизм", "Футуризм". Изложение материала осуществляется в соответствии со следующим планом:
В это время будут работать эксперты, оценивая каждую презентацию по определенным критериям (приложение 3). 2.3. Группа 1 представляет презентацию литературного течения "Символизм" Символизм - течение модернизма, для которого характерны "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности..." [1], "новое сочетание мыслей, красок и звуков"[2]; основным принципом символизма является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) появился во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включил в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология. Русские символисты-литераторы традиционно делятся на "старших" и "младших". Старшие - так называемые "декаденты" - Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма. Младшие символисты - Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов - помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.
Особенности символизма:
Преподаватель задает вопросы, дополняет материал: - Какое настроение, внутреннее состояние человека передает поэзия символизма? - Настроение грусти, смятения, неудовлетворенности жизнью. Примеры:
- Если отразить содержание поэзии символизма с помощью красок, какие бы цвета вы выбрали? - Мрачные цвета: серый, черный, иногда белый, голубой. - Символизм - это не только литературное течение, оно существовало и в живописи, и в музыке, и во всех видах искусства были общие идеи, особенности. На доске представлены репродукции картин разных художников. Выберите те из них, которые соответствуют символизму. - В.Э. Борисов-Мусатов "Грусть", М.К. Чурленис "Жертва". 2.4. Группа 2 представляет презентацию литературного течения "Акмеизм". Акмеизм (от греческого аkme - "высшая степень") - течение модернизма, противопоставленное мистическому, "неясному и бесформенному"[3], основанное на логичности, экономичности в средствах и словах; для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям. Акмеистическое течение просуществовало в России с 1913-1914. В январе 1913 г. появились манифесты акмеизма. Представители акмеизма объединились в группу "Цех поэтов" и выступали в журнале "Аполлон" (1909-1917). Представители акмеизма: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин.
Особенности акмеизма:
Преподаватель задает вопросы, дополняет материал: - Какие образы создавали в своих стихах поэты-акмеисты? - Образы мужественных капитанов, пиратов, мифологических героев, экзотических животных и т.д. Пример:
- Выберите репродукции картин, относящихся к акмеизму. - А.Н. Бенуа "Сад Трианона", Л.С. Бакст "Ваза". 2.5. Группа 3 представляет презентацию литературного течения "Футуризм". Футуризм (от латинского futurum - будущее) - течение модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию "произвольных и производных слов"[4]; цель футуристов - найти средства самовыражения, стать "делателями собственной жизни"[5]. Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. В России начало свое существование в 1912 г., когда вышел в свет сборник "Пощечина общественному вкусу", открывавшийся статьей русских футуристов. Футуризм делится на две подгруппы: кубофутуризм и эгофутуризм. Представители футуризма: Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых.
Особенности футуризма:
Преподаватель задает вопросы, дополняет материал: - Как вы понимаете слова футуристов из статьи "Пощечина общественному вкусу": "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности"? - Футуристы отрицали классическую литературу, считали ее устаревшей, не соответствующей времени, выступали за все новое: слова, чувства, рифмы и т.д. - Выберите репродукции картин, отражающие эстетику футуризма. - К.С. Малевич "Красный квадрат", "Самовар". 3. Практическое применение полученных знаний Преподаватель выдает задания в тестовой форме каждому учащемуся. Учащиеся выполняют задания, затем осуществляется самопроверка (по эталону). Преподаватель выясняет, какие оценки получили учащиеся, анализирует результаты. 4. Подведение итогов урока 1. Рефлексия деятельности.
2. Итоги урока.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |