Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Поэзия Серебряного века
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Поэзия Серебряного века


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.07.10
Просмотров: 1198

Фомина Татьяна Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,57 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Обучающая: дать определение литературным течениям, выявить их особенности; представить материал в виде презентации; оценить представленный материал в соответствии с критериями качества.
  • Развивающая: способствовать совершенствованию навыков работы с учебной и дополнительной литературой, развитию речи, коммуникативных способностей, информационной культуры.
  • Воспитательная: создать условия для эстетического воспитания обучающихся.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: презентация "Поэзия "серебряного века", задания в тестовой форме (приложение 1); критерии оценки представленного материала (приложение 2), лист самооценки (приложение 3), лист контроля (приложение 4); репродукции картин художников периода "серебряного века" (приложение 5).

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

1.1. Преподаватель зачитывает эпиграф к уроку:

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
И чувства в них восторженны и пылки
В.К. Кюхельбекер.

1.2. Преподаватель:

Рубеж XIX - ХХ веков - удивительное время в истории России. Русский философ Николай Бердяев писал о нем так: "Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания...". Это время переломов, время контрастов, оставившее замечательное поэтическое наследие.

Среди миров в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело, -
Я у нее одной молю ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с ней не надо света.

Эти строки Иннокентия Анненского появились в период "серебряного века" русской поэзии.

1.3. Преподаватель называет обучающие цели урока.

2. Формирование знаний обучающихся.

2.1. Преподаватель поясняет термин "серебряный век", дает определение модернизма:

Серебряный век (термин впервые предложен философом Николаем Александровичем Бердяевым) - это период конца XIX - начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями.

Поэзия Cеребряного века отразила атмосферу внутреннего хаоса, смятения. И вместе с этим это было полное сияния творческое пространство, жаждущее красоты и самоутверждения, решающее новые эстетические задачи.

Серебряный век открыл множество новых имен талантливейших поэтов. Каждый по-своему определял смысл жизни, выражал свое видение мира, однако все они стремились создать новую литературу, осуществить мечту "быть в жизни только художниками". Творчество поэтов "серебряного века" определяет термин "модернизм".

Модернизм (от франц. "новейший", "современный") - литературное направление, противопоставленное реализму, отрицающее социальные ценности. Цель модернизма - создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека.

Течения модернизма:

  • Символизм
  • Акмеизм
  • Футуризм

2.2. Преподаватель сообщает о том, что материал о литературных течениях подготовлен группами в рамках учебного проекта. На данном уроке группы представляют презентации "Символизм", "Акмеизм", "Футуризм". Изложение материала осуществляется в соответствии со следующим планом:

  1. Определение течения
  2. Краткая справка
  3. Русские поэты - представители данного течения
  4. Чтение стихотворения (или нескольких стихотворений)
  5. Особенности течения

В это время будут работать эксперты, оценивая каждую презентацию по определенным критериям (приложение 3).

2.3. Группа 1 представляет презентацию литературного течения "Символизм"

Символизм - течение модернизма, для которого характерны "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности..." [1], "новое сочетание мыслей, красок и звуков"[2]; основным принципом символизма является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) появился во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включил в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.

Русские символисты-литераторы традиционно делятся на "старших" и "младших".

Старшие - так называемые "декаденты" - Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма.

Младшие символисты - Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов - помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.

***

Мы - плененные звери,
Голосим, как умеем.
Глухо заперты двери,
Мы открыть их не смеем.

Если сердце преданиям верно,
Утешаяся лаем, мы лаем.
Что в зверинце зловонно и скверно,
Мы забыли давно, мы не знаем.

К повторениям сердце привычно, -
Однозвучно и скучно кукуем.
Все в зверинце безлично, обычно.
Мы о воле давно не тоскуем.

Мы - плененные звери,
Голосим, как умеем.
Крепко заперты двери,
Мы открыть их не смеем.
Ф. Сологуб

Особенности символизма:

  • Простейший индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности.
  • Бегство от реальной жизни в придуманный мир, противопоставление жизни и смерти.
  • Стремление к обобщению.
  • Яркое выявление жизненной позиции, мироощущения автора.
  • Поэтика условностей и иносказаний, большая роль звучаний, ритма, которые призваны заменить точное значение слова.

Преподаватель задает вопросы, дополняет материал:

- Какое настроение, внутреннее состояние человека передает поэзия символизма?

- Настроение грусти, смятения, неудовлетворенности жизнью.

Примеры:

И хочу, но не в силах любить я людей:
Я чужой среди них; сердцу ближе друзей -
Звезды, небо, холодная, синяя даль
И лесов и пустыни немая печаль:
Д. Мережковский

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
К. Бальмонт

- Если отразить содержание поэзии символизма с помощью красок, какие бы цвета вы выбрали?

- Мрачные цвета: серый, черный, иногда белый, голубой.

- Символизм - это не только литературное течение, оно существовало и в живописи, и в музыке, и во всех видах искусства были общие идеи, особенности. На доске представлены репродукции картин разных художников. Выберите те из них, которые соответствуют символизму.

- В.Э. Борисов-Мусатов "Грусть", М.К. Чурленис "Жертва".

2.4. Группа 2 представляет презентацию литературного течения "Акмеизм".

Акмеизм (от греческого аkme - "высшая степень") - течение модернизма, противопоставленное мистическому, "неясному и бесформенному"[3], основанное на логичности, экономичности в средствах и словах; для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям.

Акмеистическое течение просуществовало в России с 1913-1914. В январе 1913 г. появились манифесты акмеизма. Представители акмеизма объединились в группу "Цех поэтов" и выступали в журнале "Аполлон" (1909-1917).

Представители акмеизма: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин.

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет,
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав:
Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Н. Гумилев

Особенности акмеизма:

  • Экзотические образы ("базальтовые скалы", "изысканный жираф", "тропический сад" и т.д.)
  • Жизнеутверждающее содержание
  • Ясность формы
  • Точность слова
  • Обращение к материальному миру, к естественным предметам
  • Использование ярких красок (красный, рубиновый, зеленый, розовый)

Преподаватель задает вопросы, дополняет материал:

- Какие образы создавали в своих стихах поэты-акмеисты?

- Образы мужественных капитанов, пиратов, мифологических героев, экзотических животных и т.д.

Пример:

На полярных морях, и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей:
Н. Гумилев

- Выберите репродукции картин, относящихся к акмеизму.

- А.Н. Бенуа "Сад Трианона", Л.С. Бакст "Ваза".

2.5. Группа 3 представляет презентацию литературного течения "Футуризм".

Футуризм (от латинского futurum - будущее) - течение модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию "произвольных и производных слов"[4]; цель футуристов - найти средства самовыражения, стать "делателями собственной жизни"[5].

Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. В России начало свое существование в 1912 г., когда вышел в свет сборник "Пощечина общественному вкусу", открывавшийся статьей русских футуристов.

Футуризм делится на две подгруппы: кубофутуризм и эгофутуризм. Представители футуризма: Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых.

***

Слоны бились бивнями так,
Что казались белым камнем
Под рукой художника.
Олени заплетались рогами так,
Что, казалось, их соединял старинный брак
С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.
Реки вливались в море так,
Что казалось: рука одного душит шею другого.
В. Хлебников

Особенности футуризма:

  • Отказ от традиционной поэзии
  • Словотворчество, создание неологизмов
  • Изменение рифмы и ритма стихов
  • Эмоциональность, экспрессивность, обилие восклицательных предложений.

Преподаватель задает вопросы, дополняет материал:

- Как вы понимаете слова футуристов из статьи "Пощечина общественному вкусу": "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности"?

- Футуристы отрицали классическую литературу, считали ее устаревшей, не соответствующей времени, выступали за все новое: слова, чувства, рифмы и т.д.

- Выберите репродукции картин, отражающие эстетику футуризма.

- К.С. Малевич "Красный квадрат", "Самовар".

3. Практическое применение полученных знаний

Преподаватель выдает задания в тестовой форме каждому учащемуся.

Учащиеся выполняют задания, затем осуществляется самопроверка (по эталону). Преподаватель выясняет, какие оценки получили учащиеся, анализирует результаты.

4. Подведение итогов урока

1. Рефлексия деятельности.

  • Преподаватель выдает листы самооценки, учащиеся заполняют их.
  • Преподаватель собирает заполненные листы, анализирует.

2. Итоги урока.

  • Заслушиваются результаты оценки деятельности групп.
  • Преподаватель заполняет листы контроля и объявляет оценки за урок, поясняет домашнее задание.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21