Преподавание русского языка "Обращение" (урок-закрепление с элементами риторизации)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1164 Макарова Людмила Георгиевна, учитель русского языка и литературы Процветай же славой вечной, Учитель объявляет тему урока, затем предлагает учащимся послушать отрывок из стихотворения русского поэта XIX века Федора Николаевича Глинки. Далее учитель просит обратить внимание на то, что на доске написана заключительная часть этого стихотворения, и просит учащихся сочинить последнюю строку четверостишия. Так как урок уже проводился, здесь предложены к ознакомлению варианты ученических ответов: - Говорю тебе “виват”! - Ты – любимый сердцем град. - Ты всегда нам очень рад. - Белокаменный гигант. - Славен будь, великий град. - Каждый в нем и друг, и брат. - Жить я в граде славном рад. После того как прозвучат все варианты ответов учитель произносит последнюю строчку: “Коренной России град!” и записывает ее на доске. Учитель предлагает дать характеристику предложению, записанному на доске. Учитель просит одного из учащихся перечислить обращения, имеющиеся в данном предложении, и обосновать знаки препинания. Далее учитель просит учащихся сформулировать понятие “обращение”. Вопрос учителя: Как выделяется обращение в речи? Следующий вопрос: Как расставляются знаки препинания при наличии при обращении междометия “О”? Учащиеся отвечают, что междометие “О” от обращения запятой не отделяется. Далее учитель предлагает учащимся поразмышлять о том, какую роль играет междометие “О” при обращении. Учащимся раздаются распечатки с готовым материалом. Расставить знаки препинания. Какие существительные являются здесь обращением? Какой литературный прием здесь использован? 1) О первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей. 2) Ах ты степь моя степь привольная широко ты степь пораскинулась к морю Черному понадвинулась! 3) Ох лето красное любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи… 4) О Родина святая какое сердце не дрожит тебя благословляя. 5) Так вот судьба твоих сынов о Рим о громкая держава! 6) Прощай Юленька подружка моя милая. 7) Вдруг истощась и присмирев о Терек ты прервал свой рев. После того как учащиеся поработают самостоятельно, можно предложить устную работу: дать характеристику каждому предложению с обращением. Учитель напоминает учащимся, что обращения бывают нераспространенными и распространенными (или просит учащихся озвучит это еще раз) и предлагает подумать, чем они различаются. Учитель вновь обращает внимание учащихся на предложение, написанное на доске, и предлагает поразмышлять о каком городе идет речь. Ребята отвечают, что речь идет о Москве. Учитель просит дать аргументированный ответ, из чего это видно. Учащиеся должны пояснить, что это видно из авторского обращения к городу. Автор подбирает к предмету обращения эпитеты “коренной”, “сердечный”, “срединный”, которые безошибочно позволяют определить, что речь идет о столице, которая является центром (корнем) государства, его сердцем. Это город особый, главный, исконный. Далее учитель предлагает учащимся обратить внимание на словосочетания град срединный, град сердечный и просит назвать способ связи. Учитель просит вспомнить, как при согласовании должны располагаться главное и зависимое слово, чтобы порядок расположения был прямым. Однако в данных примерах наблюдается обратный порядок построения. Такой порядок называется инверсией, и используется этот прием для того, чтобы логическое ударение падало на слово-характеристику предмета речи, подчеркивало его: Град срединный, град сердечный. Учитель подводит учащихся к мысли о том, что автор, включая в обращение элементы образной речи, помогает читателю получить возможность наиболее зримо и ярко представить себе предмет изображения. Далее учитель предлагает послушать еще один стихотворный отрывок:
Вопрос учителя: Есть ли в этом стихотворном отрывке обращение? Дать аргументированный ответ. Следующий вопрос: А можно ли данное предложение перестроить так, чтобы в нем появилось обращение? Примерный ответ: Москва! Ты так много значишь для русского сердца. Ученик должен объяснить, в чем разница между первым и вторым предложениями. Далее можно предложить учащимся распечатки с готовым материалом и организовать устную работу по заданию. Перестройте предложения так, чтобы обращения стали подлежащими. Какие интонационные различия предложений с обращениями и без них. 1. О русская земля ты уже за холмом. 2. Прекрасны вы поля земли родной. 3. Молодежь готовься стать на смену своим отцам! 4. Что же ты соловушка песен не поешь вешаешь головушку зерен не клюешь? 5. Спой нам ветер про синие горы. 6. Мой друг настойчиво добивайся цели. Переделайте данные предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Расставьте знаки препинания. 1. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. 2. Хороша роза ранним утром, когда еще на ней блестят капельки росы. 3. Ах, белая березонька шумит своей листвой. 4. Дождик теплый и щедрый напоит земля досыта. 5. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой. 6. Хороши зори, когда песни поем у костра. Проверка домашнего задания. 1. К данному уроку учащиеся должны были подобрать примеры предложений с обращениями и дать им характеристику. 2. Найти образные и лингвистические средства создания обращений. Образцы ученических работ:
Обращение выражено именем существительным в именительном падеже. Обращение нераспространенное. На письме выделено запятой. Произносится с особой звательной интонацией. Содержит комплимент. Героиня использует обращение с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Такое обращение вносит в разговор нотку доверительности.
Обращения характеризуют персонажа, к которому обращается автор. В обращении заложена ирония. Оно распространенное и выделяется запятыми. Ироническая оценка выражается через определение “румяный” и распространенное приложение “насмешник толстопузый”.
С помощью распространенного обращения автор дает оценку очень близкому человеку, что подчеркивается местоимением “моя”, и выражает свою любовь и нежность. Это чувство автор выражает через одиночные определения-приложения “голубка” и “подруга”.
Междометие “ОХ”, определение-приложение “голубчик”, разговорное “куманек” и местоимение “мой”, включенные в обращение, помогают героине басни вступить в разговор и сразу расположить к себе собеседника.
“О нищая моя страна” - распространенное обращение, выраженное существительным и зависимым словом. Междометие “О” подчеркивает горький пафос, заложенный в обращении.
Обращение “о буйные ветры”, которое выполняет функцию олицетворения, одушевления природы, с которой общается лирический герой стихотворения.
Обращениями являются “батюшка” и “матушка”, которые содержат суффиксы оценки “укш” и “юшк”. Через эти обращения автор выражает уважительное и любовное отношение к родителям. Этап подведения итогов Установлено, что обращение может называть адресата, может, называя его, давать адресату характеристику. Обращение может выполнять функцию олицетворения. Вопрос: А где еще может использоваться обращение? Возможные ответы учащихся: - Помогает вступить в разговор. - Помогает установить контакт при общении. - Помогает соблюсти этическую форму разговора: это поздравления, комплименты, выражение различных чувств. - С обращения начинается любая публичная речь. Следующий вопрос: А какие виды публичной речи вам известны? Ответы:
Учитель предлагает подробнее остановится на построении похвального слова. Учащиеся должны вспомнить, как строится похвальное слово. Можно параллельно делать краткую запись на доске. Должна быть восстановлена следующая схема: 1. Похвальное слово начинается с торжественного обращения к адресату. 2. Называется причина похвалы, то есть произносится комплимент. 3. Аргументируются причины похвалы. 4. При построении похвального слова желательно использовать образный ряд, например, гиперболу для выделения субъекта из ряда подобных или сравнение для придания выразительности образу. 5. Следует также выразить собственное отношение и сделать вывод – пожелания чего-либо перспективного. Учитель предлагает подробнее остановится на приеме сравнения, дать характеристику этому приему. Варианты ответов записываются на доске. Учитель предлагает классу разбиться на группы и попробовать создать текст, посвященный городу Москве, в жанре похвального слова с использованием всех наработок, полученных в процессе урока. Время работы 10-15 минут. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |