Преподавание литературы Сопоставительное изучение вступления к поэмам "Шурале" Г.Тукая и "Руслан и Людмила" А.С. ПушкинаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.07 Просмотров: 1647 Уразова Кадрия Назмухановна, учитель татарского языка и литературы Цель:
Оборудование:
План урока
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Ход урока 1. Учитель. А.С.Пушкин... Как говорил М.Горький, “Своим творчеством великий русский поэт заложил незыблемый фундамент всего русского искусства послепушкинской поры С Пушкина начинается великий поворот...”. Подобный пример наблюдается и в татарской литературе. Это связано с именем великого татарского поэта Габдуллы Тукая. После Тукая возросли вес и значение национальной татарской литературы в глазах других народов. Он является основоположником татарского литературного языка. 2. Учитель (Приложение 1. Презентация о жизни Габдуллы Тукая). Биография Тукая – одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы. На первый взгляд немного дорог исходил поэт. Его почти постоянные маршруты – деревни близ Казани, Казань – Уральск. Снова Казань. Но сколько трагического уготовила судьба будущему поэту на этих недлинных дорогах. Сиротство с раннего детства, нищета, унижения... Тукай – дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ. Он умер, когда ему было всего 27 лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и с весной ушел из жизни. Свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет “Наполовину недосмотренным сном”. Даже за столь короткий срок он успел сложить и спеть так много песен. Более 10 тысяч стихотворных строк и столько же прозы. Это стало возможным благодаря изучению тонкостей достижений национальной литературы. Но не только традиции классической татарской и восточной поэзии были для него школой творчества. Огромное значение имела для него знакомство с творчеством Пушкина. Встретившись, он уже не расстается с ним на всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина, он первым из поэтов Востока продолжал его реалистическую традицию. Г.Тукай не только посвящал стихотворения великому русскому поэту, но и много переводил из творчества Пушкина. Но сегодня не о них речь. 3. Сегодня мы сопоставим 2 поэмы великих поэтов. Давайте представим, что мы с вами литературоведы, наша задача исследовать поэтический текст. Предметом нашего исследования будут служить поэма Пушкина “Руслан и Людмила” и поэма Г.Тукая “Шурале”. 4. Беседа. Ребята, вы любите сказки? Какие русские народные сказки вы знаете? (“Колобок”, “Теремок”, “Иван-царевич и серый волк”, “Морозко” и т.д.) Назовите главное отличие литературной сказки от народной? (литературную сказку написал автор, в другом – народ). Подумайте, что использует писатель-сказочник? Что он берет в основу своих сказок? (Уже услышенную сказку от кого-то). Какой жанр устного народного творчества они использует? (жанр литературной сказки). В каждой литературной сказке есть мотивы народных сказок. Оказывается, и А.С. Пушкин, и Г. Тукай широко использовали для своих поэм народные сказки. Прочитайте, пожалуйста, информацию о сказках, которые легли в основу сказок Пушкина и Тукая? 5. Ученик читает “Историю создания поэм”. (Приложение 1) История создания поэм
6. Беседа. Вспомните композиционную особенность народных сказок. Из каких частей состоит сказка? (зачин, содержание, концовка). Приведите примеры вступлению и концовке из русских народных сказок А сейчас обратимся к текстам наших авторов. Соответствуют ли они такой композиции? Обратимся к Пушкину. С чего начинается сказка Пушкина “Руслан и Людмила”? (со вступления). А у Тукая как? (1–3 части тоже являются вступлением). Я уверена, что пушкинский текст вы знаете с детства. А содержанием сказки – поэмы “Шурале” я вас познакомлю сейчас (Приложение 2. Краткое содержание “Шурале” на столах учащихся. Презентация на поэму “Шурале”.) Краткое содержание поэмы “Шурале” Г.Тукая (перевод С.Липкина) В одну лунную ночь джигит отправляется в лес за дровами. Внезапно он останавливается от ужасного крика: перед ним стоит не то человек, не то чудище лесное.
Джигит дровосек отважно спрашивает, кто же он? В ответ лесное чудище отвечает, что он и не разбойник, но и не праведник святой – Шурале. Он обрадовался, увидев человека, потому что он веселит себя тем, что щекочет встретившихся ему людей. Ведь его пальцы приспособлены щекоткой убивать их. Он призывает дровосека поиграть с ним в щекотку. Джигит соглашается поиграть с ним и, в свою очередь, просит помочь ему перенести бревно в телегу. А держать бревно советует за большую щель. Шурале живо просовывает свои длинные пальцы в щель бревна. А дровосек был хитер – он заранее заткнул клин в щель бревна, и теперь быстро выбил его топором, а пальцы Шурале зажались в щели. От боли и обиды Шурале вопит, орет, плачет, просит отпустить его. Дровосек тем временем собирается домой. Шурале спрашивает: кто ты? Джигит отвечает: “Прозван я – “Вгодуминувшем"”. А на утро прибежали остальные Шурале и смеются над ним: “Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?” 1907 г. 7. Учитель. Мы сегодня исследуем вступления данных сказок. На основании этого мы заполним таблицу, сделаем общие выводы по вступлениям. Каждый человек с любовью вспоминает пушкинское вступление к поэме “Руслан и Людмила” на протяжении всей своей жизни. Давайте вспомним первое четверостишие Учащиеся
8. Учитель. Где же происходит действие в сказке? (у лукоморья). А вы задумывались, что такое лукоморье? (“Лукоморье” (стар.) морской залив. Словарь С.И.Ожегова. М.1999. 4-ое издание). А где происходит действие в сказке “Шурале”? Ответьте строчками текста (Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай. Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!) Делаем вывод о месте действия в поэме “Шурале” и в поэме “Руслан и Людмила” (место действия в поэме “Шурале” – реальная деревня вблизи Казани. А в поэме Пушкина – сказочное место). 9. Учащиеся заполняют 1-ю строку таблицы сравнительного анализа (Приложение 3 таблица для заполнения для учащихся). Сравнительный анализ вступлений поэмы “Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина
10. Кто является рассказчиком в поэмах “Шурале” и “Руслан и Людмила”? (поэт). Отвечаем только словами авторов. Как о себе говорят рассказчики?
Учащиеся делают вывод. Оба рассказчика видели своими глазами это место, здесь все родное. 11. А сейчас посмотрим описание удивительного леса у Пушкина и у Тукая.
Что использует Пушкин при описании Лукоморья? (Он описывает волшебных героев: леший, русалка, колдун, баба Яга, Кащей и др.) Каким выводом заканчивает автор описание лукоморья? (Там русский дух, там Русью пахнет…) А как вы понимаете русский дух? Как это пахнет Русью? (Дух – душа, характер русского народа, быт народа и т.д.) А каков лес у Тукая? (читаем текст вслух).
12. Есть ли волшебство в описании леса? Какие художественные приемы использует Тукай? (Сравнения: грозной ратью мне казались беспредельные леса, точно воины стояли сосны, липы словно войско Чингизхана; метафорические сравнения: бархатистым одеялом) Эпитеты – прилагательные, которые выражают чувства автора (беспредельные леса, лес благоуханный) Олицетворение (вступали в спор и мирились лепестки, куры петь умеют, садились мотыльки). Гипербола (этот лес шире моря, выше туч) С чем сравнивается лес? (с войском Чингизхана) Вывод. Поэт создает волшебную картину леса. (Здесь и музыка, и танцы и певцы и циркачи, (Птицы, мотыльки, цветы – все сравнивается с цирком, танцем). 13. Учитель. Какие строчки передают чувства самого автора? Что он чувствовал? (Любовь. Следующие строки: Дивный край!... но любовь к нему хранил;...и вставала предо мною слава дедовских времен). Чувство рассказчика – любовь (ребята пишут, что оба поэта пишут о любви). Если мы представим эту любовь автора в форме сердца, из каких частичек оно может состоять? (любовь к природе, к истории родного края (“Чингизхан”), к простому народу, к малой Родине, к народным традициям (“Сабантуй”), к устному народному творчеству (Шурале, пэри) и т.д. Какой вывод делает Г.Тукай во вступлении к поэме “Шурале” (Тукай передает любовь к родному краю, и поэтому перефразируя Пушкина мы можем сказать “Здесь татарский дух… Здесь землей татарской пахнет…”). 14. А в чем выражается дух русского и татарского народов? (в творчестве, в любви к природе, в труде, в истории народа (“Дела давно минувших дней...”). 15. Учитель. Друзья, мы на протяжении урока исследовали вступление 2-х поэм. К какому же выводу мы пришли? В чем главное основное сходство 2-х поэм? (в отношении авторов к народу, великой любви к языку и творчеству народа, в образах и красках здесь воплощено восхищение народом, его разумом, его творческой силой). 16. Учитель. “Эту сказку “Шурале” я написал пользуясь примером поэтов А.Пушкина и М.Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями”, – так писал Г.Тукай в примечании к поэме “Шурале”. Спасибо за внимание! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |