Преподавание русского языка Способы выражения дополнения. Прямые и косвенные дополненияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.06 Просмотров: 1454 Галицына Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: 1.Повторить изученные и познакомиться с новыми способами выражения дополнения, с прямыми и косвенными дополнениями, развивать умения определять способы выражения дополнения; 2.Совершенствовать умения работать самостоятельно, в группе, участвовать в учебном диалоге, умение переводить текстовую информацию в табличный вариант; 3.Развивать устную речь учащихся, умение отстаивать свою точку зрения. Ход урока: 1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. - На доске записано предложение: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Один из учеников на прошлом уроке произвел синтаксический разбор этого предложения. Проверьте работу ученика (в разборе допущена ошибка: слова платье и честь являются в предложении не подлежащими, а дополнениями). - Какой материал нужно повторить ученику? - Какой второстепенный член называется дополнением? - В каком произведении встретилась нам часть этой пословицы? (Эпиграф повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”). - В чем заключается смысл эпиграфа повести? Какую мысль хотел донести до читателя А.С. Пушкин? (Каждый герой повести проходит через испытание, которое и показывает, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет). 2.Сообщение темы и цели урока. - С чем мы должны сегодня познакомиться и чему научиться? 3. Усвоение новых знаний. - На доске записано предложение: “Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала, как бы его найти”. Найдите дополнения и определите, какой частью речи они обычно выражены. (Имя существительное и местоимение). Чтобы узнать, чем еще может быть выражено дополнение, предлагаю учащимся выполнить следующее задание в группах. В классе работают четыре группы, каждой из которой дана карточка с предложениями из повести:
Задачей учащихся является найти в предложениях дополнения и определить способ их выражения. Результаты работы оформить в таблицу (на альбомных листах А4).
Каждая группа выходит к доске и объясняет свой ответ. Проводится проверка и оценивание работы групп. -Анализируя на уроках литературы повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, мы говорили о верности Гринева присяге, о предательстве Швабрина, о жестокости и доброте Пугачева, о робости и смелости Маши Мироновой, рассуждали о любви, долге, чести. -На доске написаны словосочетания. Объясните, почему они распределены в два столбика.
Учащиеся называют отличительные признаки дополнений (переходные глаголы, падеж, наличие или отсутствие предлога). Затем учитель сообщает, что в первом столбике прямые дополнения, а во втором - косвенные. Следует обратить внимание на более широкий подход к прямому дополнению, который предполагает, что оно может быть выражено формой родительного падежа без предлога. Это так называемый родительный части (выслать денег) и родительный при отрицании (не принимать решения). На доске (под таблицей) записаны предложения:
- В этих предложениях есть дополнения? Чем они выражены? (В первом и третьем предложении дополнение выражено инфинитивом, а во втором- дополнения нет, так как это часть сказуемого). Учитель подводит итоги выполненной работы и предлагает учащимся составить в виде схемы алгоритм нахождения прямого и косвенного дополнения, определения способа их выражения. 4. Закрепление изученного материала. Учитель раздает карточки и предлагает каждому учащемуся выполнить работу: найти в предложениях дополнения, определить способ их выражения, указать, прямое или косвенное. Два ученика выполняют работу за доской.
5. Подведение итогов урока. - Какой второстепенный член предложения называют дополнением? - Назовите способы выражения дополнения. - Какие дополнения являются прямыми, а какие - косвенными? - Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что можете сказать о своей работе? (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки) 6. Домашнее задание. - Герои повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” подготовили каждому из вас домашнее задание и отправили его вам. Откройте конверты, прочитайте (дифференцированное задание). 1.Заполните таблицу “Прямые и косвенные дополнения” словосочетаниями из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Укажите способ выражения дополнения. 2. Выпишите из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” три-четыре предложения, укажите прямые и косвенные дополнения, определите способ их выражения. 3. Ответьте на вопрос: “Чему учит повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”?” Найдите в предложениях прямые и косвенные дополнения, определите способ их выражения. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |