Преподавание русского языка Приемы компрессии текста в 9-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.06 Просмотров: 807 Томникова Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста. Цели образовательные и воспитательные:
Задачи учебно-педагогические:
Оборудование: Приложения 1–2, текст для сжатия, чистые листы бумаги форматом А4, цветные карандаши, магнитная доска. Ход мастерскойУчащиеся предварительно разделены на 3 группы, принцип формирования групп учитель определяет сам. Учитель (индуктор): В этом учебном году вы заканчиваете основную школу, и на итоговой аттестации вам необходимо будет писать творческую работу, а именно, сжатое изложение. С этим видом учебной деятельности вам приходилось встречаться, сжатое изложение мы с вами уже писали и не раз. Давайте вспомним, что знаем об изложении.
Каждому учащемуся дается фрагмент текста, который нужно компрессировать. В целях экономии времени можно работать непосредственно на раздаточном материале. 1. Работа с текстом (индивидуально) Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями, непокрытая голова падала на грудь… Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль.
Вывод: прием называется “исключение подробностей и деталей”. Исключаются слова, словосочетания, фрагменты, предложений и целые предложения.
Учитель: Определите тему нашего урока. Попробуйте сформулировать цель занятия. Тема: Основные приемы сжатия (компрессии) текста 2. Групповая работа (учащиеся предварительно разделены на группы, в данном случае на три по пять человек. У каждого учащегося свой номер: №1, №2,№3,№4,№5 ) Первый этап групповой работы построен с использованием приема “зигзаг”. Все одинаковые номера собираются в экспертные группы, где каждый получает свой текст. Первая экспертная группа работает с темой “Требования к написанию подробного изложения”, вторая – “Требования к написанию сжатого изложения”, третья – “ Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения”, четвертая – “Приём обобщения при написании сжатого изложения”, пятая – “Приём упрощения при написании сжатого изложения” (см. Приложение 1). Задание для всех экспертных групп:
3. Групповая работа. На втором этапе все возвращаются в свои рабочие группы. Теперь в порядке номеров каждый излагает подготовленную им информацию, остальные слушают, фиксируют главное в своих тетрадях, задают вопросы. В завершении каждая группа создает таблицу или кластер. 4. Афиширование. На третьем этапе группы знакомят с результатом своей деятельности. 5. Групповая работа и индивидуальная работа. Группа получает текст, каждому участнику достается фрагмент (Приложение 2) Учащиеся должны собрать текст (приём “мозаика”), прочитать его, затем разобрать мозаику, и каждый компрессирует свой фрагмент индивидуально 6. Групповая работа. Учащиеся каждой группы должны составить сжатый текст и афишировать его. 7. Афиширование. Каждая группа представляет свой текст. При выступлении акцентировать внимание на то, какой приём при компрессии использовали. 8. Рефлексия. Письменно учащиеся должны ответит на два любых вопроса:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |