Преподавание русского языка Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Поломаем голову над тем, куда Макар телят не гонял" (В мире фразеологизмов)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.07.01 Просмотров: 1860 Никулина Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Оборудование:
ХОД УРОКА Сила слова – беспредельна. (Поговорка) 1.Организационный момент 2.Слово учителя. Объявление темы и целей урока
А если проще, то сегодня на уроке мы должны углубить и расширить знания о фразеологизмах – «жемчужинах» русского языка, устойчивых оборотах речи. Мы закрепим и расширим знания, которые вы получили о фразеологизмах в 3. Лексический диктант Один человек работает у доски, остальные – в рабочих тетрадях. Записываются только ответы.
Проверка выполнения задания. 4. Учитель. Итак, этимология – это раздел науки о языке, изучающий происхождение и историю слов. Так вот для вашего внимания – любопытные сведения, которые с удовольствием вам предоставит группа исследователей. Им пришлось перевернуть гору литературы, поработать с некоторыми словарями и даже обратиться к учителю иностранного языка. Давайте их послушаем. 5. Выступление исследователей Мы работали с корнем -бер- и узнали, что у наших предков славян слово «БЕР» означало имя духа стихии. Если произнести звуки «б» и «р», то получится «бр», сочетание этих звуков настораживает, как бы предупреждает об опасности. Если, допустим, кто-то разошёлся, не может угомониться – значит, в нём разбушевался дух БЕРА. Каждому духу славян соответствовало какое-то животное. Духу БЕРУ соответствовал медведь-шатун, потому что в разбуженном раньше срока медведе просыпался буян, дух стихии. Отсюда и пошло: место, где спал медведь, стало называться БЕР-ЛОГА (ложе). Часто в полях медведи устраивали берлоги, где наметено много снега, рядом с одиноко стоящими деревьями. Дерево, которое стояло за берлогой (БЕР-ЗА), стали называть БЕРЗА, а в песнях для певучести – БЕРЕЗА. Так и появилось слово берёза. На том месте, где было больше берлог, теперь стоит город БЕРЛИН, а на гербе Берлина поэтому изображён медведь. Значит можно прийти к выводу, что на землях сегодняшних Германии, Англии, Франции, Греции жили наши общие предки, говорившие на едином, дославянском языке. Об этом говорят корни множества слов этих народов. Тот же медведь по-английски «bera» от нашего «БЕРА». Слово «БЕР» верно объясняет Современный Академический словарь английского языка, оно произошло от древнего английского слова «bera» – 5. Фронтальный опрос Наши исследователи поработали отлично, а теперь давайте и мы потрудимся.
6. Практическая работа Найдите, какое словосочетание из предложенных вариантов по смыслу делится на отдельные слова, т.е. является свободным, а какое является устойчивым? Аргументируйте свой ответ. Не разгибая спины, поднимите руки вверх. 7. Учитель
Входит фразеологический словарь. Фразеологический словарь. Уважаемые ребята, гости! Я на все руки мастер, баклуши бить я не люблю, а тружусь я от зари до зари, не покладая рук, бок о бок с другими словарями. Входит толковый словарь. Толковый словарь. Привет, брат! Здравствуйте все! Я тоже тружусь вместе с тобой, ведь немало фразеологизмов находится и во мне. Например, ахиллесова пята – наиболее уязвимое место кого-нибудь. Учитель достаёт из ящика фразеологизмы, читает их по одному, уч-ся записывают. АВГИЕВЫ КОНЮШНИ – запущенность, загрязнённость. Выступление исследователя. В Древней Греции, по преданию, жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей: три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, не чистились в течение 30 лет, и они по самые крыши заросли навозом. По счастью, на службу к царю поступил сказочный силач Геракл., которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому. Геракл был не только могуч, но и умён. Он отвёл в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь. БИТЬ БАКЛУШИ – делать несерьёзное, ненастоящее дело. Выступление исследователя. Осину легко резать, она не трескается, не коробится. Сердцевина осины очень мягкая, и сквозь неё легко просачивается влага. Поэтому-то сердцевину и выдалбливают, разрезав полено вдоль на несколько частей. Эти части называются плахами. Плахи же, закруглённые снаружи и выдолбленные изнутри, называются баклушами. Всякую работу, связанную с изготовлением из осины вещей для домашнего обихода, крестьяне считали пустячным, лёгким делом, не требующим мастерства. В конце концов не такое уж это лёгкое дело. Но в давние времена, когда труд крестьянина был крайне тяжёлым, такая работа считалась лёгкой, пустяковой. КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ – очень далеко, в самые отдалённые места. Выступление исследователя. В древнегреческой легенде рассказывается, что фригийский царь Гордий принёс в дар Зевсу колесницу, к её дышлу было привязано воловье ярмо таким сложным узлом, что никакой искусник не мог его распутать. Но оракул(пророк) известил, что развязавший этот узел будет владеть всем миром. Величайший полководец древности Александр Македонский(35-23 г. до н.э.), завоевавший Фригию, услышал об этом. Он вошёл в храм, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив меч, рассёк его одним ударом. Отсюда и повелось: разрубить гордиев узел значит «быстро, решительно, силой разрешить запутанное дело». ЯБЛОКО РАЗДОРА – повод для спора. Выступление исследователя. Это выражение заимствовано из греческого мифа, в котором описан такой случай. На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, четвёртая богиня – богиня раздора Эрида – бросила в толпу яблоко с надписью «Прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено ей, и ни за что его не уступала. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите – богине красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Разгорелась кровопролитная война, в результате которой погибла Троя. С тех пор мы называем всякий повод для разногласий, спора яблоком раздора. – А какие ещё вы помните фразеологизмы, с которыми мы встречались, изучая мифы? (Троянский конь – символ предательства, ахиллесова пята – уязвимое место) – У А. Твардовского:
(Зги не видно – полный мрак.) У А. Барто:
(Море по колено – всё нипочём.) – А теперь вы, ребята, вспомните из каких басен И.А. Крылова эти фразеологизмы, ставшими крылатыми фразами? (Крылатые, потому что используются в разговорной речи, у всех на языке.)
8. Групповая работа по вариантам У каждого на столах папочки с заданием. 1. Заменить фразеологизмы словами-синонимами В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости. 2. Найти объяснение каждому фразеологическому обороту Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах. 9. Физминутка – Угадайте, о чём идёт речь, назовите и пошевелите этой частью тела.
И ещё несколько для разминки серых клеток мозга.
10. Инсценировка Автор. Поссорились на перемене девчата. Одна кричит.
11. Учитель. Ребята, героями многих фразеологизмов являются животные. Давайте отправимся во фразеологический зоопарк. Закончить сточку. На ухо наступил … (медведь) 12. Выразительное чтение стихотворения (читает подготовленный ученик)
13. Тренировочные упражнения по учебнику на закрепление Упр. 100, 102 14. Итог занятия. Выставление оценок 15. Домашнее задание 1. (По рядам )Вспомнить как можно больше фразеологизмов
2. упр.101, параграф 22 16. Рефлексия – Зачем нам нужен был этот урок? Использованная литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |