Преподавание литературы Разработка урока по творчеству Б.Т. Примерова "Кто сказал, что я не человече?…Человече, да еще какой!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.30 Просмотров: 859 Шкуренко Раиса Васильевна, учитель русского языка и литературы Целеполагание: Оборудование к уроку: 1. Эпиграф.
2. Портрет Бориса Примерова. 3. Плакат с высказыванием: “Я жил на земле, стараясь проникнуть в мир природы, в ее сокровенную жизнь”. 4. Выставка книг:
5. Грамзаписи песен на стихи Б.Примерова. 6. Видеозаписи о зерноградском районе, станице Мечетинской,“Поющее лето 2003”. 7. Картины Илья Глазунов “Русский Икар”, “Борис Годунов”. 8. Картины художников станицы: Макрицкого Сергея Григорьевича, Кравченко Виктора Алексеевича. Методы урока: проблемный, поисковый, наглядно-иллюстративный. Формы обучения: беседа, лекция, дискуссия. Элементы педагогических технологий: опережающей, интегративной, личностно-ориентированной, на альтернативной основе. Ход урока Вступительное слово учителя на фоне музыки из кинофильма “Цыган”. Что такое Родина? Этот вопрос задает себе, наверное, каждый человек. Картины природы родного края всегда с нами, где бы мы не находились. Они являются частицей нашей души, нашего сердца.
Так искренне, нежно Борис Примеров признается в своей любви Родине - России и своей малой родине, зерноградской земле, где живем и мы с вами, ребята. Наш родной край - это необъятные донские степи, покрытые ковылем, благоухающие нежными запахами цветов, и река Дон, извивающаяся среди причудливых растительных ковров голубой шелковой лентой. Именно она, донская земля, вырастила самобытного, талантливого поэта Бориса Терентьевича Примерова. Сегодня на уроке мы прикоснемся к художественному миру поэта Примерова, попытаемся постигнуть красоту, неповторимость его слова. Прежде чем начать разговор о творчестве Б.Примерова, давайте обратимся к ярким биографическим страницам. Учитель: Думаю, ребята, Вам удалось найти нужный материал. Пожалуйста, вам слово. (Выступления двух-трех учащихся) Он родился в 1939 году в Матвеевом Кургане, но вскоре после войны его большая семья перебралась в станицу Мечётинскую, где он окончил среднюю школу. Работал подсобным рабочим на Ростсельмаше, учился в Ростовском университете, в 1969 окончил литературный институт им. Горького в Москве. В 1968 г. был принят в члены союза писателей СССР. “Я жил в краю крылатого ястребиного неба, галопом несущегося вдаль вольного простора, называемого степью. Сторона моя сладко пахла голубой полынью, улыбалась во все лицо веснушчатыми подсолнушками, мерцала темноглазыми звездами пасленов” - так писал Б.Примеров о донском крае, о его неповторимой красоте...
Показ видеозаписи о Зерноградском районе и станице Мечетинской. - Первая книга Б.Т.Примерова “Синевой разбитое слово” вышла в Ростове-на-Дону еще в 1964 году. Затем в Ростове, Москве, Ленинграде издавались его новые книги стихов: “Некошеный дождь”, “Стихи”, “Поющее лето”, “Румянец года”, “Наедине с родимым небом”, “Весенний гость”. Сборник стихов “Талая заря” - это строки, полные сердечной задумчивости, обращенные к современнику, к его душе, мыслям, мечтам. Перед нами разворачиваются яркие картины, наполненные светом и жизнью. Образ воздействует глубиной подтекста, точностью переданного в слове ощущения, картины чувств. “Я до сих пор не знаю, откуда пришли ко мне слова. Знаю только, что они пришли, я взял их за руку и повел через степь, через свою, теперь уже более чем на половину прожитую жизнь. Не расставался я с ними никогда, хотя, бывало, не писал по нескольку лет, и в те мучительные годы безмолвия мне казалось, что слова покинули меня навсегда...” - так искренне говорил о себе Б.Т.Примеров. В послесловии к первой книге стихов Б.Примерова “Синевой разбитое слово” Анатолий Калинин, наш донской писатель, заметил: “Бывают такие мгновения, когда аудитория, заполненная так называемыми знатоками поэзии, и людьми, просто любящими стихи, и слушателями, привередливыми и легко воспламеняющимися, вдруг объединяется в одном чувстве и начинает бурно аплодировать. Забыты различия во вкусах перед лицом настоящего неподдельного... Так случилось однажды в Ростове-на-Дону, когда на трибуну большого вечера поэтов вышел совсем юный паренек, рабочий с Ростсельмаша, Борис Примеров и стал читать стихи... Все сразу увидели, что на трибуну вышел настоящий поэт”. Борис Примеров вошел в большую литературу сразу и мощно. Рекомендацию дала в Ростове выездная “тройка” из Москвы, состоящая из А.Софронова, С.Смирнова и Р.Рождественского. Московский поэт В.Цыбин сказал, что Примерова “Бог поцеловал на творчество”. Наверное, так оно и было. До конца жизни колдовал он над “...ярко-белыми, но живыми соловьями”. Учитель: Ребята, я уверена, что вы прочитали многие стихи Бориса Примерова. Сегодня на уроке мы попытаемся вместе осмыслить их, понять, почувствовать красоту поэтического слова. Скажите, какие вечные темы нашли отражение в его стихах? Ответы учащихся:
Учитель: Ребята, обратимся к стихам, которые поведали нам о детстве поэта Б.Примерова, о его малой родине, станице Мечетинской. Назовите эти стихи:
Учитель: А теперь, дети, постарайтесь выразительно прочитать наизусть отрывки или целое стихотворение, которые вернут нас в мир детства поэта. У меня огромное наследство, Месточимый самородный клад -Сельское бесхитростное детство, В коем жил я тридцать лет назад. Там, на легком солнечном загаре, У истоков дней и красоты Я любил цветы иван-да-марья И другие русские цветы. Обуянный стихотворной смутой, Там я на нее зажег свой час, Чтобы жил любимый мною хутор В каждой фразе, в правде без прикрас, Чтобы разбегалось сто тропинок От родной калитки и окна, А вела к порогу без запинок Старая и верная одна...
Учитель: Ребята, какие чувства, эмоции вызвало у вас стихотворение “У меня огромное наследство”? - Оно звучит как исповедь. В ней поэт с нежностью и грустьюповествует нам о своем “бесхитростном детстве”. Читая стихотворение, я обратил внимание на то, какой точный эпитет выбран для характеристики самой радостной, светлой поры в жизни человека. Я образно представил себе множество тропинок, ведущих к калитке дома, где жил поэт, бескрайние поля спелой ржи. Он с гордостью заявляет:
Как я понимаю, именно она, станица Мечетинская, стала для Бориса Примерова путеводной звездой на его поэтическом небосклоне. Учитель: Стихи Бориса Примерова - это особый мир красок, звуков, образов... Каждое стихотворение представляет собой искреннее открытие человека, умеющего чувствовать природу, замечать перемены, происходящие в ней. Дети, какие стихи о природе вам особенно понравились?
Учитель: Ребята, почитайте стихи о природе и поделитесь своими мыслями, чувствами. Я хочу прочитать стихотворение “Неторопливым лунным светом...” (чтение наизусть). Эти поэтические строки такие светлые, чистые, как родник, который может утолить жажду. Автор стихотворения мастерски использует все резервы синтаксиса: ряд назывных предложений: “Деревья, вечер, синева” - придают стихотворению легкость, возвышенность... Образность усиливает метафора:
Это стихотворение помогло мне по-другому воспринимать краски лета. - Читая стихи Бориса Примерова, я обратила внимание на то, что в его лирических зарисовках встречаются уже знакомые нам образы березы, клена, тополя. Вот, например, его стихотворение “Березовый триптих”. Эпиграфом к нему он взял есенинские строки:
Стихотворение состоит из трех частей. Я прочту наизусть вторую и третью части. Вторая часть представляет собой обращение поэта к государыне березе. Он просит:
Сколько любви, нежности, восторга таят в себе эти строки?! А последняя часть - это гимн березе, земле, на которой она растет:
- Хочу заметить, что во многих своих стихах Б.Примеров обращается к образу донской степи. В каждой поэтической зарисовке она особенная, неповторимая...
Такой прекрасной, благоухающей представил степь Б.Примеров. Чувство восторга, красоты передается и нам, читателям. Учитель: “Обуянный стихотворной смутой” Борис Примеров доверительно поведал нам в своих стихах о самом людском чувстве - любви. Какие стихи о любви вам особенно запомнились?
Прочитайте наизусть наиболее понравившиеся (3-4 человека) Учитель: Ребята, я хочу задержать ваше внимание на стихотворении “Пускай я буду старомоден” (подготовленный заранее ученик выразительно читает это лирическое признание). Дети, обратите внимание на два слова из второй строфы: “Высокопарно!”, “Несовременно!” Как вы думаете, можно ли о таком чувстве, как любовь, говорить иначе? Докажите свою точку зрения, опираясь на текст стихотворения (размышления 2-3 учащихся). Учитель: Да, ребята, вы правы, утверждая, что слова любви, слова признания, чувство к женщине не может быть несовременным. И потому поэт в последних двух строфах, обращаясь к нам, пишет:
Учитель: Со степной проселочной дороги начался путь Б.Примерова в большой и прекрасный мир российской поэзии. В 60-е годы он приезжает в Москву и поступает в литературный институт Максима Горького. Коловерть Москвы захватила его. В это время он пишет: Я сам умчался в город За славой. И с тех пор Во мне убила скорость Пространство и простор. Ни августа, ни мая, Где небо, где земля? Ах, что-то я теряю Не самого ль себя? В городе Примеров маялся, но не мог жить без него. Эта раздвоенность, это противоречие и составляли сущность его жизни и поэзии, так как он всегда писал только о том, что волновало и мучило его.
Я не чувствую скорости, Знаю только тропинки, Я не вижу асфальта, Всюду слышу траву. - А теперь, ребята, обратите внимание на эти две картины Ильи Глазунова “Русский Икар” и “Борис Годунов”. Именно здесь, в Москве, молодой поэт БЛримеров знакомится с талантливым художником Ильей Глазуновым. Яркая внешняя черта Примерова, а именно “иконописные глаза” поразили автора знаменитого монументального панно “Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию”. Панно это было выполнено по заказу ЮНЕСКО и расположено в штаб-квартире в Париже. Как считал Глазунов, эти глаза нельзя было “сыграть”. В них порой трудно было смотреть: столько таилось в их глубине какой-то щемящей, неизбывной тоски и неприкаянности. Глазуновские “Русский Икар” и “Борис Годунов” были написаны именно с Бориса Примерова. Учитель: Истоки творчества, как и первые уроки, были здесь, на Донской земле. К образу Дона поэт неоднократно обращается в своих стихах.
Образ Родины, России запечатлен во многих его стихах. Ребята, назовите те из них, в которых поэт говорит о России.
Учитель: Прочитайте, дети, выразительно ниаболее понравившиеся из них (2-3 учащихся). А теперь давайте послушаем два стихотворения “Холодный сон - снега России” и “Я Русь люблю! А кто не любит?!” (2 учащиеся, заранее подготовленные, выразительно читают эти стихи) Ребята, скажите, что роднит эти два стихотворения? - Как я думаю, оба эти стихотворения есть признание поэта в любви к России, без которой он не представляет свою жизнь. Подтверждением тому являются такие строки:
Или
Учитель:
О своей маленькой родине, живя в Москве, Б.Примеров всегда вспоминал с нежностью. Ребята, обратите внимание на эту маленькую художественную выставку. Дом Примерова в станице Мечетинской мы с вами можем увидеть на картине художника Сергея Григорьевича Макрицкого. Здесь Примеров жил, творил, черпал вдохновение. Художник был лично знаком с семьей Примерова, особенно с его братьями Михаилом и Евгением. Макрицкий закончил Московское художественное училище им.Строгоновых, работал долгое время во ВНИПТИСХа. Выставки его картин проходили в ст.Мечетинской, в г.Зернограде и в г.Ростове. Он известен в Союзе художников. А теперь перейдем к другим картинам. Её автор - Кравченко Виктор Алексеевич - учитель ИЗО Мечетинской средней школы. Он написал портрет Бориса Примерова, несколько пейзажей родной станицы Мечетинской и нашего Донского края. А еще Виктор Алексеевич пишет музыку на стихи Бориса Примерова. И, может быть, в скором будущем, мы сможем услышать эти песни на лазерных дисках. К нему, родному дому, Б.Примеров в своих стихах обращался неоднократно. Как завещание звучат его стихи: (читает ученик)
Учитель: Поэзия - тайна, и каждый поэт разгадывает ее всю жизнь своим творчеством и своей судьбой. Стихи поэта-земляка помогают нам понять и увидеть прекрасное в жизни, учат непреходящим жизненным ценностям: совести, чести, долгу, любви, дружбе... Наш урок сегодняшний - это еще одно доказательство того, что творческое наследие Бориса Примерова помнят и знают на его маленькой родине. Среди замечательных, прославивших станицу Мечетинскую имен, имя Бориса Примерова стоит особо. В год 60-летия поэта улица, где жила семья Примерова, где была родительская усадьба, о которой с такой теплотой в своих стихах писал поэт, переименована в улицу имени БЛримерова. С 1998 года ежегодно в станице Мечетинской в первую субботу июля проходит литературный праздник “Поющее лето” при активном участии Ростовской областной организации союза писателей России, творческих союзов Дона, коллективов художественной самодеятельности Ростова и области. Творчество Бориса Примерова продолжает волновать читателей, композиторов и кинематографистов Дона. На его стихи написало много песен, снят документальный фильм. Решением главы Мечетинской администрации В.А.Янковича на здании местной школы установлена мемориальная доска. Самобытный национальный поэт России Борис Терентьевич Примеров оставил нам свое поэтическое наследство: более двадцати сборников стихов. Все, что хотел и что смог, поэт сказал:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |