Преподавание литературы
Урок-практикум по литературе в 9-м классе "Тема Родины в лирике С.А. Есенина"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.06.30
Просмотров: 2135
Фомина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели: - Подвести обучающихся к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины и природы через организацию групповой работы по анализу стихотворений.
- Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.
- На примере лирики С. Есенина воспитывать у обучающихся любовь к Родине, природе, пробудить в ребятах эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки.
Оборудование: на каждой парте – стихотворения С.Есенина, карточки с заданиями, комментариями к стихам; аудиозапись песни на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая». Эпиграф на доске: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве. С.А..Есенин Ход урока (звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая») 1. Вступительное слово учителя. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стала страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни: И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле: В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне. От проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине. Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды – все это отлилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы. О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества, светлый образ Родины согревал его душу. Что происходит, что свершается на родной Руси сегодня, что ожидает ее завтра – мысли эти неотступно тревожат его. «Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». В жизни каждого человека бывают светлые и мрачные периоды. Поэт острее воспринимает все то, что его окружает: ярче его радость и сильнее боль. Посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики. С этой целью выделим три периода в жизни Есенина. 1914-1915 гг. Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные им родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но дает силы жить и творить. В эти годы поэт создает самые светлые свои стихи. 1920-1921 гг. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, «темные» метафоры определяют характер поэзии. 1924-1925 гг. Последние годы жизни. Поэт не ждет от нее подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком «прям», слишком обаятельный, слишком шумный – во всем слишком. 2. Инструктаж по выполнению практической работы: Сегодня в ходе практической работы вам предстоит ответить на ряд вопросов. Каково было мироощущение поэта в каждый из этапов жизни? Каким предстает лирический герой Есенина в разные периоды жизни и творчества? Исследование лирических текстов предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений поэта. Каждой группе предлагается для анализа ряд стихотворений (Приложение 1) определённого периода творчества С.Есенина: 1 группа – 1914-1915гг.; 2 группа – 1920-1921гг.; 3 группа – 1924-925гг. (карточки с заданиями даны в Приложении 2). 1 задание: Прочитайте стихотворения, написанные С.Есениным в указанный период творчества. Найдите строки, отражающие мироощущение поэта в это время. Оформите их в виде эпиграфа над таблицей. Найдите в приведенных поэтических текстах интересующие нас образы и оформите в виде таблицы. Выделенные образы мы будем оформлять в виде таблиц по каждому из периодов. Например: 1914-1915 годы Эпитеты | Метафоры, олицетворения | Сравнения | | | | 2 задание: 1 группа: Каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях 1914-1915 годов? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей. 2 группа: Как воспринимает поэт окружающую его действительность? Какие из выписанных вами образов ярче всего передают трагическое восприятие Есениным перемен, происходящих в российской деревне? 3 группа: Составьте 6-8 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 1924-1925 годы. Постарайтесь, чтобы в ваших словосочетаниях были разные виды связи (согласование, управление, примыкание). 3 задание: Выпишите все цветообразы (слова, корни которых обозначают цвет) из стихотворений исследуемого вами периода, сгруппируйте и оформите по образцу: 1914 -1915 гг. «Скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес» и т. д. 1920 -1921 гг. «Золотистое пламя», «телесного воска свеча» и т. д. 1924 -1925 гг. «Дом с голубыми ставнями», «серенький ситец небес» и т. д. Используя эти записи, составьте таблицу по образцу, помещенному ниже. В первую колонку вы можете добавить цвета и оттенки. В столбце соответствующего периода укажите количество встреченных вами цветообразов (остальные столбцы будут вами заполнены в ходе совместной работы во время подведения итогов). Цвета и оттенки | I период | II период | III период | золотой желтый рыжий ржавый | | | | синий голубой | | | | красный кровавый цвет зари розовый | | | | Прокомментируйте таблицу, ответив на вопрос: «Какая палитра цветов преобладает в каждом периоде творчества? » 4 задание: Определите, какие типы текста представлены в стихотворениях Есенина, обратившись к каждому стихотворению исследуемого периода. Оформите так: I период. «Край любимый! Сердцу снятся...» – описание. «Топи да болота...» – описание и т. д. Сделайте вывод о том, какой тип текста преобладает. С чем, по-вашему, это связано? Какие из стихотворений вы могли бы определить как элегии? Напоминаем, что «элегия – стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби» (По кн.: Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности). Как правило, своеобразным конфликтом такого стихотворения является столкновение лирического героя с непреодолимыми препятствиями (неизбежностью старости и смерти, неразделенным чувством, ударами судьбы и т. п.). С чем, на ваш взгляд, связано появление элегических мотивов в творчестве любого поэта, в том числе и Есенина? 5 задание: Каково было мироощущение поэта в исследуемый период? Как оно отразилось в образе лирического героя? Попробуйте ответить на эти вопросы, используя свои наблюдения и выводы. Обратите внимание на то, что мироощущение поэта находит отражение и в системе поэтических образов, и в использовании цвета, и в своеобразии типа текста. 3. Работа в группах. 4. Обсуждение итогов работы (Каждая группа знакомит с выводами, полученными в ходе совместной работы). 5. Подведение итогов урока. Домашнее задание: Применительно к каждому из выделенных периодов составьте текст по вопросам. 1) Определите, какие из тропов являются ведущими в каждый из периодов. С чем, по-вашему, это связано? 2) Как организуется пространство и время в стихотворениях каждого из периодов? 3) Постарайтесь выявить своеобразие синтаксической организации стихотворений. Как синтаксис стихотворений отражает своеобразие мироощущения лирического героя? Список использованной литературы - Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы/ Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, 2005
- Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. М., 1979.
Приложение 1 Приложение 2
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|