Преподавание русского языка Дифференциация имен существительных по значениюNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.29 Просмотров: 982 Лисейцева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Задачи: - формировать умение различать имена существительные по значению; - расширять активный словарь учащихся; - развивать их орфографическую зоркость, память, внимание, связную речь, мышление; - стимулировать аналитико-синтетическую деятельность учеников; - воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, нравственные качества личности, прилежание, интерес детей к урокам русского языка. Оборудование: рисунок с изображением Имени Существительного; звёздочки со значениями существительных; картинки для игры “Назови одним словом”; таблица; карточки для работы в парах и индивидуальных заданий; мяч; сюжетная картина “Добрые дела зимой”; записи на доске. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Разбор предложения. Индивидуальный опрос. - Запишем предложение: “На ветвистом дереве Анна заметила гнездо грача”. - Дайте характеристику этому предложению. - Разберите предложение по членам, стрелками укажите связь слов в нём. Фронтальный опрос. -Устно повторим разбор предложения. 3. Актуализация знаний учащихся об имени существительном. - Какую часть речи мы с вами вчера начали изучать? - Что такое имя существительное? Например, … - Сегодня Имя cуществительное – наш гость. Посмотрите, какая длинная седая у него борода.
- Давайте порадуем нашего гостя и найдём существительные в этом предложении. - Почему вы решили, что это существительные? Докажите. Вывод: - Действительно, это имена существительные. Это реальные конкретные предметы, до них можно дотронуться. 4. Введение в тему урока. - Но всегда ли существительные обозначают конкретный предмет? Можем ли мы с вами дотронуться до ВЕТРА, РАДУГИ, пощупать дождевую ТУЧУ или лёгкое ОБЛАЧКО? Мы можем лишь наблюдать, ощущать эти природные явления. Значит, слова ВЕТЕР, ОБЛАЧКО – существительные. Летом мы можем услышать ЩЕБЕТАНИЕ птички в малиновом кусте, зимой – ХРУСТ снега под ногами. Звуки – это тоже имена существительные. Всему название дано: запахам, окружающим нас, чувствам, которые мы испытываем, поступкам, которые мы совершаем. И все эти названия – имена существительные. Всё, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем, и о чём можно спросить, ЧТО ЭТО? или КТО ЭТО? – имена существительные. - Сегодня на уроке мы будем учиться различать имена существительные по значению. 5. Объявление темы урока. - Итак, тема сегодняшнего урока: “Значение имён существительных”. 6. Определение основных значений имён существительных. -Давайте отгадаем загадки, запишем слова-существительные и попробуем определить их значение. Пропустили строчку, пишем слова через запятую.
- Определим значения данных существительных. 7. Работа с таблицей. -Что же могут обозначать имена существительные? Приведите свои примеры.
8. Упражнения на группировку предметов. Работа в парах. - Заполните таблицу. Разложите карточки под ней согласно значениям имён существительных.
Слова на карточках: маляр, герой, друг, жук, окунь, медведь, берёза, ромашка, шиповник, лопата, рубашка, тетрадь, снег, дождь, иней, перемена, праздник, победа, плеск, жужжание, свист, радость, тоска, грусть. Игра “Назови одним словом”.
Работа по карточкам с записью в тетрадях. Игра “Четвёртый лишний” - А теперь похожую работу выполните письменно: напишите ряд слов, через тире дайте общее название группе. Но будьте внимательны: в каждом ряду есть лишнее слово – его не пишите. 1-й вариант:
2-й вариант:
10. Физминутка (с мячом, на котором написаны слова: плавание, прыжки, ходьба, бег, наклоны). - Читайте слово и выполняйте на месте то, что оно обозначает. - Какое общее значение у этих слов? (Действие, спорт) 11. Комментированное письмо. - Запишем предложения комментировано. Наступила холодная зима. Мороз запушил деревья. Во дворе царит веселье. Ребята играют в снежки. - Найдите в них имена существительные, подчеркните их. Сколько существительных обнаружили в тексте? - Назовите существительное, обозначающие:
12. Работа с картинкой. - Рассмотрите картинку. - Какое время года на ней изображено? - Почему вы решили, что это зима? - Как одеты дети? - Какие природные явления можно здесь увидеть? - Почему думаете, что на картинке изображён гололёд? - Какие звуки можно услышать? - Чем заняты дети? С каким чувством, настроением ребята трудятся? - Каким существительным можно назвать поступки этих ребят? (Добро, забота, уход, помощь, труд, работа) - О ком заботятся дети? - О чём ещё заботятся ребята? - Молодцы! А теперь коротко назовите существительные по картинке, которые обозначают:
- Недаром говорят, что зимой работа – любовь, добро, забота. 13. Домашнее задание. - На самоподготовке составьте по этой картинке 4-5 предложений о том, как дети зимой проявляют любовь, заботу о людях, птицах, растениях, какие добрые дела они совершают. Найдите и подчеркните в предложениях имена существительные, попробуйте определить их значение. 14. Подведение итогов урока. - Итак, что такое имя существительное? Например, … - Что могут обозначать имена существительные? Приведите примеры. - Чему вы научились сегодня? - За работу на уроке многие из вас получили золотые звёздочки. Давайте украсим ими одежду нашего гостя Имени Существительного, ещё раз вспомним значения существительных и приведём примеры. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |