Преподавание литературы Конспект урока литературы "В.И.Белов. "Скворцы". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.29 Просмотров: 3606 Мицура Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы Тема: "Научиться любить, научиться делать добро". По рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы". Эпиграф:
Цели: Общеобразовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование: 1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений. 2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом. 3. Рисованный диафильм (на слайдах). 4. Закладки с изображением скворца. 5. Рисунки учащихся к данному произведению. 6. Грамзапись с голосами птиц. 7. Отпечатанные слова для словарной работы (на слайде). ХОД УРОКА I. Вступление. Слайд: В.Белов "Скворцы" (Звучит грамзапись с голосами птиц. Сообщение темы урока, обращение к эпиграфу). Учитель:
Учитель: Эпиграфом нашего урока являются слова Н.Тулуповой
а тема нашего урока "Научиться любить, научиться делать добро" (По рассказу В. И. Белова "Скворцы") "Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя Родина, ты все также врачуешь мою душу зеленой тишиной". - Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова? (Добрый, любит Родину, природу, людей, свой дом). Учитель: Эти слова принадлежат В. И. Белову, замечательному русскому писателю, автору рассказа "Скворцы". II. Работа с портретом. Учитель: Обратимся к портрету писателя. Какой это человек? Что можете сказать о писателе по его портрету: выражению лица, глазам, одежде? (Лицо - круглое, морщинистое; Лоб - высокий, широкий; Борода - маленькая, аккуратная; Рот - как бы приоткрывает; Интеллигентный - галстук;) Учитель: На лице пожилого человека - мудрость, морщинки у глаз и у носа; Глаза устремлены на что - то, может быть, на свою землю, и он, возможно, хочет сказать: "Тихая моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и вручаешь душу своей земной тишиной". III. Слово о писателе. Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Живет в Вологде. Он почти наш земляк. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе. Учитель: Обращаю ваше внимание на список произведений писателя, с которыми вы можете познакомиться. Приложение - таблица с произведениями В.И. Белова.
IV. Постановка цели урока: Учитель: Давайте вместе определим цель нашего урока. - С кем мы должны познакомиться? (с главным героем) - Что выяснить? (чему учит рассказ). Слайд: "Цели урока". Учитель: цель нашего урока: - познакомиться с главным героем, - выяснить, чему нас может научить рассказ. Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга. Первый вопрос вам: Кто главный герой произведения? Проблемный вопрос: А почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"? Мы должны выяснить это с вами в ходе урока. V. Беседа по тексту. Слайд: "Павлуня на кровати". - Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой семье он живет? - Как родители относятся к мальчику? - Любит ли Павлуня свой дом? - О каком времени года говорится в произведении? - Почему мальчик с нетерпением ждал отца с работы? VI. Чтение наизусть отрывка. Слайд: "Павлуня и отец делают скворечник". Первый ученик: Отец и Павлуня делают скворечник. Слайд: " Отец ставит скворечник". Второй ученик: Где они его установили? Каким получился скворечник? VII. Работа с книгой. Слайд: "Прилет двух скворцов" - Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде "Прилет скворцов". Подтвердите текстом рассказа, (стр. 146) - Как понимаете значение слова "обомлел"? - О чем беспокоится, тревожится Павлуня? ("А где же остальные будут жить?") Слайд: "Два скворца в скворечнике" - Каково было поведение скворцов? Чем они привлекали к себе внимание людей? Задание: зачитать только глаголы, (стр. 116-117). Слайд: "Упавший скворечник" - Обратимся к эпизоду "История со скворечником". Какая произошла беда? Как писатель передает состояние и действия потрясенного чужой бедой мальчика (стр. 117, чтение учителем эпизода до слов "Тут Павлуня увидел скворечник. . . "). - А что было потом? Задание: зачитайте последний абзац. - Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят завтра? О чем говорит последнее слово "завтра"? Учитель: Надежда! Она остается. Автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и скворцы прилетят. VIII. Обобщение. Учитель: Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока. - Так почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"? IX. Составление синквейна. Учитель: А теперь я хочу предложить вам необычное задание. Думаю, оно вам понравится. Синквейн (слово французское, означает "пять) - это стихотворение из пяти строк, то есть непросто стихотворение, а стихотворение, которое составляется по определенным правилам. Слайд: "Синквейн" Задание: составить синквейн, охарактеризовав кратко главного героя рассказа. X. Чтение синквейнов ребят и чтение синквейна учителя по слайду. XI. Работа над лексическим значением слов. Учитель: Вам была предложена исследовательская работа, и вы все были юными исследователями. Вам предложено было найти объяснение некоторым словам текста. Итак, какое лексическое значение имеют данные слова. Слайд: "Лексическая работа" (Репейник, пуд, отава). XII. Как внимательно вы читали? - Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А где намерзла эта сосулька? (на карнизе). - На что она была похожа? (на штык) - Было холодно, накапало. Откуда капало? (с застрехов). - С чем сравнивается синее небо? (обложкой на новой тетради). - Как звали фельдшера? (Иван Яковлевич). - Кем был отец Павлуни? (трактористом). Кем была его мать? (колхозница). - Чем пахло от рук отца? (трактором и снегом). - Что принес отец домой с работы? (фильтр масляный). - Когда стало темно в доме, что зажег отец? (десятилинейную лампу). - Перечислите, какие инструменты занес отец в дом? (топор, ножовку, рубанок, долото, молоток). - С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы? (черемухи). - Чем пахло от скворечника? (смолой). - Как называется трава, которая глянула на свет? (отава). - Как называлась черемуха, на которой висел еще первый скворечник в деревне? (Гурихина черемуха). XIII. Проверка домашнего задания "Письмо Павлуне". Учитель: У вас была возможность проявить свои творческие способности, раскрыться в слове. Дома вы писали письмо Павлуне с вашими мыслями о нем или пожеланиями. Давайте зачитаем некоторые письма. XIV. Итог урока. Чему учит нас рассказ? XV. Домашнее задание. Учитель: Предлагаю написать продолжение рассказа: "Что ожидает героя завтра?". Заключение Учитель: В одном из стихотворений есть такие строки:
Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как и аисты. Предлагаю вам сделать подарок Павлуне, то есть построить скворечник для птиц, чтобы мы с вами знали, что дом для птиц готов. Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас людям, природе, спешите делать добрые дела и помните:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |