Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Конспект урока литературы "В.И.Белов. "Скворцы". 5-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Конспект урока литературы "В.И.Белов. "Скворцы". 5-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.06.29
Просмотров: 3579

Мицура Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы

Тема: "Научиться любить, научиться делать добро". По рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы".

Эпиграф:

Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Н. Тулупова.

Цели:

Общеобразовательная:

  • Познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова "Скворцы".
  • Выяснить, чему может научить рассказ.

Развивающая:

  • Развивать читательскую зоркость.

Воспитательная:

  • Воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Оборудование:

1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений.

2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом.

3. Рисованный диафильм (на слайдах).

4. Закладки с изображением скворца.

5. Рисунки учащихся к данному произведению.

6. Грамзапись с голосами птиц.

7. Отпечатанные слова для словарной работы (на слайде).

ХОД УРОКА

I. Вступление. Слайд: В.Белов "Скворцы" (Звучит грамзапись с голосами птиц. Сообщение темы урока, обращение к эпиграфу).

Учитель:

Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... .
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
И, конечно, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Учитель: Эпиграфом нашего урока являются слова Н.Тулуповой

"Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды",

а тема нашего урока "Научиться любить, научиться делать добро" (По рассказу В. И. Белова "Скворцы")

"Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя Родина, ты все также врачуешь мою душу зеленой тишиной".

- Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова? (Добрый, любит Родину, природу, людей, свой дом).

Учитель: Эти слова принадлежат В. И. Белову, замечательному русскому писателю, автору рассказа "Скворцы".

II. Работа с портретом.

Учитель: Обратимся к портрету писателя. Какой это человек? Что можете сказать о писателе по его портрету: выражению лица, глазам, одежде?

(Лицо - круглое, морщинистое;

Лоб - высокий, широкий;

Борода - маленькая, аккуратная;

Рот - как бы приоткрывает;

Интеллигентный - галстук;)

Учитель: На лице пожилого человека - мудрость, морщинки у глаз и у носа;

Глаза устремлены на что - то, может быть, на свою землю, и он, возможно, хочет сказать: "Тихая моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и вручаешь душу своей земной тишиной".

III. Слово о писателе.

Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Живет в Вологде. Он почти наш земляк. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.

Учитель: Обращаю ваше внимание на список произведений писателя, с которыми вы можете познакомиться.

Приложение - таблица с произведениями В.И. Белова.

  • Повести: "Деревня Бердяйка", "Привычное дело(1966).
  • Юмористические рассказы и повести: "Бухтины вологодские".
  • Сказка "Рыбацкая байка".
  • Книга стихотворений "Деревенька моя лесная".
  • Притча-шутка: "Прошла, матушка", "Рассказы о всякой живности".
  • Сборник рассказов и повестей: "Знатное лето", "Речные излуки", "Тиша и Гриша".

IV. Постановка цели урока:

Учитель: Давайте вместе определим цель нашего урока.

- С кем мы должны познакомиться? (с главным героем)

- Что выяснить? (чему учит рассказ).

Презентация.

Слайд: "Цели урока".

Учитель: цель нашего урока:

- познакомиться с главным героем,

- выяснить, чему нас может научить рассказ.

Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга.

Первый вопрос вам: Кто главный герой произведения?

Проблемный вопрос: А почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"? Мы должны выяснить это с вами в ходе урока.

V. Беседа по тексту. Слайд: "Павлуня на кровати".

- Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой семье он живет?

- Как родители относятся к мальчику?

- Любит ли Павлуня свой дом?

- О каком времени года говорится в произведении?

- Почему мальчик с нетерпением ждал отца с работы?

VI. Чтение наизусть отрывка. Слайд: "Павлуня и отец делают скворечник".

Первый ученик: Отец и Павлуня делают скворечник.

Слайд: " Отец ставит скворечник".

Второй ученик: Где они его установили? Каким получился скворечник?

VII. Работа с книгой.

Слайд: "Прилет двух скворцов"

- Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде "Прилет скворцов". Подтвердите текстом рассказа, (стр. 146)

- Как понимаете значение слова "обомлел"?

- О чем беспокоится, тревожится Павлуня? ("А где же остальные будут жить?")

Слайд: "Два скворца в скворечнике"

- Каково было поведение скворцов? Чем они привлекали к себе внимание людей? Задание: зачитать только глаголы, (стр. 116-117).

Слайд: "Упавший скворечник"

- Обратимся к эпизоду "История со скворечником".

Какая произошла беда? Как писатель передает состояние и действия потрясенного чужой бедой мальчика (стр. 117, чтение учителем эпизода до слов "Тут Павлуня увидел скворечник. . . ").

- А что было потом? Задание: зачитайте последний абзац.

- Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят завтра? О чем говорит последнее слово "завтра"?

Учитель: Надежда! Она остается. Автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и скворцы прилетят.

VIII. Обобщение.

Учитель: Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока.

- Так почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"?

IX. Составление синквейна.

Учитель: А теперь я хочу предложить вам необычное задание. Думаю, оно вам понравится. Синквейн (слово французское, означает "пять) - это стихотворение из пяти строк, то есть непросто стихотворение, а стихотворение, которое составляется по определенным правилам.

Слайд: "Синквейн"

Задание: составить синквейн, охарактеризовав кратко главного героя рассказа.

X. Чтение синквейнов ребят и чтение синквейна учителя по слайду.

XI. Работа над лексическим значением слов.

Учитель: Вам была предложена исследовательская работа, и вы все были юными исследователями. Вам предложено было найти объяснение некоторым словам текста. Итак, какое лексическое значение имеют данные слова.

Слайд: "Лексическая работа"

(Репейник, пуд, отава).

XII. Как внимательно вы читали?

- Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А где намерзла эта сосулька? (на карнизе).

- На что она была похожа? (на штык)

- Было холодно, накапало. Откуда капало? (с застрехов).

- С чем сравнивается синее небо? (обложкой на новой тетради).

- Как звали фельдшера? (Иван Яковлевич).

- Кем был отец Павлуни? (трактористом). Кем была его мать? (колхозница).

- Чем пахло от рук отца? (трактором и снегом).

- Что принес отец домой с работы? (фильтр масляный).

- Когда стало темно в доме, что зажег отец? (десятилинейную лампу).

- Перечислите, какие инструменты занес отец в дом? (топор, ножовку, рубанок, долото, молоток).

- С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы? (черемухи).

- Чем пахло от скворечника? (смолой).

- Как называется трава, которая глянула на свет? (отава).

- Как называлась черемуха, на которой висел еще первый скворечник в деревне? (Гурихина черемуха).

XIII. Проверка домашнего задания "Письмо Павлуне".

Учитель: У вас была возможность проявить свои творческие способности, раскрыться в слове. Дома вы писали письмо Павлуне с вашими мыслями о нем или пожеланиями. Давайте зачитаем некоторые письма.

XIV. Итог урока.

Чему учит нас рассказ?

XV. Домашнее задание.

Учитель: Предлагаю написать продолжение рассказа: "Что ожидает героя завтра?".

Заключение

Учитель: В одном из стихотворений есть такие строки:

У нас в краю тебе помогут птицы
Узнать, какие души у людей.

Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как и аисты. Предлагаю вам сделать подарок Павлуне, то есть построить скворечник для птиц, чтобы мы с вами знали, что дом для птиц готов.

Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас людям, природе, спешите делать добрые дела и помните:

"Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды".


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21