Преподавание русского языка Интегрированный урок (русский язык + грамматики нравственности) в 6-м классе по теме "Употребление глаголов в речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1356 Макарова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия. (Б.Пастернак). Цели урока:
Оборудование, наглядность: газета-текст стихотворения И.Северянина “В парке плакала девочка”, диск “Времена года” П.И.Чайковского, учебник “Грамматика нравственности”. ХОД УРОКА1. Организация начала урока.Приветствие. Проверка готовности к уроку. 2. Лингвистическая разминка.Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
3. Актуализация знаний.Учитель: Назовите ключевое слово, спрятанное в кроссворде. Что вы знаете о данной части речи? Итак, запишем тему урока: “Употребление глаголов в речи”. Наш урок сегодня необычный – это урок-лингвистическая эстафета. Разминка прошла успешно. Этапы урока мы будем обозначать словами Б.Пастернака. Давайте их прочитаем и каждый этап будем записывать в тетради с новой строки. Первое слово – жить. Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка. По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после существительных) по частоте употребления в речи. Какие стили речи вам известны? В чем их отличительные особенности? 4. Беседа.Сегодня на уроке мы поговорим о художественном стиле речи, в котором глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста. Наиболее частыми являются следующие глаголы: мочь, сказать, знать, видеть, хотеть, дать, жить, смотреть, взять, сделать, говорить. Задание: подберите синонимы к слову говорить:
Итак, использование синонимов в речи делает ее образной, выразительной и красивой. Подбирать синонимы нам помогает какой словарь? (Синонимов). Глагол – это неотдельное понятие как имя существительное, это и не описание внешности, как имя прилагательное. Когда-то глаголом называли всякое слово. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. Вспомним пушкинские строчки: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол – самая живая часть речи. Глагол – это действие, которое повторяет жизнь. Навсегда мы очарованы прозой А.С.Пушкина, у которого каждое третье слово глагол. Следующий этап — думать. Давайте подумаем, восстановим текст известного поэта и понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении. Учащиеся работают с листочками, на которых записан текст стихотворения.
К нам в окошко ...
Учитель: Все это дано поэтом через простые сравнения с обычными явлениями деревенской жизни. Весь отрывок полон движения жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в каком значении? Ребята, вы правильно думаете. Этап – чувствовать. Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”. Учащиеся работают со стихотворением И.Северянина “В парке плакала девочка”. В парке плакала девочка: “Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, – Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю”... И отец призадумался, потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости. Учитель: Я очень люблю эти стихи, а вам, ребята, они понравились? Чем? (Тем, что девочка смогла почувствовать чужую боль. Это главное качество человека. Оно называется милосердие. Девочка любит все живое и может в любой момент прийти на помощь). Вопросы классу:
Итак, умелое использование глаголов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, прямого и переносного значения слов обогащает речь и делает ее более яркой и образной. Следующий этап — любить. Учащиеся работают с учебником “Грамматика нравственности”, стр.256 (отрывок из рассказа Платонова “Корова”. Задание: прочитайте отрывок, выпишите слова, которые полно и четко передают нравственный облик мальчика. (Это глаголы). См. текст произведения. ... Корова всегда узнавала мальчика, а он любил ее; ее темные глаза, рога, большое худое тело. Вася ласкал корову, приносил ей хлеб, долго глядел на нее, хотя та и не могла поведать ему свое горе. Мальчик приходил к ней в гости ежедневно – днем и вечером. Ребята, обратите внимание на то, глаголы какого времени использует автор. Учитель: Оказывается, иногда в текстах используется переносное употребление формы настоящего времени в значении прошедшего. Это придает описанию большую яркость, живость, красочность. События, о которых повествует автор, словно бы приближаются к читателю, он становится как бы их участником.
Вот мы и у финишной черты. Наш последний этап – свершать открытия. Ребята, что на уроке вы узнали, вспомнили, почувствовали, увидели? Чем вас поразили героиня стихотворения И. Северянина “В парке плакала девочка” и мальчик Вася-герой рассказа Платонова “Корова”? Открытия вы совершали дома, работая над творческим заданием по учебнику “Грамматика нравственности”, стр. 256, вопрос 3. (Попробуйте описать свои ассоциации на тему “Человек с добрым сердцем”. Чтение работ учащихся. Вот и завершилась наша лингвистическая эстафета. Что помогает нам “Жить, думать, чувствовать, свершать открытия?” (Это глаголы). Запомните, ребята, глаголы не только дают нам возможность “жить, думать, чувствовать, свершать открытия”, но и определять нравственный облик человека. 5. Домашнее задание.Упражнение по учебнику “ грамматика нравственности”, вопрос.6. Итоги урока.Использована следующая литература при составлении урока:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |