Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок (русский язык + грамматики нравственности) в 6-м классе по теме "Употребление глаголов в речи"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок (русский язык + грамматики нравственности) в 6-м классе по теме "Употребление глаголов в речи"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1334

Макарова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия.

(Б.Пастернак).

Цели урока:

  • повторение и обобщение изученного о стилях речи;
  • познакомить учащихся с языковыми возможностями использования глагола в речи;
  • повторить изученное по теме “Глагол”;
  • закрепить навыки анализа художественного текста;
  • донести до сердца ученика 6 класса нравственные понятия, еще раз показать, что произведения наших современников учат состраданию, сочувствию, доброте, милосердию.

Оборудование, наглядность: газета-текст стихотворения И.Северянина “В парке плакала девочка”, диск “Времена года” П.И.Чайковского, учебник “Грамматика нравственности”.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Лингвистическая разминка.

Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.

1.Заниматься грабежом, отнимать.
2.Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо.
3.Антоним слова выздороветь.
4.Синоним слова попотчевать.
5. Убрать сор веником.
6. Синоним слов сверкать, светиться.

0 Г Р. А Б И Т Ь
П Л Е С Н У Т Ь
3 А Б 0 Л Е Т Ь
У Г 0 С Т И Т Ь
П О Д М Е С Т И
Б Л Е С Т Е Т Ь

3. Актуализация знаний.

Учитель: Назовите ключевое слово, спрятанное в кроссворде.

Что вы знаете о данной части речи? Итак, запишем тему урока: “Употребление глаголов в речи”.

Наш урок сегодня необычный – это урок-лингвистическая эстафета. Разминка прошла успешно. Этапы урока мы будем обозначать словами Б.Пастернака. Давайте их прочитаем и каждый этап будем записывать в тетради с новой строки.

Первое слово – жить. Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка.

По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после существительных) по частоте употребления в речи.

Какие стили речи вам известны?

В чем их отличительные особенности?

4. Беседа.

Сегодня на уроке мы поговорим о художественном стиле речи, в котором глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста.

Наиболее частыми являются следующие глаголы: мочь, сказать, знать, видеть, хотеть, дать, жить, смотреть, взять, сделать, говорить. Задание: подберите синонимы к слову говорить:

– бросать;
– произносить;
– вещать;
– изрекать;
– молоть;
– вставлять.

Итак, использование синонимов в речи делает ее образной, выразительной и красивой. Подбирать синонимы нам помогает какой словарь? (Синонимов). Глагол – это неотдельное понятие как имя существительное, это и не описание внешности, как имя прилагательное. Когда-то глаголом называли всякое слово. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. Вспомним пушкинские строчки: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол – самая живая часть речи. Глагол – это действие, которое повторяет жизнь. Навсегда мы очарованы прозой А.С.Пушкина, у которого каждое третье слово глагол.

Следующий этап — думать.

Давайте подумаем, восстановим текст известного поэта и понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении. Учащиеся работают с листочками, на которых записан текст стихотворения.

Буря мглою небо...,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она...,
То, ... , как дитя,
То, по кровле обветшалой
Вдруг соломой ...,
То, как путник запоздалый,

К нам в окошко ...

  • Какова тема текста?
  • Как поэт описывает вьюгу?

Учитель: Все это дано поэтом через простые сравнения с обычными явлениями деревенской жизни. Весь отрывок полон движения жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в каком значении?

Ребята, вы правильно думаете.

Этап – чувствовать.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”. Учащиеся работают со стихотворением И.Северянина “В парке плакала девочка”.

В парке плакала девочка: “Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, – Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю”... И отец призадумался, потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Учитель: Я очень люблю эти стихи, а вам, ребята, они понравились? Чем? (Тем, что девочка смогла почувствовать чужую боль. Это главное качество человека. Оно называется милосердие. Девочка любит все живое и может в любой момент прийти на помощь). Вопросы классу:

  • Какие глаголы в данном стихотворении использует автор?
  • В какой форме они стоят? Какова их роль?

Итак, умелое использование глаголов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, прямого и переносного значения слов обогащает речь и делает ее более яркой и образной.

Следующий этап — любить.

Учащиеся работают с учебником “Грамматика нравственности”, стр.256 (отрывок из рассказа Платонова “Корова”.

Задание: прочитайте отрывок, выпишите слова, которые полно и четко передают нравственный облик мальчика. (Это глаголы). См. текст произведения.

... Корова всегда узнавала мальчика, а он любил ее; ее темные глаза, рога, большое худое тело.

Вася ласкал корову, приносил ей хлеб, долго глядел на нее, хотя та и не могла поведать ему свое горе. Мальчик приходил к ней в гости ежедневно – днем и вечером.

Ребята, обратите внимание на то, глаголы какого времени использует автор. Учитель: Оказывается, иногда в текстах используется переносное употребление формы настоящего времени в значении прошедшего. Это придает описанию большую яркость, живость, красочность. События, о которых повествует автор, словно бы приближаются к читателю, он становится как бы их участником.

  • Какие главные качества человека определяют его нравственный облик? (Доброта, милосердие, сострадание, забота.)
  • Как образовались эти существительные? Укажите.

Вот мы и у финишной черты. Наш последний этап – свершать открытия.

Ребята, что на уроке вы узнали, вспомнили, почувствовали, увидели?

Чем вас поразили героиня стихотворения И. Северянина “В парке плакала девочка” и мальчик Вася-герой рассказа Платонова “Корова”?

Открытия вы совершали дома, работая над творческим заданием по учебнику “Грамматика нравственности”, стр. 256, вопрос 3. (Попробуйте описать свои ассоциации на тему “Человек с добрым сердцем”. Чтение работ учащихся.

Вот и завершилась наша лингвистическая эстафета.

Что помогает нам “Жить, думать, чувствовать, свершать открытия?”

(Это глаголы).

Запомните, ребята, глаголы не только дают нам возможность “жить, думать, чувствовать, свершать открытия”, но и определять нравственный облик человека.

5. Домашнее задание. Упражнение по учебнику “ грамматика нравственности”, вопрос.

6. Итоги урока.

Использована следующая литература при составлении урока:

  • учебник “Грамматика нравственности”;
  • учебно-методическое пособие “Уроки словесности”;
  • пособие для учителя “Разработки уроков русского языка”;
  • разработка урока русского языка, автор Белкина Е.В.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21