Преподавание русского языка Урок-путешествие по русскому языку в 3-м классе по теме "Правописание Е, И в суффиксах существительных"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.28 Просмотров: 1022 Шмойлова Галина Александровна, учитель начальных классов Цель:
Оборудование: иллюстрация к повести Л.Б. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Таблицы с обозначением суффиксов. Содержание.I. Организация класса на начало урока.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового, интересного, сделать множество открытий. Думаю, мы сможем проявить чувство гостеприимства, и у наших гостей останется приятное воспоминание о нашем уроке. II. Пальчиковая гимнастика.– Перед тем, как идти в школу, каждый из вас, проснувшись, сделал…Что? Ученик: Умылся, оделся, сделал зарядку. Учитель: Для чего мы должны делать зарядку? Ученик: Мы должны следить за своим здоровьем Учитель: Сейчас мы сделаем зарядку для наших пальчиков.
– Откройте тетради, запишите число. – Как вы узнали, что надо делать? Ученик: Вы сказали. Учитель: Что помогает нам донести нужную информацию Ученик: Язык, речь. Учитель: С какими частями речи мы уже знакомы? Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог. Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в длительное путешествие на планету «Грамматика» в Страну Невыученных Уроков. Учитель: Кто знает значение этого слова? Ученик: Грамматика – наука о языке, словах. Учитель: Как вы думаете с кем мы туда отправимся? Ученик: С Виктором Перестукиным и его котом Кузей. Учитель: Эту повесть написала Лия Борисовна Гераскина (1910г.). Первый раз она издалась в 1931 г. Переиздавалась уже 10 раз. Но повесть трудно найти на полке в библиотеке: дети читают и перечитывают её с большим удовольствием. По книге снят прекрасный мультфильм. Учитель: Что говорил Виктору папа? Ученик: Каждый человек может выработать волю и характер, если он борется с трудностями и презирает опасности. Но Виктор Перестукин был лодырем, бездельником, лоботрясом, не хотел учиться. Ученик: Любимые стихи Перестукина:
Ученик: Перестукин сказал книгам: «Пропадите вы пропадом». Книги разозлились и отправили его в Страну Невыученных Уроков к королеве Азбуке. Учитель: И вот тут он встречается с опасностями, которые ему необходимо преодолеть, иначе он никогда не попадет обратно к папе и маме. Учитель: Задание первое. III Чистописание:Учитель: Сейчас мы посмотрим вокруг себя, узнаем всё ли у нас в порядке: учебники, тетрадки, ручки, а главное проследим за своей осанкой. Первое трудное задание для В.П., потому что писать правильно он ленился, и ставил одни кляксы.
– Что общего в элементах этих букв. Ученик: Прямая линия, наклон. Ученик: Сижу прямая, локоть правой руки лежит на столе, между мной и партой проходит кулак. IV Словарная работа.Учитель: Азбука пропускает В.П. в замок с условием, если В.П. правильно выполнит словарную работу (у доски). 1) Канава, к•пуста, к•рман, коридор, к•стрюля, к•рова Учащиеся делят на слоги, находят безударные гласные говорят, сколько в слове слогов.
Учитель: Как можно сгруппировать эти слова? Ученики: – Это существительные (обознач. предмет, и отвечают на вопросы кто? что?) – Словарные слова, с непроверяемой гласной, их написание надо запомнить. – Все существительные нарицательные, единственного числа. – Начинаются на одну букву.
2) Учитель: Объясните лексическое значение существительных. Учащиеся:
V. У доски
Учитель: В. Перестукину необходимо выполнить ещё одно задание. Вставить пропущенные буквы и доказать, почему именно эти буквы. Ученики:
Учитель: Мы помогли В.П. пройти в замок. Но перед ним еще одни ворота. По обеим сторонам входа стоят два странных человека. Согнутый держал карандаш, прямой – ручку. Перестукин с Кузей назвали их Крючком и Палкой. Они произносили: «Код».
Учитель: Исправьте ошибки. Учащиеся: Желтые – желтеть, с ветвей – прав. предлогов, ветвей – ветвь, слетают – перелет, берез – береза, непров. безуд. гласная. Учитель: У кого получился такой код: 236415, 154236 Ученики: Подлежащее – листики, выражено существительным Сказуемое – слетают, выражено глаголом. Учитель: Итак, Перестукин справился еще с одним заданием, но это еще не все. VI. Переход к новой теме:
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь. Ученик: О суффиксах. Учитель: Что вы знаете о суффиксах. Ученик: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. – Суффиксы -ик- , -ок-, -ек-, имеют уменьшительно-ласкательное значение. Учитель: И вот перед Перестукиным еще трудность Крючок и Палка дают ему еще одно невыполнимое задание. Перед ним появляется доска на которой написано слова «ключ к», «замоч к». Перестукин задумался. Помочь ему можно.
Учащиеся. Чтобы поверить написание суффиксов -ек-,-ик-, необходимо существительное поставить во множественное число или в форму Р.п. если гласная выпадает пишется -ек-, если не выпадает – -ик-; -ек-,-ик- – это орфограммы. Учитель: Прочитаем этот вывод в учебнике с.41. Физминутка.
Учитель: Ну а теперь помогите Перестукину. Учащиеся:
VII. Закрепление полученных знаний: упр.63. (с комментарием)Учащиеся:
ВЫВОД. VIII. Самостоятельная работа с заданием.1 вариант с суффиксами -ик-,
IX. Письмо по памяти (упр.64)
После выполнения учащимися в очередной раз делают вывод. Учитель: В.Перестукин выполнил все задания, поставленные перед ним, и теперь он может вернуться домой, но перед ним стоит еще одна задача. Учитель: Составьте рассказ или просто5-6 предложений со словами с суффиксами -ик-, -ек-.
– Затем учащиеся читают свои мини-сочинения Учитель: Мы хорошо поработали. Как вы думаете помогли ли мы В.П.? Чем? Учащиеся: Мы помогали ему вырабатывать силу воли и характер. Учитель: Что необходимо делать для этого вам? Ответы учащихся. Учитель: А какие пословицы нам в этом помогают? Ученики:
X. Итог урока.Учитель: Что нового на уроке мы узнали? Ученик: Мы познакомились с правописанием суффиксов -ек-, -ик-. Учитель: А как называлась планета, на которой мы сегодня побывали. Ученик: Грамматика – наука о язык. Мы пришли в царство частей речи. Учитель: На что похоже это царство? На ромашку. Наша речь разделена на части, как лепестки у ромашки, но все они связаны. Учитель: Урок закончен, можно отдохнуть.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |