Преподавание русского языка Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Глаза — зеркало души"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.27 Просмотров: 817 Голованова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы Цель: создание художественного портрета. Задачи:
ХОД УРОКА. I. Вступительное слово учителя – Здравствуйте, ребята. Сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глаза и представить… Звучит спокойная музыка. “Солнечный день, красивый зеленый луг с сочной травой. На лугу много ярких цветов: красные маки, голубые незабудки, белые ромашки. Ярко-зеленая стрекоза перелетает с цветка на цветок, кузнечик трещит в траве, пчела спешит за медом, бабочка садится на травинку. Ее крылышки окрашены необычным узором. Художница-природа не пожалела для бабочки голубых и лиловых, розовых и оранжевых красок.” – Представили ли вы себе ту картину, которую я описывала сейчас? Что помогло вам ее представить? А смогли бы вы все это представить, если бы ни разу не видели пчелы, спешащей за медом, бабочки, садящейся на цветок? Какой же орган помогает нам так ярко воспринимать окружающую среду? – Сегодня мы попробуем немного прикоснуться к этому таинству – человеческой душе. II. Фронтальная работа с классом – Античный философ Гераклит Эфесский утверждал: “Глаза – более точные свидетели, чем уши”. И действительно, 90% всей информации человек получает через глаза. Но глаза и сами могут многое рассказать нам о своем хозяине. – Каким бывает цвет глаз? (Карие, голубые, черные, зеленые, серые, бесцветные.) – Различие в цвете глаз у древних наводило на мысль, что индивидуальная окраска радужки несет в себе какой-то скрытый смысл. Аристотель считал, что цвет глаз связан с характером человека. – Но это все физиологические свойства глаз. А что еще можно обнаружить, рассматривая глаза человека? (Глаза выражают какие-либо эмоции.) – Что вы можете сказать о глазах, чтобы передать их красоту, индивидуальность? Задание1: Опишите глаза своего соседа. Задание2: Распределите определения глаз в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они выражают: наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые, беспокойные, открытые. – Глаза, несомненно, являются одной из основных деталей портрета литературного героя. Давайте пронаблюдаем, что можно сказать о человеке по его глазам. 1. Вот нахмурил царь брови черные и навел на него очи зоркие, словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого. М.Ю.Лермонтов “Песня о купце…” 2. Толпой любимцев окруженный,
3. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая неотразимо приятным светом… Вся она – темная, но светилась изнутри, через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. М. Горький “Детство” 4. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни света. Х.К.Андерсен “Снежная королева” 5. …а вот вереница
6. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. М.Шолохов “Судьба человека” 7. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо, из сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. И.С.Тургенев “Бирюк” 8. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот похож на ижицу, у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек. Н.В.Гоголь “Повесть о том, как поссорились…” – Какие черты характера раскрываются в портрете? Задание: Понаблюдайте, какие изобразительно-выразительные средства используют авторы. Интересные сравнения и эпитеты использовали авторы? – Смотрите, как о многом могут рассказать нам глаза. Поэтому их надо непременно беречь, заботиться о том, чтобы они не уставали. Гимнастика для глаз: 1. Зажмурьтесь и откройте глаза. Повторите 5 раз. Задание: Опишите, используя изобразительно-выразительные средства, выражение взгляда человека в зависимости от ситуации. Ситуации: 1. Ученик не слышал объяснения учителя, а когда его спросили, то… III. Работа с дидактическим материалом “Развитие речи. 8–9 класс” с. 35 – Мы с вами изучаем на уроках литературы произведения русских писателей. И, наверное, самым ярким из них навсегда останется А.С. Пушкин. В 1827 году по просьбе его друга Антона Дельвига известный художник Орест Адамович Кипренский нарисовал портрет, о котором отец Пушкина сказал: “Лучший портрет моего сына есть тот, который написал Кипренский”. А сам поэт смог выразить свои мысли только стихами:
– Что вы увидели здесь во взгляде поэта? Сумел ли художник запечатлить творческую личность, создать возвышенный образ любимца муз? – У меня есть два описания портрета А.С. Пушкина искусствоведами. Попробуйте уловить общее в этих описаниях. Найдите эпитеты, которые использует каждый из авторов, характеризуя взгляд поэта. 1. На смуглом лице читается вдохновение, созревающая поэтическая мысль. Взгляд поэта глубок, но в то же время слегка рассеян… Рот напряженно сжат, и горький изгиб губ, как и некоторая настороженность во взгляде, показывает невысказанную тревогу. 2. Пушкин изображен в состоянии глубокой сосредоточенности. Взгляд поэта чист и серьезен, поза спокойна. В изгибе плотно сомкнутых губ есть оттенок горечи, которому вторит выражение глаз, чуть печальных. IV. Работа в группах – Рассмотрите предложенные вам портреты писателей и поэтов. Что вы увидели в их взгляде? 1. Н.С. Лесков. “Особенно хороши были своим выражением его небольшие карие глаза: умные, живые, проницательные, иногда лукаво-насмешливые, они легко загорались гневом и огнем, когда он начинал сердиться или слышал пошлость и несправедливость, которых не могла вынести его благородная душа”. Е.И. Борхсениус. 2. В.В. Маяковский. “В спорах его глаза загорались, чувствуя живой интерес к окружающим явлениям, любознательность” . И.Б.Карахан. 3. О. Мандельштам. “Здороваясь со мной, он протянул мне руку и, подняв полуопущенные веки, взглянул на меня сияющими “ангельскими” глазами. И мне вдруг показалось, что сквозь них, как сквозь чистую воду, я вижу дно его сознания”. И. Одоевская. 4. Ф.М.Достоевский. “В серых, исподлобья хмурящихся глазах – озабоченность”. С.В. Белов. 5. М.Ю.Лермонтов. “Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших, неподвижно-темных глаз”. И.С.Тургенев. V. Рефлексия – Так являются ли глаза зеркалом души? Смотрите, сколько выразительных средств можно использовать для описания взгляда человека. И они действительно помогают нам понять его сущность. Дополнение: В древности глазам приписывали всевозможные мистические свойства. Считалось, что они способны жить самостоятельной жизнью и влиять на судьбу людей. Глаза часто символизировали смысл и суть жизни, их считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу кораблей. А египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра. VI. Домашнее задание – Среди фотографии семьи выберите те, которые ярко выражают эмоциональное состояние человека. Опишите этот взгляд. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |