Преподавание литературы Всепроникающая магия слова. К урокам литературы в 11-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.25 Просмотров: 1269 Ромашина Наталия Фёдоровна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (2,91 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. “Серебряный век” русской поэзииЦели уроков:
Тип урока: лекция-беседа с презентацией учебного материала по теме урока, работа творческих групп. Оборудование и материалы: презентация к уроку, сборники стихотворений поэтов “серебряного века”, аудиозаписи стихотворений, оформление классной доски, раздаточный материал с тестами для проведения контрольного опроса по теме урока. 1-й урокI. Организация урока.Вступительное слово учителя. Что мы ждём от современной литературы? Помочь разобраться в нашей действительности. Выживает тот художник, кто говорит о современности с позиции вечности. Велика власть художественного слова в русском искусстве нашего столетия. Необычна мелодика, оригинальный, образный строй поэзии, прозы, драматургии. Позавчерашний день мы помним лучше вчерашнего. Девятнадцатое столетие мы знаем подробнее двадцатого. К этому были вески исторические основания. Поэтому ясен сегодня необычайный интерес к так называемым “белым пятнам” истории, одним из которых и является “серебряный век”. Что это за явление в русской литературе? Об этом пойдёт речь сегодня. Лекция учителя. II. Поэзия “серебряного века” в контексте истории.Поэзию “серебряного века” невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли. Этот фон составляли русско-японская война, трагедия на Ходынском поле, потрясения 1905-1907 годов. История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение. Поэзии “серебряного века” вырабатывает принципиально новую концепцию человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира. Начало века Александр Блок определял как “минуту смятенья и борьбы лжи и правды”. III. Образование литературных группировок и наступление “серебряного века” русской поэзии.Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы. На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества. Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни. Наступил “серебряный век”. Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и свой творческий метод. IV. О термине “серебряный век”.Сам термин “серебряный век” возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Василий Андреевич Жуковский и другие известные и знаменитые поэты. Сами термины восходят к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь человека начинается “золотым”, а заканчивается “железным” веком. Применительно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению Петра Андреевича Вяземского “Три века поэтов”, в котором говорится о безвозвратно ушедшем “золотом веке” (См. Приложение 1). V. Особенности и границы “серебряного века” русской поэзии.Принято считать, что начало “серебряного века” русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока. Хотя эта периодизация условна. Поэты “серебряного века” следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в “расширении художественной впечатлительности” и в некоторых вполне умеренных реформах стиха. Хотя хронологически “серебряный век” русской поэзии занимает два десятилетия, его значение в истории русской литературы огромно. Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил в своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых времён:
В процитированных строчках закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое наполнение обыденных слов и т.д. Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности – отчётливо звучит в следующих стихах В. Соловьёва:
Владимир Соловьёв стоит у истоков русского “серебряного века” как старт для духовного взлёта целой культурной общности творцов. VI. Уникальное художественное пространство поэзии “серебряного века”.Поэтам “серебряного века” дороги и близки все явления живой природы, культуры, Космоса.
пишет один символист, а другой как бы откликается:
Все поэты “серебряного века” любили свою Родину. Россия для каждого из них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введению новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма. Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний. Одна из этих программ преподана в ставших хрестоматийными строчках Валерия Брюсова:
Заветы модернизма сформулированы здесь в заострённом виде, однако, именно беззаветное поклонение искусству сближает поэтов, относящихся к “серебряному веку”. Поэзия “серебряного века” – это уникальное художественное пространство. 2-й урокРабота творческих групп-теоретиков. СИМВОЛИЗМ – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является искусство для искусства”, “тайнопись неизречённого”, недосказанность, замена образа. Суть программы – наша задача – “загипнотизировать читателя” (В.Я. Брюсов), вызвать у него ответное чувство. Старшие символисты: В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, младшие – А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый. I группа – рассказ о русском символизме, его особенностях, возникновении, путях развития, его характерных признаках.. II группа – краткий очерк жизни и творчества нескольких символистов. III группа – анализ стихотворений поэтов-символистов. Использование учебников и других материалов. IV группа – оппоненты подводят итоги. Обобщение учителя. Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Им принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала. АКМЕИЗМ (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, создание зримого конкретного образа. Отточенности деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами. Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности. Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность. Акмеисты – Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам. I группа – рассказ о русском акмеизме, его характерных особенностях, возникновении, путях развития, признаках. II группа – краткий очерк жизни и творчества нескольких акмеистов. III группа – анализ стихотворений поэтов-акмеистов с использованием учебника и дополнительного материал. IV группа – оппоненты подводят итоги. Обобщение учителя. Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода “методологических” увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип “искусство для искусства”. ФУТУРИЗМ – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее. Если символизм – “поэзия намёков”, акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции). Краткое выражение программы – только мы – лицо нашего времени, мы презираем славу, мы бросаем всем и всем, мы во власти тем, а потому мы – бунтари. Футуристы – В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак. I группа – рассказ о футуризме, его особенностях, возникновении, путях развития, характерных признаках. II группа – краткий очерк жизни и творчества И. Северянина, В. Хлебникова. III группа – анализ сборника стихотворений И. Северянина “Классические розы” и других стихов футуристов. IV группа – оппоненты подводят итоги. Обобщение учителя. Футуристы объявляли себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками “естественного” человека, его права на свободное индивидуальное развитие. Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело. В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910 годов прекратили своё существование. ИТОГИРусская поэзия “серебряного века” прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее. Нить преданий и традиций не прервалась. Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться. Впереди нас ждут новые и новые открытия. Поэзия “серебряного века” отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской. Русский “серебряный век” неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний. Свет незабываемых зорь “серебряного века” навсегда останется в истории России. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |