Преподавание русского языка Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме "Изложение-миниатюра с элементами интерпретации"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.22 Просмотров: 1794 Моренец Алла Николаевна, учитель русского языка и литературы Образовательные цели:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: урок развития речи Форма организации урока: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная. Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Приёмы: рассуждение, сравнение, обобщение, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование, комментированное чтение и диалог с автором через текст, наблюдение над языком, сопоставление литературных произведений, интерпретаций. Формы обучения: монологическая, диалогическая, полилогическая. Средства обучения: тексты для индивидуальной работы, индивидуальные «рабочие» листы, плакаты для коллективной работы. Технология обучения: технология формирования типа правильной читательской деятельности. Эпиграфы к уроку: Ты, человек, люби природу, Что же натворили мы с природой? «На планете, Богом забытой». Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Ход урока I. Организационный момент II. Теоретическая речевая разминка Здравствуйте, ребята! Садитесь! Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне, гостям. А я подарю вам урок развития речи. И я очень хочу, чтобы вы мне помогли. Для этого давайте уточним: – Чем отличается урок русского языка от урока развития речи? – Ребята! На каких еще уроках, занятиях вы развиваете свою речь? (История, литература, география…) – Молодцы! Речь надо развивать всегда. Продолжите фразу: «Речь – …» («Речь – любит течь…») – Правильно. Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. – Ребята, какие виды письменных работ мы учимся создавать на уроках развития речи? (Изложения, сочинения…) – Чем отличаются эти виды работ? – Когда мы пишем сочинения и изложения, то составляем, создаем что? (Текст) – Что такое текст? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически). – Назовите основные средства грамматической связи предложений в тексте. (Это порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация…) Любой текст связан темой и идеей. Каждый текст создается на определенную тему. – Давайте повторим, что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии). В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью. Это главное в тексте. – Дайте определение идеи текста. (Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан). – Всегда ли основная мысль выражена в заглавии текста или сформулирована в каком-либо предложении? (Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо найти и сформулировать). – Молодцы! Хорошие помощники достались мне сегодня! – А скажите, пожалуйста, как называется наш факультатив по русскому языку? («Тексты малой формы»). – А как по-другому можно его озаглавить? (Миниатюра). – Что такое миниатюра? (Это небольшой по объему текст). Миниатюра – это жанр малой формы, это художественное произведение малого размера и тонкой работы, а также изящной отделки. Миниатюра является оперативным откликом на заданную тему. Напомню – это текст, всегда законченный, целостный. Ритм современной жизни, стремительный, не оставляющий времени для долгих размышлений на наших глазах рождает этот жанр – жанр миниатюры – краткого и емкого художественного произведения. – Ребята, а чем привлекательна миниатюра для нас, читателей? Как вы думаете? Почему мы учимся их писать? (Быстро читается, в ней содержится много информации, можно не торопясь перечитывать, осмысливать трудную фразу, отдельную деталь… учимся писать, чтобы успешно сдать ЕГЭ). – В чем сложна миниатюра как жанр? Это небольшой по объему текст, но при его написании часто сталкиваешься с трудностями. С какими? (Часто трудно бывает добиться от себя, как автора, краткости, лаконизма, умения сказать в малом о важных вещах. Излагать мысль четко, ясно и кратко). – Правильно. Миниатюра еще должна иметь оригинальный, неожиданный сюжет. Надо учиться писать так, чтобы не хотелось продолжения, чтобы не мучиться от недосказанности. И еще. Миниатюра не должна просто выглядеть мыслью, которая успела выскочить из головы, но тут же «умерла от одиночества». – Ребята, какие тексты-миниатюры мы уже с вами писали? (Мини-диктанты, мини-диктанты с продолжением, мини-тексты по памяти, мини-изложение). III. Объявление темы урока А сегодня мы будем писать изложение-миниатюру с элементами интерпретации. Откройте ваши тетради и запишите тему: «Изложение-миниатюра с элементами интерпретации». – Итак, тема записана. Ребята, значение какого слова вам непонятно? (Интерпретация). Что значит интерпретация текста? (Учащиеся не могут ответить, возникла проблемная ситуация). – Давайте обратимся за помощью в «Копилку для любознательных». Для этого в словаре русского языка С.И.Ожегова найдем словарную статью слова интерпретация. Читаем, что оно обозначает. Интерпретировать – истолковывать, раскрывать смысл содержания чего-нибудь. Целеполагание Ребята, давайте определим цель нашего урока. (Ответы учащихся). – Сегодня на уроке мы будем учиться правильно понимать и толковать текст, т. е интерпретировать, делиться своими мнениями; учиться быстро, оригинально мыслить; будем учиться вступать в диалог с автором, т.е. общаться с воображаемым собеседником; учиться в малом говорить о большом жизненно важном, а главное – создадим свой авторский текст. Повторный вопрос: – Что значит – интерпретировать? (Ответы учащихся) – Молодцы! А для того, чтобы хорошо интерпретировать, надо уметь хорошо читать. Ещё вопрос: – Что значит, по-вашему, «уметь читать»? (Ответы учащихся). Правильно! Молодцы! Уметь читать – это не только хорошо владеть техникой чтения. Уметь читать – это и уметь видеть, осознавать за прочитанным текстом жизнь с её горестями и радостями, понимать и чувствовать размышления переживания, выраженные автором. IV. Работа по теме урока – Ребята, вы так хорошо провели теоретическую пятиминутку, что мне хочется вас отблагодарить. А вы верите в чудеса? Приглашаю вас отправиться за чудесами! Да, да, да за чудесами! Хотите, я подарю вам сейчас лето? Лето – просто замечательная пора! Везде хорошо, куда бы ни пошли: в лес, на луг, в поле, к реке или к озеру. В это время года многие люди стремятся за город. Ведь очень скучно сидеть в душной комнате, и еще хуже смотреть телевизор. Давайте отправимся с вами на прогулку. Я предлагаю пойти в лес. – Итак, представьте, вы отворяете дверь, переступаете в удивительный волшебный мир. Он так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок… Он такой близкий и далекий. Близкий – протяните руку и можете дотронуться до него. Он тут, перед вами – мир родной природы. Он и далекий, потому что мало вы знаете о нем. Этот мир населен живыми травами, птицами, насекомыми, зверями, и каждый уголок его может стать сказкой. Закройте глазки, что вы представляете? (Ответы обучающихся). И вот мы весело шагаем по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо! – Ой, ребята, нас встречает лесовичок и напоминает: «Вот вы в лес отправились в гости к лесным жителям, а правила вежливости не забыли»? – Вспомните, какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте проведем цифровой диктант. Выберите и прокомментируйте правила вежливости, которые необходимо соблюдать в лесу. Правила вежливости:
– Молодцы, ребята, верно выбрали правила вежливости. Таких, как мы с вами, много, но, к сожалению, есть и другие «ценители природы». (Выразительное чтение стихотворения Г. Ладонникова «Дикарь в лесу») Читает ученица. Хозяйка белочка Однажды в лес Стал гнуть орешину – сломал, Отбросил куст А бедной елочке смотреть, – Вот такая возникла ситуация. Как поступил человек? Как вы оцениваете его поступок? (Ответы учащихся). – Шли мы с вами шил и подошли к домику. Угадайте, кто в нём живёт? Загадка Погляди на молодцов: – О ком сейчас пойдет речь? (О муравьях). Проблемная ситуация – Что вы знаете о муравьях? Какую пользу они приносят для леса? (Высказывания учеников). – А вы мармелад любите? А муравьи? Как вы думаете, почему на калине редко встречаются вредные гусеницы? (Ответы учеников). (Сообщение ученицы «А знаете ли вы»?) – Вы любите мармелад, а пастилу? А, наверное, вы не знаете, что без ягод калины они не были бы такими вкусными. Калина – кустарник. А гусениц мало, потому что калина дружит с муравьями. Муравьи – большие лакомки и очень любят мармелад. «Муравьиный мармелад» – это сок растения. Там, где муравьи, гусеницам не бывать. Калина кормит муравьёв, а они её охраняют. – Итак, представьте. Наступила весна. Пригрело солнышко. Ожил лес. Защебетали птички. Проснулись муравьи, выбрались из зимних квартир. Стали носить в свой дом веточки, сучки, сухую хвою. Рыжие муравьи – полезные насекомые. Что случилось однажды с одним из них, вы узнаете, прочитав текст (учитель раздаёт тексты). Самостоятельное знакомство учащихся с текстом-миниатюрой А. Приставкина «Муравей». Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации, определение читательской компетентности детей. Муравей Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника. По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!» И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше. (69 слов.) А. Приставкин Беседа: «Учимся читать подтекст». – Вчитайтесь внимательно в миниатюру «Муравей». О чём в ней говорится? – Какие чувства вы испытывали, когда читали текст? – Как вы думаете, что отражает название миниатюры? (Тему или основную мысль) – Сравните эти тексты (про белочку и про муравья). – Что объединяет эти произведения? Чем они различаются? – О чём рассуждает автор? Какое настроение передаёт каждая из них. Задумайтесь над содержанием ваших высказываний: в этих словах заключена основная мысль текстов. – Как иначе мог поступить человек в этой ситуации? – Как бы вы поступили, если бы заметили в лесу муравья с ягодой? – Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? – Выражено ли оно прямо, открыто в рассказе? – Что вы можете сказать о человеке, который способен «увидеть» и «услышать» многое в природе и выразить свои чувства, своё отношение к этому? (Автор– человек очень наблюдательный, любит природу, познаёт её, радуется каждому общению с ней). – Какие бы вопросы вы задали автору? – Каким вы представляете муравья? Нарисуйте словесную картину. – Рассмотрите рисунок. Как изображён главный герой миниатюры? Предупреждение фактических ошибок – Какие виды ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические). – Из данных ниже слов и выражений выберите те, которые точнее передают время и действия муравья и помогают раскрытию основной мысли: Бежал катил весь день большую Шёл нёс с утра до вечера тяжёлую Нёсся тащил долго на закате солнца Итак, подведём итог: Глагол тащил несёт в контексте миниатюры смысловую нагрузку и поэтому употреблён автором дважды. Неверно заменять его глаголами шёл, бежал. Неправильно было бы опускать определение тяжёлую к существительному ягоду и заменять его определением большую. Неверно вместо слов весь день тащил и на закате солнца оказался писать вскоре муравей оказался. – Какие слова и выражения текста помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношения к событиям? «Лесные жители» (Динамическая пауза)
Выполните следующие задания: Напишите подробное изложение. Выразите своё отношение к поступку человека. (Дети выражают своё отношение к поступку человека, аргументируя свою точку зрения. Ученики обращаются за доказательствами к исходному тексту изложения, толкуют, интерпретируют его на уровне фактуальной его информативности и своего жизненного и читательского опыта. – У каждого живущего и чувствующего природу человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что-то своё к тому, что уже сказано о природе. Должны сказать своё слово и вы. Конечно же, ваши интерпретации будут различными, но в любом случае они не должны расходиться с авторским смыслом. И ещё совет: «Не рассказывай о том, что читал, а рассказывай о том, что понял». Обсуждение читательских интерпретаций. Вот как выразила своё отношение к поступку человека ваша сверстница: «Мне жаль, что муравей трудился весь день, а в муравейник пришёл с пустыми руками. Человек оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у муравья, и теперь тот должен вернуться домой к своей семье ни с чем, и все останутся голодными целую ночь. Если бы я встретила муравья с ягодой, то не только не стала бы забирать ёё, но и сама постаралась бы найти горсточку душистых ягод и угостить трудягу-муравьишку». V. Творческая работа учащихся Итог урока. Рефлексия. – Ребята, чем мы занимались на уроке? – Чем вам запомнился этот урок? – Что нового узнали? – Чему научились? Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с текстами-миниатюрами, открыли «секреты» написания миниатюр, вступали в «диалог с автором». Назовите одним словом: «Истолковывать, раскрывать смысл, содержание чего-нибудь – значит (интерпретировать)». Молодцы! – Как немыслима жизнь без воздуха и воды, так немыслима она и без окружающей нас среды. В настоящее время человек все активнее вмешивается в природу, поэтому охрана окружающей среды является одной из самых важных проблем. Леса называют «зелеными легкими планеты». Уничтожением леса, загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая здоровью и даже жизни человека! Вот почему охрана природы должна стать делом всех людей нашей планеты. Вы знаете, космонавт В.В. Коваленок писал: «Наблюдая Землю, не перестаешь восхищаться ее красотой, думаешь, как много она может дать человечеству и в то же время как она мала и как нуждается в разумном к ней отношении». Так давайте же будем беречь и охранять нашу родную природу. Относиться к ней так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Более ста лет назад Л.Н. Толстой писал: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Дарите улыбки себе, природе, солнышку, маленькому муравью, кустику, пушистой белочке, верной собачке… И она отплатит вам тем же. «Боль моя о русском лесе». За последние десять лет человек вырубил столько лесов, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование. А ведь еще в старину говорили:
Человек не должен, преследуя цели ближайшей выгоды, поворачивать вспять реки, разрушать озоновый слой, губить целые породы растений и популяций животных. Любовь, природа – это не просто слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности. Надеюсь, что прочитанная миниатюра натолкнет вас на размышления не только о ее литературных достоинствах, но и позволит грамотно, с гуманистической точки зрения оценивать то, что происходит вокруг. Речь идёт о внимательном, бережном отношении человека к природе (человек, не будь равнодушен и жесток к меньшим братьям своим: жестокость в малом рождает жестокость в большом, будь бережен ко всему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия в природе, жизни на земле). Скажем «Нет» людскому равнодушию! Все доброе на земле от человека, и все красивое от природы. Домашнее задание (по выбору) 1. Подготовьте минирассказ от имени муравья. Ответьте на вопрос: «Что же с ним произошло однажды?..» Используйте в своём рассказе изобразительные средства языка. Выстройте своё сочинение. Будьте искренни и доброжелательны. Избегайте слов-паразитов типа это самое, итак, ну, это. 2. Если бы вы были художником, как бы изобразили муравья из миниатюры А. Приставкина «Муравей»? (Нарисуйте иллюстрацию). 3. Задание-исследование. Напишите миниатюру. Сравните её с авторской миниатюрой. Что роднит текст, написанный вами, с текстом, написанным А. Приставкиным? Детское творчество. Творческий пересказ от лица одного из героев Однажды я тащил ягоду. Она была большая, сочная, наливная, душистая, румяная. Капавший с неё сладкий сок щипал мне глаза. Ягода была такая тяжёлая, что тащить её пришлось весь день, и только к вечеру я вышел на тропинку, где увидел муравейник. Мимо меня проходил человек. Он два раза что-то пробормотал, сбил меня с ног и засунул ягоду в рот. Когда я пришёл в муравейник с пустыми руками, все муравьи дружно смеялись надо мной, а мне было больно и обидно. Нефёдов Гоша, 5 класс Авторская миниатюра Нес муравей для своего дома тяжелую палочку. Нес он ее долго, лапки его устали. Решил муравей передохнуть. Лег он под елью и задремал. Вдруг вблизи что-то прошуршало: выбежал на поляну заяц. Испугался муравей, вскочил на лапки, взял ношу, побежал, куда глаза глядят. Дома он рассказал эту историю муравьям, а те лишь посмеялись над ним. – Глупый! – сказал старик-муравей. – Это был всего лишь зайчишка! А ты его испугался! Лиса, волк, медведь – вот кого нужно бояться! Стыдно стало муравью. С тех пор он никого не боится. Чернышова Тамара, 5 класс Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |