Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Развитие творческих способностей на уроках русского языка. Урок-диспут по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Развитие творческих способностей на уроках русского языка. Урок-диспут по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1297

Кульбаева Лариса Абуллаевна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (311,5 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тема. Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции. (Слайд №2)

Оборудование урока: стенд “Сегодня на уроке” с иллюстрациями к комедии; портрет поэта; плакаты с законами диспута и нормами и правилами ведения диспута (чтобы все время были на виду).

Эпиграф.

Комедия “горе от ума” держится каким-то особняком и отличается моложавостью, свежестью
и более крепкой живучестью от других произведений слова.
И. А. Гончаров

(Слайд №4)

Законы диспута.

1. Здесь нет наблюдающих! Каждый в классе – активный участник разговора.

2. Перешепиывания, неуместные шутки запрещаются.

3. Острое, меткое слово приветствуется.

4. Идея стоит спора! Спорь да не вздорь! (Слайд №5)

Правила ведения спора.

  • Тактичность, искренность, откровенность, взаимная вежливость, самокритичность, принципиальность – вот лучшие качества участника диспута.
  • Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… Но из поражения ты извлечешь пользу для себя.
  • Спорь с человеком ума равного: за кем бы не осталась победа, ты испытаешь удовольствие от борьбы.
  • Спорь даже с глупцом. Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, четче определишь свою позицию. (Слайд №6)

Основные вопросы к диспуту.

1. Чацкий - победитель или побежденный?

2. Почему “Молчалины блаженствуют на свете”?

3. Моя жизненная позиция.

4. Актуальна ли пьеса в наши дни? (Слайд №7)

Ход диспута

Слово учителя.

Комедия Грибоедова “Горе от ума” - произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из ряда произведений “на все времена”. Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: “Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова”. Именно эти слова и взяты мной в качестве эпиграфа к уроку. Ведь и сегодня мы продолжаем говорить о произведении, о его значение в русской литературе.

С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И. А. Гончарова “Мильон терзаний”, о котором мы говорили на прошлом уроке, появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX века. Вот лишь некоторые цитаты из его статьи.

“… Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и… - больше всего комедия - какая едва ли найдется в других литературах. ”

“… Как картина, она, без сомнения, громадна… В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. ”

Комедия “Горе от ума” - вечная неразгаданная загадка, такая же загадка и ее автор, который сумел одной пьесой поставить себя в один ряд с теми, кого мы называем классиками великой русской литературы. Прошло более двух столетий, а комедию Грибоедова не только продолжают ставить на сцене, но и по-прежнему о ней отчаянно спорят.

Вот и мы с вами проведем диспут на предложенную тему и попробуем найти ответ на основные вопросы, которые и помогут нам определиться в своих мнениях. Но прежде хотелось бы вспомнить содержание пьесы. Для этого вам предстоит для начала выполнить тестовые задания. Каждый правильный ответ будет поощряться вот такими символами. Это мудрая сова. Надеюсь вам не надо объяснять, почему я выбрала именно этот символ.

Кто больше наберет их, тот победитель. (Слайд №8)

/Тестовые вопросы появляются или на интерактивной доске, или на экране . / (Слайды №9,10,11,12,13)

1. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?

а)скука

б)ссылка

в)несчастная любовь

г)болезнь

2. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?

а)год

б)три года

в)пять лет

г)десять лет

3. Сколько лет Мочалин жил у Фамусова?

а)год

б)три года

в)пять лет

г)десять лет

4. Из какого города приехал Молчалин в Москву?

а)из Петербурга

б)из Саратова

в)из Твери

5. В каком ведомстве служил Молчалин?

а)палата мер и весов

б)архивы

в)департамент финансов

г)управление богоугодных заведений

6. Какой чин получил Молчалин во время службы в Москве?

а) коллежского асессора

б)коллежского регистратора

в)статского советника

7. Чацкий является носителем и выразителем идей:

а)Просвещения

б)декабристов

в)либерального дворянства

г)консервативного дворянства

8. Сколько раз появляется Чацкий в доме Фамусова?

а)один

б)два

в)три

г)четыре

9. С какой целю едет в дом Фамусова Чацкий после долгого отсутствия?

а)чтобы обличить общество Фамусовых

б)искать покровительства у Фамусова

в)возобновить светсткие знакомства

г)сделать предложение Софье

Ответив на следующий ряд вопросов, вы, ребята, близко подойдете к раскрытию основных. Именно они шаг за шагом приведут нас к истине. Конечно, у каждого из вас давно сложилось собственное мнение о комедии и ее героях. Вот и выслушаем друг друга.

Итак. . . (Слайды №14,15,16)

1. Почему Чацкий, такой умный, образованный, с пылкой душой, с горячими чувствами, выразитель передовых идей терпит горе от ума?

2. Сломили ли неудачи Чацкого?

3. Способен ли Чацкий сделать необходимые выводы после пребывания в доме Фамусова? Изменился ли он?

4. Можем ли мы предположить, что 14 декабря 1825 года Чацкий вместе с декабристами выйдет на Сенатскую площадь?

5. А нет ли в комедии сверстника Чацкого, который на протяжении всей пьесы сопутствует герою?

6. Какими вы представляете Чацкого и Молчалина при первом знакомстве с ними? Какие сближающие и различающие их черты вы бы выделили?

7. Какие строки из “Песни о Соколе” Максима Горького можно вспомнить в связи с разговором о Молчалине?

8. Как вы думаете, прав ли Чацкий, саркастически предсказав, что Молчалин “дойдет до степеней известных”?

9. Так уж ли прав во всем Чацкий?

Настала пора ответить на основные вопросы. (Слайд №17)

Основные вопросы к диспуту.

1. Чацкий - победитель или побежденный?

2. Почему “Молчалины блаженствуют на свете”?

3. Моя жизненная позиция.

4. Актуальна ли пьеса в наши дни?

Заканчивая наш урок, я хотела бы снова обратиться к эпиграфу урока и еще раз подчеркнуть, что комедия Грибоедова действительно моложава, свежа и живуча. И спорить о проблемах, поднятых в ней, можно бесконечно. У каждого из нас сложилось свое мнение о комедии, о Чацком, о Молчалине. И это хорошо. Иметь собственное мнение и уметь выслушивать мнение другого - хорошее качество. У нас это сегодня получилось.

/Далее учитель подводит итоги и поощряет особенно отличившихся учеников/.

(Слайд №18)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21