Преподавание русского языка Развитие творческих способностей на уроках русского языка. Урок-диспут по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1297 Кульбаева Лариса Абуллаевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (311,5 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Тема. Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции. (Слайд №2) Оборудование урока: стенд “Сегодня на уроке” с иллюстрациями к комедии; портрет поэта; плакаты с законами диспута и нормами и правилами ведения диспута (чтобы все время были на виду). Эпиграф.
(Слайд №4) Законы диспута. 1. Здесь нет наблюдающих! Каждый в классе – активный участник разговора. 2. Перешепиывания, неуместные шутки запрещаются. 3. Острое, меткое слово приветствуется. 4. Идея стоит спора! Спорь да не вздорь! (Слайд №5) Правила ведения спора.
Основные вопросы к диспуту. 1. Чацкий - победитель или побежденный? 2. Почему “Молчалины блаженствуют на свете”? 3. Моя жизненная позиция. 4. Актуальна ли пьеса в наши дни? (Слайд №7) Ход диспута Слово учителя. Комедия Грибоедова “Горе от ума” - произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из ряда произведений “на все времена”. Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: “Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова”. Именно эти слова и взяты мной в качестве эпиграфа к уроку. Ведь и сегодня мы продолжаем говорить о произведении, о его значение в русской литературе. С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И. А. Гончарова “Мильон терзаний”, о котором мы говорили на прошлом уроке, появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX века. Вот лишь некоторые цитаты из его статьи. “… Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и… - больше всего комедия - какая едва ли найдется в других литературах. ” “… Как картина, она, без сомнения, громадна… В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. ” Комедия “Горе от ума” - вечная неразгаданная загадка, такая же загадка и ее автор, который сумел одной пьесой поставить себя в один ряд с теми, кого мы называем классиками великой русской литературы. Прошло более двух столетий, а комедию Грибоедова не только продолжают ставить на сцене, но и по-прежнему о ней отчаянно спорят. Вот и мы с вами проведем диспут на предложенную тему и попробуем найти ответ на основные вопросы, которые и помогут нам определиться в своих мнениях. Но прежде хотелось бы вспомнить содержание пьесы. Для этого вам предстоит для начала выполнить тестовые задания. Каждый правильный ответ будет поощряться вот такими символами. Это мудрая сова. Надеюсь вам не надо объяснять, почему я выбрала именно этот символ. Кто больше наберет их, тот победитель. (Слайд №8) /Тестовые вопросы появляются или на интерактивной доске, или на экране . / (Слайды №9,10,11,12,13) 1. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?
2. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?
3. Сколько лет Мочалин жил у Фамусова?
4. Из какого города приехал Молчалин в Москву?
5. В каком ведомстве служил Молчалин?
6. Какой чин получил Молчалин во время службы в Москве?
7. Чацкий является носителем и выразителем идей:
8. Сколько раз появляется Чацкий в доме Фамусова?
9. С какой целю едет в дом Фамусова Чацкий после долгого отсутствия?
Ответив на следующий ряд вопросов, вы, ребята, близко подойдете к раскрытию основных. Именно они шаг за шагом приведут нас к истине. Конечно, у каждого из вас давно сложилось собственное мнение о комедии и ее героях. Вот и выслушаем друг друга. Итак. . . (Слайды №14,15,16) 1. Почему Чацкий, такой умный, образованный, с пылкой душой, с горячими чувствами, выразитель передовых идей терпит горе от ума? 2. Сломили ли неудачи Чацкого? 3. Способен ли Чацкий сделать необходимые выводы после пребывания в доме Фамусова? Изменился ли он? 4. Можем ли мы предположить, что 14 декабря 1825 года Чацкий вместе с декабристами выйдет на Сенатскую площадь? 5. А нет ли в комедии сверстника Чацкого, который на протяжении всей пьесы сопутствует герою? 6. Какими вы представляете Чацкого и Молчалина при первом знакомстве с ними? Какие сближающие и различающие их черты вы бы выделили? 7. Какие строки из “Песни о Соколе” Максима Горького можно вспомнить в связи с разговором о Молчалине? 8. Как вы думаете, прав ли Чацкий, саркастически предсказав, что Молчалин “дойдет до степеней известных”? 9. Так уж ли прав во всем Чацкий? Настала пора ответить на основные вопросы. (Слайд №17) Основные вопросы к диспуту. 1. Чацкий - победитель или побежденный? 2. Почему “Молчалины блаженствуют на свете”? 3. Моя жизненная позиция. 4. Актуальна ли пьеса в наши дни? Заканчивая наш урок, я хотела бы снова обратиться к эпиграфу урока и еще раз подчеркнуть, что комедия Грибоедова действительно моложава, свежа и живуча. И спорить о проблемах, поднятых в ней, можно бесконечно. У каждого из нас сложилось свое мнение о комедии, о Чацком, о Молчалине. И это хорошо. Иметь собственное мнение и уметь выслушивать мнение другого - хорошее качество. У нас это сегодня получилось. /Далее учитель подводит итоги и поощряет особенно отличившихся учеников/. (Слайд №18) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |