Преподавание литературы
Лирика природы в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2270
Вильмс Надежда Геннадьевна, учитель русского языка Презентации к уроку Загрузить презентацию (11,44 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Загрузить презентацию (674,5 КБ) Загрузить презентацию (1,59 МБ) Тип: урок комплексного применения знаний и навыков (решение учебно-практической задачи). Цель: выделение обучающимися существенных признаков поэтики стихотворений Тютсева и Фета о природе посредством комплексного анализа. Задачи: - определить своеобразие поэтики каждого автора;
- развивать способности к анализу, совершать переход от вычленения и осмысления отдельных компонентов к обобщению, синтезированию на новом уровне;
- воспитывать бережное и чуткое отношение к мировоззрению автора, воспитывать эстетический вкус.
ХОД УРОКА I. Подготовка к восприятию темы урока, осмысление результатов самостоятельного чтения – Сегодня мы с вами продолжаем разговор о загадках биографии, об особенностях творчества Тютчева и Фета, двух поэтов, традиционно критиками определяемых как поэты-близнецы. Так ли это? Мы попытаемся ответить на этот вопрос. Наша с вами работа будет строится таким образом: - Мы познакомимся с докладами и презентациями, которые вы подготовили.
- Услышим художественное чтение стихов Тютчева и Фета.
- Проведем небольшой творческий эксперимент.
– В ходе работы, я думаю, мы расширим наши представления о творчестве Тютчева и Фета. Но начать сегодняшний разговор я хотела с моих любимых строк. (Учитель читает стихотворение Тютчева «Лениво дышит полдень мглистый» и стихотворение Фета «Какая ночь…») – Я очень люблю поэзию Тютчева и Фета. Меня восхищает торжественная, «вселенская» лирика Тютчева, меня трогают чистые, прозрачные строки Фета. – А среди вас есть такие, кто хотел бы поделиться своими мыслями и чувствами, вызванными прочитанными произведениями этих авторов? Может быть творчество одного из поэтов вам ближе? Помните ли вы строки, принадлежащие Тютчеву и Фету? «Зима недаром злится…», «Еще в полях белеет снег…», « Люблю грозу в начале мая…», «Чудная картина, как ты мне мила…», « Есть в осени первоначальной…» II. Постановка цели урока – Скажите, что общего у всех тех стихотворений, которые мы сейчас называли? – Да, все они о природе, и это не случайно. Жизнь природы была одной из центральных тем в лирике Тютчева и Фета. «Не то, что мните вы, природа», – говорил Тютчев. – А что же она? Как ее определяют поэты? Эти вопросы и будут во главе нашего сегодняшнего разговора. А рассказывать о лирике природы Тютчева и Фета будете вы, представляя свои лирические сборники , доклады и презентации. III. Проверка домашнего задания. Работа групп – Предлагаю работать таким образом: а) заслушать каждое выступление; б) зафиксировать в тетради представления поэтов о природе; в) осмыслить услышанное через вопросы на понимание. Группы делают доклады и читают стихи (Приложение 1, Приложение 2) IV. Анализ работы групп – Как вы считаете, совпадают ли взгляды поэтов на тему природы? – У нас возникли две версии. Давайте посмотрим, насколько верна каждая из них, определим общие признаки и различия. – Лирику Тютчева и Фета можно назвать пейзажно-философской. Каждый из поэтов опирается в своем творчестве на определенное направление в искусстве и философии. Мифологизация образов и олицетворение природы – излюбленные приемы и того и другого. – Много общего, не так ли? Но теперь вглядимся пристальнее. – И все же, чего больше, общего или различного? Ф. И. Тютчев | А. А. Фет | Мифологизация образов | 1. Диалог и борьба хаоса и космоса | 1. В мире природы гармония, космическое согласие | 2. Человек на грани миров (хаоса и космоса) | 2. Человек – частица этого огромного мира | 3. Бездна мира роковая, пугающая и манящая | 3. Бездна торжественно-высокая, приобщающая человека к извечной гармонии | Олицетворение природы | Природа не одушевлена, она действительно является живой, мыслящей, чувствующей | Природа – средство выражения человеческих чувств. | Опора на определенное направление в искусстве | Пантеизм. (Природа – Бог, бесконечный и вечный) | Импрессионизм (Стремление передать мгновенное впечатление от картин мира) | – Если бы пришлось определять, в чем же именно своеобразие каждого из поэтов, какой бы «тютчевский» и «фетовский» элемент вы бы назвали? V. Организация творческого эксперимента – Стихотворение – это некое единство средств и приемов, идейного содержания. В сфере идей мы определили своеобразие каждого автора. Подтвердятся ли наши выводы на уровне звука, слова, особенностей построения произведения? Я предлагаю провести творческий эксперимент. На столах в группах лежат стихотворения, в них намеренно пропущены эпитеты. Задача групп – вписать эпитеты, реконструировать стихотворение. Есть в светлости осенних вечеров _________, _________прелесть: ________ блеск и пестрота дерев, ________листьев___, ____ шелест. _________ и __________ лазурь Над______________ землею. И, как предчувствие______ бурь, ______ , ________ ветр порою. Ущерб, изнеможенье – и на всем Та_______ улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. Работа в группах – Выписываем эпитеты на доску. (Ребята вписывают пропущенные учителем эпитеты. Учитель помещает на доске стихотворение без пропусков с авторскими эпитетами) Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест. Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. – Чем отличаются ваши эпитеты от авторских? – В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека. А у автора они отнесены к описанию природы. Для поэта природа – живая, она мыслит и чувствует, как человек. – Можем мы определить автора этого стихотворения? Конечно, это Ф. И. Тютчев. – А теперь другое стихотворение. Определите авторский прием в создании образа. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы, Этот пух, не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все весна. – Какое ощущение пытается создать автор, используя такие морфологические и синтаксические средства? Все стихотворение написано назывными предложениями, автор только называет предметы, но они сливаются в один музыкальный аккорд, поэт как бы остановил прекрасное мгновение жизни, он не стремиться к изображению целостного и завершенного образа природы. Его интересуют в ней переходные состояния, тонкие и трудноуловимые их оттенки. – Кто автор этого стихотворения? Конечно, А. А. Фет. VI. Вывод – Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? 1. В лирике природы Тютчева и Фета много общего, но есть и различия. 2. Своеобразие стиля мы прослеживаем как на уровне идей, так и на уровне художественных средств. 3. В творчестве каждого автора есть такое стихотворение, по которому мы можем определить своеобразие его поэзии. Поэзия Фета светлая, чистая, и средства он выбирает соответствующие В поэзии Тютчева разлад, борьба, для нас, людей 21 века она ближе, кажется нам современнее. – Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока? Ответили ли на вопрос. что же такое природа в понимании Ф. И. Тютчева и А. А.ж Фета? VII. Домашнее задание. Результатом нашей работы должно быть сочинение на тему: «Как вы понимаете слова Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа».
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|