Преподавание русского языка Создание лингвистического портрета классаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.16 Просмотров: 876 Шевченко Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Психолингвистический подход в изучении языка и, в частности, фонологии еще до конца не изучен, поскольку явление это обращено к сознанию человека, его восприятию как носителя языка. Такое суперсегментное средство, как ударение, таит в себе еще много закономерностей, которые предстоит узнать. Эти закономерности функционируют в языке, но многое еще надо объяснить, найти новому применение в жизни. В языке обязательно наличие двух сторон: внешней, связанной с артикуляционно-акустическим комплексом, и внутренней, связанной со смыслом. Соотношение формы и содержания всегда взаимообусловлено, в языке это проявляется и в соотношении звучания и значения. Этому соотношению помогает во многом ударение, к которому я обращусь для исследования в данной работе. Ударение, его постановка в незнакомых словах, вернее в словах, лишенных смысла, поможет разработать методику, которая создаст лингвистический портрет определенной группы (в данной ситуации этой группой является класс), что создаст определенную направленность в работе учителя русского языка в школе. Основными целями и задачами моей работы являются:
Русский язык относится к числу языков со свободным ударением, которое определяется для каждого слова отнюдь не фонетическими правилами, а связано либо с лексикой, либо с грамматикой. Характер русского ударения, его незакрепленность за определенным слогом, приводит к тому, чтобы знать место ударения в слове, надо знать и некоторые морфологические и лингвистические его характеристики. Причем для слов собственно русских и хорошо освоенных заимствованных ведущими оказываются морфологические признаки, когда у той или иной словообразовательной или словоизменительной парадигмы подразумевается определенное ударение. Ударение сближается со сферой лексикологии и грамматики. Намеченное еще А.А. Потыбней и Я.К. Гротом морфологическое направление в изучении ударения закономерно стало теперь преобладающим. Место ударения в конкретной словоформе соотносится не со слоговым, а с морфологическим членением словоформы. Наблюдается четкое противопоставление между ударением в глаголах и ударением в именах существительных. По свидетельству В.А.Никонова (Никонов В.А. Место ударения в русском слове.//International Journal of Slave Linguistics and Poetics, 1963- v1.), чаще всего ударением выделяются корень (59,01%), реже – суффикс (23,03%), крайне редко – префикс (1,63) и постфикс (0,03%). Только для имен характерно резкое преобладание корневого ударения (у существительных – 78,4%, у прилагательных – 68,5% - по данным (Зубкова Л.Г. Части речи в фонетическом и морфологическом освещении. М., 1984). В случае аффиксального ударения флексия в именах, особенно в существительных, чаще бывает ударной, чем суффикс (у существительных: ударная флексия – 13,3%, суффикс – 6,93%, у прилагательных – 16,8%, 13,9%). У глаголов корневое ударение встречается реже, чем у имен (его частота – 39,6%, что почти в два раза ниже, чем у существительных), суффикс же бывает ударным практически так же часто, как корень (38,2%), частота флексионного ударения намного ниже (18,6%). Расхождению между именами и глаголом в частоте корневого и суффиксального ударения сопутствует резкое различие в акцентной активности (ударяемости) корня и суффикса в разных частях речи. Показателем акцентной активности можно считать отношение числа ударных морфов к общему числу слоговых морфов данного вида. Из сравнения показателей активности корня, суффикса, флексии, префикса (по данным Зубковой Л.Г.), составляющих у существительных – 75,4; 34,3; 16,7; 13,4%; у прилагательных – 67,0; 43,8; 16,7; 5,6%; у глаголов – 43,0; 66,4; 24,9; 6,5%, видно, что в именах максимальная акцентологическая активность свойственна корню, в глаголах – суффиксу. Ярче всего с точки зрения акцентной активности морфем, разграничены существительные и глаголы. Сопоставление их друг с другом показывает, что корень и префикс проявляют большую активность в существительных, суффикс и флексия – в глаголах. Таким образом, за тяготением ударения к началу слова в именах существительных и к концу слова в глаголах стоит разная акцентная активность однотипных морфем. Это объясняется тем, что имя существительное и глагол противопоставлены и в лексико-семантическом плане: существительное отвечает за факты в русском языке, глагол – за события, поэтому наблюдается четкое противопоставление функциональное и грамматическое. На фонетическом уровне это противопоставляется в тяготении ударения к началу слова у существительных, к концу слова – у глаголов. Задача данных частей речи в языке различна: корень в слове отвечает за его лексическое значение, а флексия – за грамматическое значение. Корень всегда более конкретен, благодаря лексической наполненности, и противопоставляется абстракции – флексии. Уже у детей четко противопоставлены модели существительных – папа, мама, няня и глаголов – бобо (болит), дуду (ехать). У глаголов детской речи не наблюдается редуцирование, что свидетельствует о том, что окончание слова (это может быть скорее флексией) является значимым и важным для носителя языка. Это уже психолингвистический подход в фонологии. Русский язык событиен по своей сути, значит глагол приобретает значение иное, чем существительное. Раз акцентологическая активность в глаголах свойственна суффиксу и флексии, а они отвечают за грамматическое значение слова, значит задача глагола состоит в том, чтобы соединять слова, фразу, речь в одно лингвистическое целое. Здесь находят отражение детерминанты русского языка: глагол, как и другие части речи, план выражения и план содержания; с помощью глагола (в большей степени) можно отразить любую ситуацию в виде факта или события; предсказательность все же больше свойственна глаголу. Из сравнения существительных и глаголов видно, что префиксы в существительных более активны в акцентном отношении, нежели в глаголах. Целью эксперимента является исследование в области русского ударения:
Критерии отбора слов (см Приложение 1):
Задание учащимся:
Об особенности эксперимента было уже много сказано в предыдущей части моей работы. Напомню лишь то, что в именах существительных акцентная активность свойственна корню (значит начальным и средним слогам в моих четырехсложных словах), а глаголу свойственно суффиксальное ударение. У существительных при длине слова в 4 слога на второе место после корневого ударения выходит суффиксальное. Таким образом, в четырехсложных структурах корни проявляют большую акцентную активность в существительных, а суффиксы – в глаголах. Исследование является не только лингвистическим, но и психолингвистическим, так как рассматривались известные доказанные факты функционирования ударения в русском языке. Эти факты были интересны с позиции обращения к сознанию носителей русского языка, а также обращения к группе определенного возраста с целью обнаружить наличие или отсутствие сформированного языкового чутья к явлениям, которые нельзя назвать явными, но которые обнаруживаются и используются человеком (русским человеком как носителем языка) подсознательно, на уровне интуиции, может быть, которые играют в языке и речи важную роль. Для учителя русского языка, для его плодотворной работы необходимо знать, что представляет из себя класс в лингвистическом аспекте. Данная методика может помочь создать лингвистический портрет класса, что немаловажно при выборе программы, методов и форм обучения в данном классе. Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |