Преподавание литературы От смыслопонимания к смыслотворчествуNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 893 Левкина Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели”, – писал С.Я. Маршак. Каждый русский не менее богат, потому что уже с рождения получает во владение “наш дар бесценный – речь”, этот “клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”. Но в какие руки попадет это сокровище? Ведь и алмаз становится драгоценностью только в умных трудолюбивых руках ювелира, а в руках троглодита он понадобится, может, для раскалывания ореха… В чем задача словесника? Научить владеть русской речью, понимать и видеть безграничные возможности слова в выражении тончайших оттенков смысла. В современной культуре творческое мышление – общепризнанная ценность, и чем раньше мы начнем формировать его, тем быстрее откроется перед учениками богатство родного языка, тем скорее появится потребность самостоятельно выразить себя и свое отношение к жизни. Путь к творчеству начинаем уже в пятом классе при изучении темы “Фонетика”.
Этот отрывок из книги Кэрролл “Алиса в стране чудес” заставляет задуматься о том, что значение имеют не только слова, но и звуки, что звук может обозначать светлое, благовестие ( Е), мрачное, тайное, таинственное ( Ч ), сдержанную, скомканную боль (М). Теорию Бальмонта о символичности звуков пятиклассники проверяют, пытаясь создать собственные слова или имена несуществующим персонажам их рисунков. Позже при изучении состава слова знаменитая “Глокая куздра” приводит к выводу о значимости морфемы, ребята создают в подражание знаменитому лингвисту свои примеры:"Жжикая свизка цирно змыхнула шухристенка". Каждый человек, как известно, – центр своего семантического пространства. Особый инструмент, с помощью которого человек способен донести до других свое мировидение, – это метафора. Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, познает при помощи метафор тот мир, в котором он живет. Понятие о метафоре позволяет дать тема “Прямое и переносное значение слова”. Уже тогда в памятки пятиклассникам попадают первые записи: При изучении прилагательного учащиеся исследуют, достоверно ли утверждение: “Язык – кладбище потухших метафор”. Для этого они изучают толкования слов, означающих цвета:
Работу над метафорой целесообразно продолжить на уроке литературы при изучении “Вечеров…” Гоголя. Составляя план к тексту с использованием метафоры, пятиклассники закрепляют навык узнавания её в художественном произведении. Вот как выглядят пункты плана к рассказу:
Обратиться к метафоре необходимо и при сочинении загадок, ребусов, шарад. В загадках предмет называют другим именем, а его признаки показывают с неожиданной стороны. Неожиданны и лингвистические миниатюры, обыгрывающие переносное значение слова, и основанный на многозначности слова “бестолковый словарь”: бестолковый – умный бес, достойный – ребенок, не умеющий стоять. Развитию творческих способностей помогает работа над этимологией слова . Исследовать происхождение слова и его связи – значит видеть единство текста и всех его составляющих . Результатом работы над этимологией становятся статьи “Знаешь ли ты?”, где ребята делятся своими открытиями и объясняют написания трудных слов. Постепенно работа над выявлением смысла слова, фразы, произведения перерастает в активную творческую деятельность. Дети начинают строить собственное пространство творчества. Это состояние меняет их отношение к миру, к себе, к окружающим. Ребенок начинает осознавать себя в роли автора, у него появляется желание выразить собственные мысли и эмоции в образной ткани собственного произведения. Работая в сотрудничестве, сотворчестве с учителем, учащиеся нередко становятся соавторами новых приемов и дидактических материалов, создавая словесные и графические метафоры, образы-стихи и образы-портреты. Получив представление об основах стихосложения, ребята сочиняют строки, помогающие запомнить глаголы, не употребляющиеся без НЕ:
Часто на уроках предлагается ввести в стихотворные правила недостающие слова:
Так уже в пятом классе ребята получают необходимые знания и умения, позволяющие анализировать художественный текст на фонетическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом уровне. Анализировать текст помогают лабораторные работы, где предлагается найти строки поэмы Лермонтова “Мцыри”, которые вдохновили Белинского на следующие строки: “Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть…Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров”. В тетрадях учащихся появляются следующие записи: Блеск: “Растений радужный наряд хранил следы небесных слез” Вопль отчаяния:
Постепенно ученики начинают понимать самоценность творчества, и собственного творчества в частности. Сначала составляя центоны, создавая стилизации, они подражают стилю какого-либо поэта, обыгрывая знакомые сюжеты:
Позже творческая работа по аналогии помогает осознать текстообразующую роль частей речи. Учащимся предлагается прочесть стихотворение Р. Саути “Лодорский водопад”. – Какую картину рисует автор? Охарактеризуйте роль деепричастий в тексте. Опишите по аналогии море. Как падают воды в Лодоре?
Постепенно от подражания ребята переходят к сочинению собственных стихов и рассказов. Не все из них достигают успеха, но, анализируя причины неудачи, они глубже погружаются в тему, идею произведения, осознают необходимость обогатить себя новыми знаниями об эпохе, авторе, способах выражения мыслей и чувств и автора и его героев. Пробовать себя на поэтическом поприще многие начинают после изучения сонетов. Изучив особенности его строения, научившись различать английский и итальянский сонет, они начинают писать собственные. Но для начала им предлагаются строки, сочиненные учителем:
Так по-разному видится маленьким поэтам развитие заданной темы. Прикоснувшись к тайнам творчества, они начинают ценить созданные до них шедевры русской и мировой литературы, узнавать приемы создания произведения, видеть совершенство, в котором “все есть и ничего лишнего”. Такая работа помогает внушить ребятам, что “две основные силы-энергии движут жизнью: память, богатство наследия, активное воздействие прошлого в его высших, проверенных временем идеях и ценностях, и творчество, поиски новых путей, создание ранее невиданного”. Естественно, что все это возможно в совместной творческой деятельности, когда педагог открывает свой внутренний мир подросткам, готов вовремя прийти на помощь, реализовать им себя как творческую личность, способную оценить шедевры литературы и эмоционально откликнуться:
Это стихотворение написано десятиклассницей после прочтения романа “Война и мир” и является поэтическим откликом на него. Хотелось бы, чтобы так воспринимали литературные произведения и откликались на них если не все, то многие ученики, познавшие красоту слова и радость творчества. /В статье использованы отрывки из творческих работ Алексеевой Т., Травовой Е., Кащеевой А., Поваляевой М. Литвиновой Ю. Фетисовой Е./ Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |