Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Рассуждение как тип речи". Разработка урока по русскому языку. 9-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

"Рассуждение как тип речи". Разработка урока по русскому языку. 9-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.06.14
Просмотров: 2710

Коваль Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ УРОКА:

  • обобщение знаний по теме “Типы речи”; выявление отличий рассуждения от описания и повествования;
  • совершенствование устной и письменной речи учащихся;
  • совершенствование умения доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу.

ТИП УРОКА: урок развития речи

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, раздаточный материал, тетради по развитию речи.

ПЛАН УРОКА

Этап Цель и содержание этапа Время
1 Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, постановка цели урока 2 мин
2 Актуализация опорных знаний Орфографическая и пунктуационная работа 3 - 5 мин
3 Проверка домашнего задания Установление правильности и осознанности выполнения д/з, индивидуальная работа по карточкам на тему “Описание и повествование” 7 - 10 мин
4 Введение темы “Рассуждение” Презентация учащегося, составление и проверка плана сообщения 15 мин
5 Закрепление темы Практическая работа в группах 10 мин
6 Подведение итогов Вывод об особенностях разных типов речи, подготовка к написанию текста-рассуждения по данной проблеме 5 мин

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, постановка цели урока.

2. Актуализация опорных знаний. Орфографическая, пунктуационная работа.

Вставить и объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

НА ДОСКЕ: У Чехова еще долго будут учиться языку русские писатели.

Язык Толстого напоминает постройку, возводимую великанами: чтобы о ней судить, нужно глядеть на нее издали. Язык Чехова нежное и тонкое плетение, которое можно рассматривать и в лупу.

ВЫПОЛНЯЕТ У ДОСКИ ОДИН УЧАЩИЙСЯ, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, С ПОМОЩЬЮ КЛАССА.

3. Проверка домашнего задания.

а). Фронтальная беседа с учащимися по теме “Описание и повествование”

  • признаки ОПИСАНИЯ: тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений), предмет описания статичен, действия практически нет, используются определенные средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др.)
  • признаки ПОВЕСТВОВАНИЯ: тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях; основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения; последовательность действия подчеркивается интонацией.
  • примеры текстов ОПИСАНИЯ И ПОВЕСТВОВАНИЯ (д/з)

б). В это время выполняют индивидуальную работу письменно по карточкам учащиеся (со слабыми показателями ЗУН).

КАРТОЧКА № 1

Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста.

По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.

Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия.

(И.А.Гончаров)

КАРТОЧКА № 2

Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста.

Однажды Забавину понадобилось послать телеграмму в Архангельск, и он пошел на метеостанцию, на которой, ему сказали, была рация. Станцию он отыскал без труда по высокой радиомачте, от которой во все стороны к земле были туго натянуты тросы.

Поднявшись на крыльцо, Забавин постучал. Ему никто не ответил. Тогда он отворил дверь и вошел в дом. В комнате, в которую он попал, было еще три или четыре двери. Одна из них вдруг распахнулась, и выглянул паренек-радист. Увидев Забавина, он сделал подозрительное лицо.

(Ю.Казаков)

4. Введение в новую тему “Рассуждение как тип речи”

а) ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ.

б) Во время презентации составление плана сообщения.

в) Проверка плана у учащихся и сверка с планом на последней странице презентации.

ПЛАН:

  1. Определение понятия “Рассуждение”.
  2. Составные части сочинения-рассуждения.

а) вступление (необязательно);
б) формулировка тезиса;
в) изложение доказательства;
г) заключение.

  1. Виды аргументов.

а) прямые;
б) косвенные.

5. Закрепление материала – работа в 4 группах

Определить тип речи и доказать примерами из текста (составляют ответ вместе, отвечают 1-2 уч-ся).

КАРТОЧКИ

1 текст – описание

Люблю подмосковную осень. Осенью тише становится в лесах. Березки, клены, осины покрываются разноцветными листьями. Эти листья постепенно опадают и ложатся на землю.

Осень в Подмосковье необыкновенно хороша в сентябре. Солнце в эту пору еще пригревает землю. Осенние цветы радуют нас своими красками, а осенние деревья еще не сбросили свой прекрасный, но печальный наряд.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – описание осени в Подмосковье. Аргументация: в 1 предложении – отношение к осени (люблю), далее – картина, подтверждающая эту любовь (тише становиться, разноцветные листья, необыкновенно хороша, радуют нас, прекрасный, но печальный наряд); средства выразительности (эпитеты, олицетворения, однородные подлежащие, определения); дается эмоциональная, личная оценка этого времени года.

2 текст – повествование

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

(Г.Леер)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – повествование. Аргументация: это сообщение о развивающихся событиях; основное свойство – динамичность, выраженная в глаголах совершенного вида (сошлись, открылся огонь, бросились врукопашную, фланг бросился и опрокинул батальон, взял батальон и повел); последовательность событий подчеркивается не только глаголами, но и специальными словами со значением времени (в десять часов, затем) и интонацией.

3 текст - рассуждение

Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности людей по-прежнему язык.

Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим.

(В.Колесов)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – рассуждение о значении родного языка в жизни людей. Аргументация: имеются основные части: тезис (1 предложение), изложение доказательства (только пользуемся; говорим, как птицы поют; языком владеть – понять не только ощущением, но и разумом, волей); заключение (итог - последнее предложение); средства выразительности, передающие мысли и чувства автора по данной проблеме (эмоционально окрашенные слова – мало внимания, увы, забывают, сравнительные обороты – как воздух, как вода, как птицы поют, ряды однородных членов –2 абзац, повтор слов “язык”, синтаксический параллелизм – 2 абзац, многочисленные “тире”).

4 текст – смешанный тип речи: повествование и описание (дается задание “сильной” группе)

Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый

вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.

Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.

Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.

(И.С.Тургенев)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – повествование и описание. Аргументация: 1) сначала идет вступительный рассказ от первого лица, используются глаголы (замешкался, попадалось, забрел, достиг усадьбы, перешел, пробрался, прислонился к палисаднику); последовательность действий подчеркивается не только глаголами, но и интонацией.

2) затем дается описание сада, увиденного рассказчиком; картина становится яркой благодаря перечисленным субъективным (небольшой сад, как бы успокоенный серебристыми лучами, благовонный, влажный, заросшая астрами, высокие липы) и объективным признакам (прямые дорожки, круглая клумба, ровная кайма);

3) кроме того, пространственное описание сочетается с временным, поэтому в 1 абзаце описание (день хороший, тихий, серый, проникнутый вечером) переплетается с повествованием.

6. Подведение итогов и задание на дом

  • особенности разных типов речи в языке
  • д/з: написать небольшое рассуждение на тему:

1 вариант ДЛЯ ЧЕГО НАДО ХОРОШО ЗНАТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК?
2 вариант ДЛЯ ЧЕГО НАДО ХОРОШО ЗНАТЬ ЛИТЕРАТУРУ?

Можно в качестве примера прочитать текст В.Непомнящего:

“Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: “Жди меня” Симонова, “В землянке” Суркова, тот же “Теркин”…

Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не зная “Онегина”, не читая “Преступления и наказания”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя…”.

- Отметки за работу на уроке (если не объявлялись в течение урока).


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21