Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Имя существительное". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.09 Просмотров: 1125 Дашкина Гульзифа Фаатовна, учитель русского языка Цель урока:
Оборудование:
Записи на доске: 1. Ближе матери друга нет. 2. “Имя существительное – хлеб языка”. (Л.Успенский). Ход урока 1. Организационный момент. Доброе утро, ребята! Всем хорошего настроения и творческих успехов на уроке. 2. Актуализация прежних знаний. Ребята, начинаем урок – закрепление по теме “Имя существительное”. Я приглашаю к доске одного желающего ученика выполнить задание. (Презентация.) Слайд 2
Задание: Найти существительные. Определить род существительных. Учитель (продолжает): Ребята! Я прошу вас обратить внимание на Слайд 3, где записаны слова Льва Васильевича Успенского о существительном. Справедливо ли утверждение Л.В.Успенского? – Да, имя существительное – древнейшая часть речи. Еще первобытные люди, как мы знаем из истории, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. – К.Г.Паустовский утверждал: “ Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать русским словом; звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот, шорох морского гравия.” Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые сто слов приходится 40 имен существительных. Я хочу задать вопрос: “Давно живу я в мире этом. Даю названия всем предметам.” О чем говорится? (Ответы учащихся – о существительном.) Ребята, скажите, пожалуйста, что такое имя существительное? (Ответы учащихся.) Учащиеся зачитывают сочинения о любимой маме (проверка домашнего задания). 3. Совершенствование умений и навыков. Вступительное слово учителя: – Вот и тема нашего урока не проста. Ребята, скажите, пожалуйста, что за день такой – это праздник? (Праздник-это день радости, торжества и отдыха). – А какие праздники вы знаете? (ответы учащихся). – Сегодня мы с вами поговорим с вами о наших мамах. Продолжим знакомиться с сочинениями о маме (учащиеся зачитывают сочинения о маме). – Ребята, давайте мы послушаем стихи о маме. Учащиеся рассказывают стихи о маме (Слайд 4. “Моя мама”).
– Прочитаем все вместе, проговаривая слова (словарная работа). Задание: Записать каждому одно четверостишие в тетрадь, определить существительное, их род. – Работа с учащимися по картине – иллюстрации “Моя семья”. (Слайд 5) – Что мы видим с вами на картине? Составьте 3–4 предложения по картине (устно). Назовите имена существительные мужского, женского, среднего рода. Физкультминутка (проводит дежурный по классу). Учитель: Ребята, я вам прочитаю текст, а вы все внимательно слушайте и определите основную мысль текста.(слайд 6) Я никогда не называл свою мать – матерью, мамой. У меня для нее было другое слово – мамочка. Даже став большим, я не мог изменить этому слову. Я попытался назвать ее “мама”. Но с губ помимо моей воли слетало все тоже ласковое – “мамочка”. У меня отросли усы, появился бас. Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно. На войне это слово меня спасло… Я был на войне ранен, очнулся в телеге, на сене. Я не чувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда, я просто сгорал от жажды. И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти – это мама. Она утолит жажду, отведет боль, успокоит, спасет. И я стал ее звать. Телега грохотала, заглушая мой голос. Жажда запечатала губы. А я из последних сил шепнул незабываемое слово– мамочка. И она появилась. И сразу смолк грохот, и холодная животворная вода хлынула гасить жажду, она текла по губам , по подбородку, за воротник. Мама поддерживала мою голову, осторожно, боясь причинить боль. Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть. Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос: – Сынок! Сынок, родненький…. Я не мог открыть глаза! Но я видел мать. Я узнал ее руку, ее голос. Я ожил от ее милосердия. Губы разжались, и я прошептал: – Мамочка, мамочка…….( По Ю.Яковлеву.) Задание по тексту: 1-й вариант – выписать существительные женского рода; 2-й вариант – существительные среднего и мужского рода. (Учащиеся зачитывают ответы через несколько минут.) – Учитель: А сейчас мы прослушаем стихотворение (читает один из учеников).Ваша задача прослушать и ответить на вопрос. О чем данное стихотворение? (Ответы учащихся.) (Слайд 7)
Поиграем в игру “ Кто быстрее и больше выпишет существительные из текста, указав род и число имен существительных”. 4. Заключение. Итоги урока.. – Что мы с вами сегодня повторили на уроке? О каком роде имени существительного сегодня мы не говорили? (ответы учащихся – об общем роде). Приведем примеры. – В заключении проведем небольшое тестирование. (Слайд 8) 1. Правильно определите что обозначает предмет? А) глагол; 2. На какие вопросы отвечает существительное? А) Кто? Какие? 3. В родительном падеже женский род имеет окончание А) нулевое; 4. Средний род имеет окончание А) а-я; 5. Выберите слова общего рода А) мама, папа; За участие на уроке выставим оценки. Домашнее задание: “Как я помогаю маме” – составить рассказ. Подготовить пословицы со словами о маме. Повторить правила. Учитель: – Я хочу завершить урок следующими словами из строк стихотворения (Н.Саконская). (Слайд 8).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |