Преподавание русского языка
Обобщающий урок "Односоставные предложения". 8-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.06.09
Просмотров: 883
Боровкова Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: - повторить виды односоставных предложений, уяснить их роль в речи;
- учить логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы;
- воспитывать чувство любви к родному краю.
На доске записан эпиграф: Вопреки крутым стихиям, Буду в будущее плыть… В.Игин Ход урока I. Оргмомент. Приветствие и настрой учащихся на достижение целей урока. II. Проверка домашнего задания 1) Сообщение ученика «Определение типа односоставного предложения». 2) Фронтальная беседа по теме: а) Какие предложения называются односоставными? б) Перечислите известные вам группы односоставных предложений. Приведите примеры. в) Как вы считаете, не теряют ли односоставные предложения в сравнении с двусоставными своей лексической полноты? (На этот вопрос ответим чуть позже). III. Лирическая пятиминутка. Ученики – ассистенты читают наизусть стихотворения белгородских поэтов. (Учащиеся в процессе прослушивания стихотворений группами определяют темы, идеи стихотворений, выражают свое отношение к структуре текстов и выявляют, какие нравственные проблемы поднимают авторы. Учитель обращает внимание на роль односоставных предложений в текстах). 1.ПАВЕЛ САВИН Уехала, все развенчала, Крутые пути развела, Как песня, вдали отзвучала И тихо в ночи замерла. И все теперь будет иначе: И вечер, и утро, и день, И где бы я ни был- не спрячу Незримую боль от людей. Наверно, под небом безбрежным Нам мало тепла на двоих, И грубы для плеч твоих нежных Мозоли ладоней моих. По нашим некошеным травам Ушел бы с тобой хоть куда, Да в эти поля и дубравы Корнями бы врос навсегда. И видно, другого причала Мне в жизни уже не дано… Уехала. Все развенчала, Что было придумано мной… 2.ВАЛЕРИЙ ИГИН Брошусь в омут с головою- Поплыву в семнадцать лет, Чтобы с утренней звездою Встретить радостно рассвет. Вопреки крутым стихиям, Буду в будущее плыть, Чтобы годы молодые Внукам с честью подарить! 3.ВАЛЕРИЙ ИГИН Береги свою доброту, Заклинаю тебя - береги! Не ходи в поздний час в темноту, От грозы предстоящей - беги. В драку глупых людей - не лезь, Им твоя доброта – как нож. Лучший друг твой – зеленый лес, В нем свою ты опору найдешь. А когда доброта твоя Упадет среди бела дня, Ничего в себе не тая, Позови на помощь меня… 4.ВАЛЕРИЙ ИГИН Завещаю родным и близким Память добрую, свет избы, Никогда не слыть нигилистами Быть творцами своей судьбы. Отдавать до последней нитки Людям свет и души тепло, Чтоб однажды ответить нытикам: - Не всегда побеждает зло… 5.ТАТЬЯНА РЫЖОВА Соберу любовь по зернышку, Что была в моей судьбе, По селу пройдусь, как солнышко, Чтоб понравиться тебе. И прославлю и обрадую, А взамен возьму одно- Над тобою дольку радуги, Подорожника крыло. 6.НИКОЛАЙ МОЛЧАН Чужому - не завидуйте, Свое в себе растите. Теплом души согрейте, Старайтесь, берегите. Рискуя, не жалейте, Иллюзий не питайте, Корить других- не смейте, Растите, утверждайте. Цените, что имеете, И от души любите,- Тогда понять сумеете, А глупости – простите. IV. Повторение темы. 1. Индивидуальная работа по карточкам № 1,2,3 Карточка №1. Произведите синтаксический разбор предложения. Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (Не) плач… по мне кукушеч?.ка (не) плач… мне самому (от) сер?ца (не) сб..жать (не) скры(тся, ться) . (Виталий Буханов) Карточка№2. Расставьте знаки препинания, вставьте недостающие буквы, раскройте скобку. Сделайте синтаксический разбор предложения. Запишите, чего достигает автор, неоднократно используя слово «прощай»? Прощай июнь Прощай лугов кумач Прощай прощай Моя в..щунья (птица). (Виталий Буханов) Карточка №3 Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Произведите синтаксический разбор предложения. Горюшко скрою ивой плакуч..й к..чнусь (над) р..кою в..точ?.ку (руку) к воде прот..ну сл..зы (р..синки) в р..ке схороню. (Марина Федорова) 2. Комментирование эпиграфа. 3. Графический диктант. (Учащиеся определяют типы предложений) - В церковном храме тишина
И благостный покой ... (В. Игин) - О, ревнивый ветер, успокойся,
Листья одинокие не тронь… (В. Игин) - Успеть бы только дом построить,
Березку возле посадить, Любимый взгляд не проворонить И к другу старому сходить. (Вит. Волобуев). - . В пути устав, остановлюсь на миг,
Смежу глаза от неоглядной сини. Холмы, холмы… О, сколько их святых, И проклятых Россией - по России! (Дм. Маматов). - . Спешу на выпас до рассвета
И здраво думаю о том, Что в мире стоит быть поэтом И даже просто пастухом. (Вл. Михалев). - . Белогорье…
Поле отчее. По- над лугом белый дым…(Вл. Михалев). - В глубине лесного яра
Сыроватый дух грибной… (А. Гирявенко). - Ищу тебя среди людей…
Среди знакомых и прохожих… В день ненастья или в день погожий, При свете дня, ночных огней Ищу тебя среди людей… (Ник. Филатов) - Ни на что роптать теперь не смею,
Часто улыбаюсь и всегда пою. (Ник. Молчан) - Мой класс величают «тяжелым»-
Седьмой, сногсшибательный класс… (П. Савин) - Родная, милая страна!
Спешу к тебе послушать лето. (П.Савин) - Давай на берегу присядем,
Подышим ветром громовым… (Вл. Молчанов) - Убери меня, надежда,
От беззащитности и лжи, Не отнесись ко мне небрежно И раны мне перевяжи…(Вл. Молчанов) - Рассветы ранние встречая,
Спешу на речку без дорог… (Вл. Молчанов) - За что не жалуют поэтов
При жизни их?.. И почему Толкают их под пистолеты, Бросают надолго в тюрьму?.. (Игорь Чернухин) V. Проверка графического диктанта по ключу 1-Н; 2-ОП-Л; 3-Б; 4-ОП-Л/Н; 5-ОП-Л/Б; 6-Н/Н/Н; 7-Н; 8-ОП-Л/ОП/Л; 9-ОП-Л; 10-НОП-Л; 11- ОП-Л; 12-ОП-Л; 13-ОП-Л; 14-ОП-Л; 15-НОП-Л/НОП-Л VI. Беседа с учащимися: 1. Как вы считаете, почему в поэтических текстах чаще всего встречаются определенно личные предложения? 2. Расскажите подробно, что вы знаете о безличных предложениях. Когда ими лучше всего можно воспользоваться? VII. Самостоятельная работа по развитию речи. Составьте любой текст, используя односоставные предложения. ПРИМЕЧАНИЕ: во время самостоятельной работы учитель проверяет выполнение индивидуальных заданий (карточек). Проверка мини-сочинений. Отдельные учащиеся зачитывают свои работы, а ученики-ассистенты определяют наличие в тексте односоставных предложений и оценивают работу. Работы учащихся по теме «Односоставные предложения» 1. Лето. Вечереет. Веет прохладой. Трава на лугах в капельках росы. Свежо на улице, легко на душе… Тишина… Ночь. Анна Ш. 2. Зима. Вечер. В это время суток на улице тишина. В доме тепло и уютно. В печке потрескивает. Хочется спать. А за окном закружило, завьюжило. В трубе жалобно застонало. Это метель. Утром выхожу на улицу. Пушистые елочки в снегу, под окном сугроб. Какая красота! Наташа Д. 3. Прекрасный день. Я на рыбалке. Ожидаю, забросив удочки. Клюнуло. Торопливо тяну леску к берегу и …неожиданно упускаю рыбу. Остался без улова. Досадно. «Прекрасный день». Сергей Х. 4. Темнеет. Тишина. В покрытых инеем окнах свет. На улицах никого. Из-за усилившегося мороза после недавней оттепели на дорогах скользко. Все больше заносит снегом крыши домов. Небо заволокло снеговыми тучами. Луны не видно. Стало совсем темно. Таня С. 5. Купили новый телевизор. Привезли домой, раскрыли. Прочитали инструкцию, включили…Не работает. Стали проверять. В чем дело, не узнали и отвезли обратно в магазин. Остались без нового телевизора, пользуемся старым. Алексей Н. Беседа с учащимися с целью подведения итогов урока: а. Можно ли обойтись без односоставных предложений? Почему? b. Как вы определяли вид односоставных предложений? c. Чем назывные предложения отличаются от остальных односоставных предложений? Задание на дом: a. Индивидуальные задания: проанализируйте стихотворения (по выбору), прочитанные в лирической пятиминутке. b. Составьте текст на тему «Воскресный день», «На досуге» или любой другой, используя односоставные предложения. c. Повторите параграфы 17-22, подготовьтесь к контрольному диктанту. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся поднять цветную карточку (лежат на столе), символизирующую удовлетворенность ученика уроком. Примечание: Карточки: Красная – не удовлетворен уроком Зеленая – удовлетворен уроком
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|