Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Роль и место информационных технологий в курсе русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Роль и место информационных технологий в курсе русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.06.03
Просмотров: 763

Курочко Елена Александровна, Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа - и Интернет-ресурсов. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому при составлении домашнего задания стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению новых информационных технологий на уроке в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Но все-таки информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Огромную роль в изучении литературы играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, проявленные детьми к уроку литературы, учитель может успешно реализовать творческие способности учащихся.

Мотивы с ростом и развитием детей меняются. При этом меняется не только мотив учения, но и характер отношения к предмету. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.

Для того чтобы учащиеся сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество, как на уроке, так и за его пределами. Для развития творчества необходимо создать ряд условий:

- Организовать занятие так, чтобы учащиеся могли преодолевать ряд трудностей;

- Организация занятий, при которых детям приходится использовать свои жизненные наблюдения;

- Самостоятельная работа учащихся;

- В развитии творчества существенное значение приобретает обеспечение преемственности и перспективности в работе.

С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Методы и приемы использования информационных технологий на уроках литературы

Снимаем фильм. Еще в 20-е годы учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот приём снова привлёк внимание, так как создание киносценария — это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъёмки. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут.

Создание фотогалереи.

Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг — фотопортрет. Работа выполняется группами по 5—6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности.

Создание слайдов

С помощью программы PowerPoint создаю слайды для объяснения новой темы (т. е. иллюстрированный материал), что помогает воздействовать на сознание учащихся не только через слух, но и зрительно.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке — разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.

Ещё одна интересная форма урока - это урок-презентация, или урок-представление.

Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютерах.

На уроках литературы подробно мы изучаем одно-два произведение писателя, а хочется, чтобы круг чтения учащихся был шире. Вот тут-то на помощь и приходит презентация, во время которой группа (или один ученик) не только представляет произведение, его проблематику, героев, и что самое главное, - старается пробудить у класса искренний интерес, желание прочитать его. Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания, создания презентации может быть выражена в трех этапах работы по каждому тематическому блоку:

1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить деятельность по его получению.

2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по их текущим проектам; разработка формата и содержания документа на основе целей публичной или письменной коммуникации.

3 этап: вне рамок создания презентации – консультации учителя по работам в MS PowerPoint, необходимые для реализации проектов учащихся.

В рамках основной школы можно не ставить возрастные ограничения для реализации данного проекта. Следует только порекомендовать учителю работу с экраном, отображающим необходимый минимум панелей инструментов, при реализации презентаций в 5-6 классе (обилие мелких значков тем более способствует снижению концентрации внимания учащихся, чем младше их возраст) и отбирать материалы соответствующего объема и содержания.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся освоят навыки:

- создания и редактирования электронных презентаций;

- отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации;

- демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление.

Учащиеся получат опыт:

- отбора материала для презентации по теме своего проекта;

- использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач;

- создания презентации в программе MS PowerPoint.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности учащихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа конечного продукта. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности учащихся.

Выполняя “творческое оформление” темы по русскому языку, литературе, ребята могут показать глубину и осознанность материала. В этом им помогут мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, продемонстрируют, как ребенок видит и слышит тему.

В литературе не существует общепризнанной классификации презентаций по типу содержания и оформления. Но все же, приступая к созданию презентации, необходимо представлять:

  • каковы цели, которые Вы хотите достичь в результате показа данной презентации;
  • какие задачи Вам предстоит решать в ходе Вашего выступления;
  • какова аудитория, перед которой Вам предстоит выступать;
  • какова мотивация Вашей аудитории к тому, чтобы Вас слушать;
  • в каких технических условиях она будет демонстрироваться.

Условия демонстрации

Прежде всего, необходимо решить – в каких условиях будет использоваться Ваш материал. Можно выделить 3 ситуации:

1. Проецирование слайдов на большой экран. Учащиеся следят за показом со своих мест.

2. Учащиеся во время выступления учителя видят на своих компьютерах презентацию. Учитель даете пояснения (неважно, с помощью большого экрана или используя свой собственный компьютер). При этом он управляете показом словами, говоря: следующий слайд, на следующем слайде и т.д.

3. Ребята самостоятельно знакомятся с Вашей презентацией (без комментариев учителя и без его присутствия).

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Но все-таки информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

В заключение следует отметить, что формы работы с информационными технологиями могут стать обыденными и привычными на различных этапах урока - освоение нового материала, закрепление и обобщение, творческие и контрольные работы и др.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21