Преподавание русского языка Роль и место информационных технологий в курсе русского языка и литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.03 Просмотров: 788 Курочко Елена Александровна, Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа - и Интернет-ресурсов. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому при составлении домашнего задания стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению новых информационных технологий на уроке в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Но все-таки информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Огромную роль в изучении литературы играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, проявленные детьми к уроку литературы, учитель может успешно реализовать творческие способности учащихся. Мотивы с ростом и развитием детей меняются. При этом меняется не только мотив учения, но и характер отношения к предмету. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Для того чтобы учащиеся сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество, как на уроке, так и за его пределами. Для развития творчества необходимо создать ряд условий: - Организовать занятие так, чтобы учащиеся могли преодолевать ряд трудностей; - Организация занятий, при которых детям приходится использовать свои жизненные наблюдения; - Самостоятельная работа учащихся; - В развитии творчества существенное значение приобретает обеспечение преемственности и перспективности в работе. С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Методы и приемы использования информационных технологий на уроках литературы Снимаем фильм . Еще в 20-е годы учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот приём снова привлёк внимание, так как создание киносценария — это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъёмки. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут.Создание фотогалереи. Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг — фотопортрет. Работа выполняется группами по 5—6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности. Создание слайдов С помощью программы PowerPoint создаю слайды для объяснения новой темы (т. е. иллюстрированный материал), что помогает воздействовать на сознание учащихся не только через слух, но и зрительно. Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке — разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге. Ещё одна интересная форма урока - это урок-презентация, или урок-представление. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютерах. На уроках литературы подробно мы изучаем одно-два произведение писателя, а хочется, чтобы круг чтения учащихся был шире. Вот тут-то на помощь и приходит презентация, во время которой группа (или один ученик) не только представляет произведение, его проблематику, героев, и что самое главное, - старается пробудить у класса искренний интерес, желание прочитать его. Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания, создания презентации может быть выражена в трех этапах работы по каждому тематическому блоку: 1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить деятельность по его получению. 2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по их текущим проектам; разработка формата и содержания документа на основе целей публичной или письменной коммуникации. 3 этап: вне рамок создания презентации – консультации учителя по работам в MS PowerPoint, необходимые для реализации проектов учащихся. В рамках основной школы можно не ставить возрастные ограничения для реализации данного проекта. Следует только порекомендовать учителю работу с экраном, отображающим необходимый минимум панелей инструментов, при реализации презентаций в 5-6 классе (обилие мелких значков тем более способствует снижению концентрации внимания учащихся, чем младше их возраст) и отбирать материалы соответствующего объема и содержания. Прогнозируемые результаты обученияУчащиеся освоят навыки: - создания и редактирования электронных презентаций; - отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации; - демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление. Учащиеся получат опыт: - отбора материала для презентации по теме своего проекта; - использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; - создания презентации в программе MS PowerPoint. Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности учащихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа конечного продукта. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности учащихся. Выполняя “творческое оформление” темы по русскому языку, литературе, ребята могут показать глубину и осознанность материала. В этом им помогут мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, продемонстрируют, как ребенок видит и слышит тему. В литературе не существует общепризнанной классификации презентаций по типу содержания и оформления. Но все же, приступая к созданию презентации, необходимо представлять:
Условия демонстрации Прежде всего, необходимо решить – в каких условиях будет использоваться Ваш материал. Можно выделить 3 ситуации: 1. Проецирование слайдов на большой экран. Учащиеся следят за показом со своих мест. 2. Учащиеся во время выступления учителя видят на своих компьютерах презентацию. Учитель даете пояснения (неважно, с помощью большого экрана или используя свой собственный компьютер). При этом он управляете показом словами, говоря: следующий слайд, на следующем слайде и т.д. 3. Ребята самостоятельно знакомятся с Вашей презентацией (без комментариев учителя и без его присутствия). Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Но все-таки информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. В заключение следует отметить, что формы работы с информационными технологиями могут стать обыденными и привычными на различных этапах урока - освоение нового материала, закрепление и обобщение, творческие и контрольные работы и др. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |