Преподавание литературы Интегрированный урок по культуре Серебряного века в 11-м классе "Судьба России в творчестве М.Волошина и К.Петрова-Водкина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.03 Просмотров: 884 Чиркова Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы, учитель МХК Урок рассчитан на два часа (литература + МХК). Цели:
Оборудование:
Соавторы урока: учащиеся-эксперты: "Искусствовед", "Биограф", "Богослов", чтецы. Ход урока Музыкальный эпиграф - песня Б. Окуджавы "Сентиментальный марш”:
Литературно-философские эпитеты:
Вступительное слово учителя. В наше время, когда, по словам Ю. Лотмана, "Клио на распутье", когда вновь и вновь переписываются учебники истории, а в обилии информации в СМИ так трудно отделить "зерна от плевел", правду от лжи, особенно важным становится обращение к первоисточникам, к свидетельствам людей, которых их современники считали пророками. К ним, без сомнения, можно отнести поэта- философа Максимилиана Волошина и художника-провидца Кузьму Петрова-Водкина. Нынешняя переоценка ценностей не может не быть предвзятой - ведь она совершается с позиций иного времени. Что же такое революция? Ошибка? Случайность? Или закономерная расплата за нарушение вселенских законов справедливости? И кто прав в оценке гражданской войны? Те, кто считал ее священной битвой за "светлое царство социализма"? Или те, кто считал ее безумной авантюрой, а Ленина - антихристом? В разноголосии пристрастных оценок стоит, мне кажется, расслышать голос поэта, который был не" над схваткой", а внутри ее, в самой гуще братоубийственной войны, и молился "за тех и за других", которые были сыновьями одной матери-России. Приблизиться к пониманию тех событий нам поможет и творчество художника, который был свидетелем эпохи и сумел осмыслить ее в запечатленных на холсте образах- символах Имя его - К. С. Петров-Водкин. Этих людей - поэта и живописца многое объединяет, и прежде всего художественный метод: оба они, повествуя о событиях дня сегодняшнего, ищут аналогий в прошлом, возводят события к их библейскому прототипу. Демонстрируется слайд "Купание красного коня". Вопросы: • Какое чувство вызывает красный цвет, перечеркнутый тонкими линиями черных поводьев? • Какой пейзаж является фоном картины? • Кто на коне? Ответы: Красный цвет - символ тревоги, предчувствие пожара, мятежа. сочетание красного и черного - траурное, в православной иконописной традиции символизирует мученичество и смерть. Фон картины – вогнутая поверхность водоема. Напоминает омут. Отрок на коне серьезен и печален. Его глаза напоминают глаза святых мучеников с древнерусских икон, а сама композиция картины "Купание красного коня "близка к композиции иконы "Чудо Георгия о змии". Комментарий эксперта-искусствоведа: Задание классу: найти "параллелизм образов" картины "Купание красного коня" и стихотворения М. Волошина "Неопалимая купина". Учащийся-чтец:
Ответы учащихся: - И картина, и стихотворение- об одном: о судьбе России. Пророчество о кровавых мятежах, о трагических событиях. - Преобладает красный цвет-символ мятежа, пожара. Предчувствие беды. - Огненный конь перед "омутом" - и в стихах Волошина "омут... стремнина... головокруженье... " Комментарий эксперта-богослова: Библейский образ пылающего куста как явления Бога Моисею и образ огненно-красного коня в чем-то перекликаются. Библия рассказывает, что Господь впервые явился Моисею чудесным образом: Моисей увидел терновник (купину), горящую пламенем, но не сгорающую. Неопалимая купина считалась у христиан символом Богоматери. У Волошина этот образ перерастает в символ всей России. Еще один образ стихотворения- святой Серафим. Имеется в виду Серафим Саровский, символ кротости и спокойствия духа, олицетворение России. Отрок на коне у Петрова-Водкина - образ, близкий по своей сути к этому образу Волошина. И у художника, и у поэта звучит одна и та же мысль, одна и та же вера в бессмертие духа России, но у Петрова-Водкина она выражена в иконописной схеме, а у Волошина - в прямом словесном выражении. Эксперт-биограф: Обратимся к событиям жизни поэта и художника. Европейски известный литератор и философ Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве, вырос в Москве. Большой отрезок его жизни связан с Крымом, с прибрежным поселком Коктебель на полпути между Судаком и Феодосией. Там был знаменитый “Дом поэта”, Где месяцами гостили поэты, музыканты, художники — все те, чьи имена составили славу той эпохи — эпохи серебряного века русского искусства. Здесь бывали Гумилев и Ахматова, здесь, на пляже, Марина Цветаева впервые увидела Сергея Эфрона, который подобрал для нее тот самый камушек сердолика… Здесь писали картины, пели романсы, влюблялись, читали друг другу новые стихи. Здесь происходили розыгрыши, рождались литературные мистификации (Черубина де Габриак). Волошин был удивительно разносторонней личностью: поэт, художник, публицист литературовед - все свои задатки он сумел реализовать и довести до уровня высокого мастерства. В молодости он много путешествовал. Он получил глубокое и разностороннее образование. Он был христианином, и его система взглядов, отношение к истории были отчетливо христианскими. Он предчувствовал нелегкую судьбу России и собственную судьбу никогда не разделял с судьбой родины:
Он был свидетелем революции 1905 года, 9 января в Петербурге, начала Первой мировой. Войны, мятежи вызывали в нем стойкое неприятие, и вопреки политическим страстям он в каждом видел прежде всего человека, ближнего своего. В дни революции Волошин не примкнул ни к одной из сторон, ибо обе стороны — и белые, и красные — были, по его мнению, повинны в одном грехе - проповеди насилия. По его мнению, насилие физическое есть знак насилия духовного, и причиняющий смерть сам уже умер духовно. То, что люди для разрешения противоречий прибегли к насилию, обратились к массовым убийствам, Волошин считал историческим грехом России, за который последует расплата:
В дни гражданской войны Поэт находился в Коктебеле. Крым переходил из рук в руки. В доме Волошина в разных комнатах могли одновременно находиться раненый красноармеец и белый офицер, которым поэт дал приют, пищу и кров. Его позиция не была пассивной. Он выступал устно и в печати при любой власти, обращался с письмами то к А. Деникину, то к Л. Каменеву, высказывая при этом одни и те же взгляды. Красные считали его “внутренним эмигрантом”, а белые, отступая, приговорили к смерти. Удивительно то, что Волошин уцелел в этих катастрофических обстоятельствах, что он, сохраняя общественную активность и борясь с “террором любой окраски”,в конце концов умер в своей постели в 1932 году. Не мистика ли и не вмешательство ли высших сил? Какой-то свет на это “чудо” может пролить необычный метод его борьбы за справедливость: молитва за палача, который с точки зрения духовной находится в гораздо более опасном положении, чем его жертва. Демонстрируется слайд "Мальчики". На его фоне читается стихотворение Волошина "Гражданская война" из цикла "Путями Каина":
Комментарий эксперта-искусствоведа: Сюжет картины "Мальчики" - это единоборство, спор, победа сильного над слабым. В этом противостоянии нет правых. Мальчики напоминают библейских Авеля и Каина, а месио действия - круглая, зеленая и достаточно тесная планета Земля. Комментарий эксперта- биографа: Кузьма Сергеевич Петров-Водкин как-то сказал: “Живопись — не забава, не развлечение… Она умеет каким-то неизвестным образом расчищать хлам людского обихода, кристаллизовать волю и обезвреживать дурноту социальных взаимоотношений”. Именно в этом он видел основную задачу изобразительного искусства. Родился он в провинциальном городке Хвалынске в семье сапожника и горничной. Краски и кисть впервые увидел в руках художника-иконописца. У него же получил первые уроки живописи. Продолжил обучение в Петербурге, Москве. Днем рисовал, учился играть на скрипке, ночами писал пьесы и запоем читал книги. “Взахлеб” учился. Любимой девушке рассказывал о законах физики, геометрии и астрономии. Благодаря помощи меценатов одаренный юноша смог отправиться за границу, а так как денег было недостаточно, поездку в Европу он предпринял на велосипеде. Германия, Франция, Турция, Греция, Италия, Алжир, Пиренеи - все четыре года путешествий были наполнены непрерывной работой. У художника появился свой собственный творческий метод, своя живописная система. Позже в автобиографической книге “Пространство Эвклида” он подробно рассказал о своих поисках, об открытии им сферической перспективы, которая позволяет так строить композицию картины, что зритель получает возможность увидеть изображаемое как бы с большой высоты, почувствовать сферичность земной поверхности, ощутить себя частицей стремительно несущейся в космосе планеты. И тем самым выразить связь каждого человека, события, предмета со всем огромным миром. Изучая законы цвета, художник пришел к выводу, что главными в картине должны быть три цвета: красный, желтый и синий. В картинах Петрова-Водкина сочетаются разные пространственные планы и ракурсы, резко сопоставляются масштабы фигур. Этим приемом пользовались русские иконописцы. Но с иконописной традицией живописца связывает не только это. Многие сюжеты, образы художника соотносятся с образами русских икон. Октябрьская революция была близка и понятна художнику, выросшему в бедности. И все же он осознавал, что революция — не идиллия. В это время он уже был зрелым мастером, преподавал в Академии художеств, был хорошо известен в России и в Европе. Послереволюционные работы - “Петроградская мадонна”, “Смерть комиссара”, натюрморт “Селедка” - передают реалии того времени и мироощущение участника событий, “космический взгляд” на события. Картины вызывают ощущение “пошатнувшегося” мира. Художник Владимир Конашевич писал: “Есть люди, которые все явления окружающего мира воспринимают как-то по-своему. Они живут как будто в другом мире, только параллельном нашему, но не совпадающем с нашим вполне во всех точках. Я имею в виду художника Петрова-Водкина”. Комментарий эксперта- литературоведа: Междоусобица двух братьев на картине Петрова-Водкина как бы перекликается со строками стихов Волошина:
Поэт писал: "Молитва поэта во время гражданской войны может быть только за тех и за других: когда дети единой матери убивают друг друга, надо быть с матерью, а не с одним из братьев. Первоначальный и основной знак братства - это братство Авеля и Каина. Братоубийство лежит в самой сущности братства и является следствием ревности к богу, ревности к своей правде. Один из обычных оптических обманов людей, безумных политикой, в том, что они думают, что от победы той или иной стороны зависит будущее. На самом же деле будущее никогда не зависит от принципа, так как партии, сами того не замечая, в пылу борьбы обмениваются лозунгами и программами, как Гамлет во время дуэли обменивается шпагой с Лаэртом". Учитель: М Волошина волновала тема судьбы поэта в годы революций, войн, усобиц. Не обошел эту тему в своем творчестве и Петров- Водкин. Вглядитесь в черты лица Анны Ахматовой. (Демонстрируется слайд "Портрет А. А. Ахматовой"). И вслушайтесь в строки стихотворения На дне преисподни", которое М Волошин посвятил смерти А. Блока и Н. Гумилева. Чтец:
Учитель: Преисподняя Волошина - это не только подвалы и застенки, кровавые лужи и ночная стрельба за окнами дома поэта. Удивительного дома, где, по словам самого Волошина,
У Данте Алигьери в "Божественной комедии" тоже изображена преисподняя. Ад, где каждому грешнику уготовано свое место. Обитателями самого последнего, девятого круга ада, были предатели, мучившиеся там за иудин грех. Тема предательства звучит в стихотворении Волошина "Брестский мир". Чтец:
Учитель: Бичи Божии - братоубийственная гражданская война, голод, разруха, эпидемии- гуляли по России в ту пору, когда Петров-Водкин написал свой знаменитый натюрморт "Селедка". Демонстрируется слайд. Комментарий искусствоведа: Что мы видим на картине? "Запрокинутую" плоскость стола, олицетворяющую "пошатнувшийся мир". На столе - черный хлеб и золотистая рыбина- селедка. Это петроградский голодный паек 1918 года. Это то, что поддерживало жизнь в жителях голодного города. Так и хочется соотнести эти предметы с библейскими пятью хлебами и двумя рыбами, которыми Христос накормил несколько тысяч человек. У картины несколько пластов. Питерский паек. Хлеб насущный. И еще один, перекликающийся с Библией: да, человеку нужны хлеба и рыбы, но "не хлебом единым"... Ведь накормил Христос людей, слушавших Нагорную проповедь. И говорилось там о спасении души... Волошин писал:
Эти страшные и торжественные слова перекликаются с бердяевской мыслью о богоизбранности России! Бог посылает России страшные испытания, превращает ее в новую Голгофу, чтобы крестными муками и крестным путем своим она искупила все грехи человечества и, умерев, воскресла, смертью смерть поправ и показав на своем примере всему миру, сколь губителен путь мятежа... Демонстрируется слайд "Смерть комиссара". На фоне его чтец читает стихотворение Волошина "Гражданская война":
Искусствовед: У этой картины есть сюжет: гибель человека за идею. У нее есть герой- человек в черной кожаной тужурке, с красной повязкой на рукаве. у него бледное, запрокинутое вверх лицо. И есть фон: земля, показанная художником с высоты птичьего полета. У картины есть тема: человек наедине со смертью. он уже не принадлежит этой земле, он беседует с вечностью, перед которой все равны: белые, красные, комиссары, рядовые... Во взоре комиссара немой вопрос. Какой? Над этим заставляет напряженно размышлять картина. О чем может думать перед смертью этот человек? И почему "отряд не заметил потери бойца"? И что стоит любая идея рядом с замыслом Божиим? Стоит ли жертвовать жизнью ради того, чтобы изменить этот мир согласно своим убеждениям и своим представлениям о справедливости? Что из этого может выйти? Мир вздрогнет, пошатнется, Но пройдут годы, и История все расставит по своим местам... Демонстрируются последовательно 2 слайда: "Владимирская Богоматерь" и "Петроград. 1918 год" ("Петроградская мадонна" Петрова-Водкина). Чтец:
Искусствовед: Анализировать картину" Петроградская Мадонна" и легко, и сложно Легко потому, что ее композиция предельно проста и перекликается с традициями русской иконописи. А сложно потому, что, как всегда у Петрова-Водкина, образ многозначен, он принадлежит сразу двум мирам: этому холодному неуютному городу и Вечности. Петроград 18-го года показан художником в его излюбленном ракурсе - с высоты птичьего полета, с применением изобретенной им сферической перспективы, которая позволяет художнику показать вздыбленный, пошатнувшийся мир с толпами людей, точно наклонившимися в разные стороны, с домами, точно потерявшими точку опоры. Мадонна, мать несет в этот мир ребенка, и в глазах ее тревога, печаль о его судьбе. Никаких революционных идей - только человеческие чувства. Как это близко человеческому кредо М Волошина: "В дни революции быть Человеком, а не Гражданином!" Заключительное слово учителя: И поэт, и художник "посетили сей мир в его минуты роковые". Оба они могли бы сказать о себе словами Волошина:
Да, в творчестве этих больших художников отразилась судьба России. О судьбе России размышлял Н. Бердяев в книге, которая так и называется "Судьба России". Её осмыслил накануне перестройки, в конце 70-х Д. Панин в книге "Держава созидателей". Каждый из них считал себя ответственным за судьбу Отчизны. И ныне, когда Россия вновь на перепутье, вопрос о её судьбе остается открытым. И не вам ли, нынешним одинадцатиклассникам, её решать? Итоги урока: Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов: 1. Что объединяет 2-х художников — М. Волошина и К. Петрова-Водкина? (Время. Отношение к событиям. Схожие темы и образы.) 2. Что общего в их подходе к изображению революции и гражданской войны? (Стремление запечатлеть эпоху в образах-символах, образах-метафорах). 3. Что можно сказать о творческом методе художников? (Возведение современного события к историческому, библейскому прототипу). 4. Почему М. Волошин назвал Россию “распятой”? В чем смысл метафоры? (Россия у Волошина, подобно Христу, восходит на Голгофу, чтобы крестными муками искупить все грехи мира. Поэт не считает распятие России ее окончательной гибелью. Вслед за распятием он предвидит воскресение). Домашнее задание будет связано с темой сегодняшнего разговора: нужно написать сочинение о том, какой вам видится судьба России в 21 веке. Назовите его “Судьба России”. Объем и жанр произвольны. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |