Преподавание литературы Природа в сказке-были "Кладовая солнца" М.Пришвина. 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.06.01 Просмотров: 4629 Шульга Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Эпиграф: …Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. (К. Паустовский.) Оборудование: – Портрет писателя (М. Пришвина); – иллюстрации к произведению “Кладовая солнца”, природы; – определения олицетворения, эпитета, сравнения. Теория литературы:
Перед уроком ученики получают задание: – индивидуальное: выучить наизусть отрывки из “Кладовой солнца”; – коллективное: иллюстрации о природе по данному произведению. Ход урока1. Слово учителя.Сказка-быль М. Пришвина “Кладовая солнца” прочитана. Мы познакомились с главными героями этого произведения. 2. Беседа по тексту.– Назовите главных героев? (Настя, Митраша) – А кто еще, назовите их? (Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.) – А как все это мы назовем? – Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? ( Пейзаж). Дать понятие пейзажа. – Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения. – Напомните мне, почему она и сказка, и быль? Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь. 3. Работа с эпиграфом.Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Паустовского. (Читаем эпиграф). Значительное место в “Кладовой солнца” занимает природа, т.к. в замысел писателя входило показать единство человека и природы. У нас в классе на стендах висят репродукции картин известных художников о природе, ваши иллюстрации. Мы читаем о природе, любуемся ее красотой. М. Пришвин был мастером пейзажа, он умел точно выразить сущность этого прекрасного мира. 4. Работа с текстом. Чтение наизусть, анализ эпизодов.– Ну а теперь давайте отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности. – Что описывает писатель сразу, как только мы вступаем в лес? (Появлению детей в лесу предшествует описание “несчастной” жизни сосны и ели) – Давайте послушаем этот отрывок. 5. Чтение наизусть отрывка “Ель и сосна”.– Какое впечатление производят эти картины? (В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их) – Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе. – Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.) – Как они ведут себя? (Как живые существа) – Давайте вспомним, как называется этот способ? (Олицетворение). Работа с понятием. – Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение? ( Дети называют) Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев. – Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого? 6. Слушаем наизусть отрывок “Тетерев-косач”.– Пришвин здесь показал красоту природы. Под лучами солнца (которое тоже играет большую роль в тексте) “могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. “Тетерев – косач тоже” стал расцветать”. – Кто повлиял на рождение природы! (Солнце) – Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении. – Где? Называем? – Как показана птица! – Какие слова подобрал писатель? – Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать). – Мы подходим к Слепой Елани. 7. Чтение наизусть “ Слепая Елань”Опасное место – Блудово болото. Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”. – Что же это такое – кладовая солнца? (Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые “достаются человеку в наследство”, а солнце – потому что рождены эти запасы солнцем) – Только ли торфом богаты эти места? Назовите эти богатства. Природа здесь добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них. – Но она не только дает, но и опасна. 8.Чтение наизусть отрывка “Елочки – старушки”.– Как автор показывает ель? (Подмечает каждую деталь) – Какое художественное средство использует автор? (Сравнение.) – Где? Назовите. Дальше дети попадают на палестинку. 9. Чтение наизусть отрывка “ Ягода лесная” .– Какие слова использует автор для описания ягоды? (Использует ласковые слова , уменьшительно-ласкательные суффиксы; она чудесна и богата; с любовью показано богатство лесного царства.) От этого изобилия Настя забывает обо всем, даже о себе. Еще один лесной житель. 10. Чтение наизусть отрывка “Лось”– Каким предстает перед нами это животное? -Какими словами описывает автор? (Как в сказке – большое, огромное, но обходится малым – корой деревьев.) А что собирает пень? 11. Чтение наизусть отрывка “Пень”– Что он делает? Ведь он не просто так стоит! (Он собирает солнечное тепло). – Для чего? ( Для других , отдает накопленное тепло, когда уйдет солнце) Вот почему разные твари слетались и сползались сюда. (Мухи, бабочки, ящерицы) 12. Выводы:– Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет. Найдем описание восхода и заката. Выразительное чтение эпизодов. Нахождение художественных средств. – Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она сказочно красива, богата, не жадная, а щедрая. Она для человека, но она и опасна! 13. Работа с иллюстрациями.14. Домашнее задание.Написать сочинение “Природа в жизни человека”. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |