Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Тема: «Пейзаж в повсти Гоголя "Тарас Бульба"» (урок развития речи)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Тема: «Пейзаж в повсти Гоголя "Тарас Бульба"» (урок развития речи)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.05.29
Просмотров: 2139

Кайтаз Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

Цель: продолжать работу с текстом, отрабатывать навыки по умению ориентироваться в нем, проследить по тексту картины пейзажа и теоретический материал о выразительных средствах языка применить при анализе, сделать попытку определить роль пейзажа в произведении.

1. Учитель. Продолжаем работу по повести Гоголя “ Тарас Бульба”. Мы знали, что особенность литературы состоит в том, что она отражает действительность в художественных образах, воспроизводит жизнь во всём её многообразии. Так, если художник запечатлевает на полотне конкретный момент, историк документально воссоздает то или иное событие, то литература отражает мир в художественных образах. И одним из художественных средств создания картины природы является пейзаж.
На уроке мы должны будем проследить, как автор воссоздает образ степи, какие художественные изобразительные средства для этого используют, и попытаемся выяснить, какую роль играет пейзаж в произведении.
Обратите внимание на доску. Опорными на уроке будут такие слова, как:

пейзаж,
композиция ,
цветопись,
звукопись,
эпитет,
метафора,
гипербола,
сравнение,
олицетворение.

Это те понятия, без которых мы не сможем выполнить задачу, поставленную на уроке. Сначала вспомним, что обозначает слово пейзаж (пейзаж – от французского страна, местность, картина природы в художественном произведении).
В художественном произведении под пером мастера слова пейзаж оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. На уроке мы постараемся в этом убедиться.

2. Учитель. Послушаем одну из пейзажных зарисовок.

Ученик наизусть читает дневное описание степи.

- К какому типу речи относиться данный текст? (Описание.)

- Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? (Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.)

- Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст.

Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь”)

3. Учитель. Обратим особое внимание на композицию. Сначала Гоголь дает описание всего необъятного степного пространства (“Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственную пустынны.”)
Затем автор рисует образ земли во всем ее многообразии (“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов”.)
И далее от описания земли автор переходит к описанию неба и птиц (“ Воздух был наполнен … и блеснула перед солнцем”) Таким образом, картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.

– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? (Отношение автора к степи.)

– Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: “Черт возьми, степи, как вы хороши!”. Ведь можно было сказать проще: “Как хороши вы, степи!”.

Ученики говорят о том, что автор выражает, таким образом, любовь, изумление, высшую степень восхищения. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой.

– С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? (образ волны, моря, океана). “Неизмеримые волны диких растений; поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха”.

4. Далее отмечаем, что, кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. Это называется цветописью.

– Каков же основной фон степной поверхности? (“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов”.)

– Как вы понимаете слово “брызнули”? (Ррассыпались по всей поверхности, как разноцветные брызги.)

– А теперь посмотрим, какие же это были цвета. (“Голубые, синие, лиловые волошки; желтый дрок; белая кашка; синие волны воздуха”.)

5. – Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого “зелено-золотого океана” и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? (“В небе неподвижно стояли ястребы”, “шныряли куропатки”, “подымалась мерными взмахами чайка”, туча гусей.)

– Итак, благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь.

– Как вы думаете, какие это образы? (Зрительные.)

– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? (Звуки.)

– Какие это будут образы? (Слуховые.)

– И опять-таки автор с помощью слова создает теперь уже звуки. Это называется звукопись.

– Найдите в тексте примеры звукописи. (“Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере”.)

– Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? (Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы.)

– Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы.

6. – При помощи, каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?

Дети называют эти изобразительные средства языка.

  • Э п и т е т ы: зелено-золотой океан.
  • М е т а ф о р ы: “желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою”; “чайка роскошно купалась…”; “миллионы разных цветов брызнули”; чайка “мелькает одною черною точкою”.
  • Г и п е р б о л ы: “поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном”; “неизмеримые волны растений”; “миллионы разных цветов”; “тысяча разных птичьих свистов”; “туча диких гусей”.

7. – Теперь посмотрим, как автор описывает степь ночью, и попробуем сравнить эти два описания.

Ученица выразительно читает описание ночной степи.

Далее идет работа в группах. Ребята самостоятельно прослеживают те изменения, которые происходят в степи ночью и сравнивают ночной пейзаж с дневным.

  • 1-я группа – анализирует композицию и отвечает на вопрос: “Сохраняются ли во втором отрывке образ волны, моря, океана?”
  • 2-я группа – находят зрительные образы (цветопись).
  • 3-я группа – находят слуховые образы (звукопись).
  • 4-я группа находят изобразительные средства языка.

8. Проверка работы в группах.

Ребята первой группы отмечают, что в первом описании Гоголь дает сначала свое отношение к степи, говорит о том, как она прекрасна, а только потом раскрывает, в чем же эта красота. Так и во втором описании автор сначала выражает свое отношение к степи: “Вечером вся степь совершенно переменялась”. А далее Гоголь рассказывает о тех изменениях, которые происходят в степи ночью. И 1-й и 2-й отрывки начинаются описанием пространства.
В первом отрывке: “Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею.”
Во втором отрывке: “Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело…”.
Далее автор переходит к описанию неба, звуков, наполняющих ночную степь, птиц, темной вереницей летящих по небу.
Во втором описании сохраняется образ моря, океана. Гоголь пишет: “…самый свежий обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы”.
В основном композиция повторяется.

Ребята второй группы говорят о том, что все краски дневной степи к ночи совершенно изменились. Если днем они были яркими, то к вечеру сменились на более темные, пестрые. “Все пестрое пространство охватывалось последним ярким отблеском солнца и посте6пннно темнело…”. Степь становилась темно-зеленой, а днем она была золотисто-зеленой, небо стало изголуба-темное; на север летела темная вереница лебедей; из нор выползали пестрые овражки. Но на темном фоне мы видим кое-где светлые, блестящие тона: “легкие прозрачные облака белели клоками”, степь усеяна блестящими искрами светящихся червей.
Таким образом, яркие дневные краски сменились на темные вечерние.

Ребята третьей группы отмечают, что о звуках ночной степи автор говорит так: “Вся музыка, наполнявшая день, утихла и сменилась другою”. И далее мы слышим ту музыку, которая раздается в ночной степи: суслики оглашают степь свистом, трещание кузнечиков становится слышнее, “бесчисленный мир насекомых наполнил траву, весь их треск, свист, карканье; все это звучно раздавалось среди ночи…”. Глаголы: оглашали, раздавалось – говорят о том, что в ночной тишине все звуки далеко раздаются. “Крик лебедя, как серебро отдавался в воздухе”.
Автор сравнивает крик лебедя с серебром, наверное, потому, что он по своему звучанию напоминал тонкий мелодичный звон серебряного колокольчика.Таким образом, мы видим, что автор в описании ночной степи показывает нам гораздо больше звуков, чем в дневной.

Ребята четвертой группы отмечают, что Гоголь, чтобы показать нам красоту ночной степи, использовал большое количество изобразительных средств. Это:

ЭПИТЕТЫ: неба изголуба-темное; степь темно-зеленная; облака легкие прозрачные; свет серебряно-розовый; ветерок свежий, обольстительный.

МЕТАФОРЫ: облака белели клоками; полосы из розового золота; блестящие искры светящихся червей.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ветерок дотрагивается до щек; звезды смотрели.

СРАВНЕНИЯ: крик лебедя, как серебро; ветерок, как морские волны; вереница лебедей сравнивается с красными палатками, летящими по небу.

ГИПЕРБОЛЫ: бесчисленный мир насекомых; как исполинской кистью наляпаны широкие полосы.

Гипербол во втором тексте намного больше, чем в первом, т.к. ночью уже невозможно так, как днем, увидеть необъятные просторы степи; ночью больше слышишь, чем видишь.
Итак, в степи днем ярче краски, а ночью звуки.
Гоголь – как настоящий мастер художественного слова изобразил степь во всем ее многообразии, изобразил так, что мы, прочитав это описание один раз, навсегда запоминаем яркость неповторимость красок, красоту звуков и то, как умело использовал автор изобразительные средства языка для того, чтобы передать нам все великолепие запорожской степи.

– О каких еще образах упоминает автор при описании ночной степи, о которых не упоминал при описании дневной степи. (Запахи. “Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травинка испускали амбру и вся степь курилась благовониями”.)

– Выясните значение слов АМБРА и БЛАГОВОНИЕ. Способность чувствовать запахи называется обонянием, значит, образы эти будут называться обонятельными.

9. – Самый внимательный читатель может заметить еще и осязательный образ. По словарю Ожегова осязание – это ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь. (“И самый свежий, обольстительный ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек”.)

– До чьих щек дотрагивался ветерок? (до щек людей, находящихся в степи.)

– Значит все изменения, происходящие в степи ночью даны с точки зрения героев.

– Какую роль играет пейзаж в художественном произведении? (Раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение, внутреннее состояние героев.) Вспомним начало повести: мать с болью, со страданием проводила своих мужчин из дома. Ей жаль расставаться с Тарасом. А теперь уже и сыновей, ее милых, дорогих ее сердцу сыновей, он забрал с собой. Сколько горя!
Сыновья тоже опечалены расставанием. И здесь окружающий мир передает нам их внутреннее состояние.
Вместо описания гнетущего настроения героев Гоголь ограничился одной фразой: “День был серый; зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад”. Мгновенно раскрывается душевное состояние персонажей. Путники расстроены, все окружающее кажется им лишенным единства, гармонии на столько, что даже птицы щебечут “как-то вразлад”.
Но вот они увидели родную степь, облитую солнечным светом, и “все, что смутно, сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы”.
Таким образом, в повести Гоголя “Тарас Бульба” мы видим связь картин природы с внутренним миром персонажей. Гоголевские герои ограниченно вписываются в мир природы и сливаются с ней, потому что степь это их родная земля, их родина. Значит, степь у Гоголя является образом родины.

10. – Завершая разговор о пейзаже, обратимся к нашим опорным словам. Какой художественный образ воссоздал автор и какие художественные изобразительные средства использовал?

Дети, подводя итог, говорят о том, что Гоголь создал яркий неповторимый образ степи, а для этого использовал такие изобразительные средства, как цветопись, звукопись, эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение.

Литература

  1. Т.В. Зверс. Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” в школьном изучении. Ленинград, “Просвещение”, 1980 г.
  2. Т. С. Петрова. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 7 кл., Московский лицей, 2002 г.
  3. В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения 5–7 кл. Москва, “Просвещение”, 1991 г.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21