Преподавание русского языка Использование опорных картинок на уроке русского языка "НЕ с разными частями речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.29 Просмотров: 928 Филиппова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы Цели:
ХОД УРОКА I. Оргмомент. II. Теоретический материал.
Сегодня у нас очень трудный урок, тема его: “Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ” Нам нужно выяснить, как пишется НЕ с разными частями речи, а это для вас материал неновый. Запишите тему урока... В: Как пишется НЕ с прилагательными? О: В: Как пишется НЕ с деепричастиями? Чтобы легче было обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи, мы будем работать несколько необычно. Представьте, что мы с вами мультипликаторы и составляем учебный мультфильм на заданную тему. Работа эта важная. Получатся у вас опорные конспекты, которые помогут вам на уроках и на экзаменах. Итак, внимание проект. Действующие лица: Чудо-человечки (части речи, предлоги, союзы, слова) Знак “Въезд запрещен” - обозначает: “Никогда не пишется слитно”. Плакаты, флажки, которые держат человечки, содержат примеры на правила. 1-я серия “Раздельное написание” Вы пока только внимательно слушайте. Жила-была частица НЕ. Все она всегда вечно отрицала: не надо, не хочу, не буду. Но сама по себе она была доброжелательна и очень общительная. Общение она строила с частями речи, которые были своенравны. Пойдет НЕ к существительным и прилагательным, а они говорят: “Уходи, сегодня мы дружим с союзом А”. Не внимание, а равнодушие проявляли они к гостье. Придет НЕ к местоимениям, а ее к ним предлоги не подпускают, НЕ У КОГО совета НЕ спросить, как поступить, НЕ С КЕМ обидой поделиться. НЕ - к наречиям. А их два брата на -О и -Е и не на -О и ~Е. Ко второму брату НЕ никогда и не подходила. Оно всегда не по-товарищески поступало. А первый брат тоже был в дружбе непостоянен. У него в гостя уже сидел знакомый нам союз А, да еще слова ДАЛЁКО, ВОВСЕ, НИЧУТЬ, НИКОГДА, НИСКОЛЬКО и твердили нисколько не скучно нам без тебя. И уделяло наречие на ~О и -Е внимание то одним, то другим, а с НЕ разговаривать не захотело, И вот НЕ у причастий. Те, тоже разделившись на полные и краткие по-разному реагировали на НЕ, Полные, увидев союз А или зависимые слова, НЕ не замечали. А краткие и вовсе никогда ни на шаг НЕ не подпускали. Братья эти отговаривались от своей гостьи: “Собрание не закончено, не завершенная вовремя работа не пускает”. Глаголы же и деепричастия вообще категорически с НЕ знаться не желали, держали всегда ее на расстоянии от себя. У них даже девиз был:
2 серия “Слитное написание” На другой день части речи решили подружиться с НЕ, потому что от существительных и прилагательных ушел союз А, от наречий ушел не только А, но и слова ДАЛЕКО..., да еще примчались отрицательные наречия и решили навсегда остаться с НЕ, лишь наречия не на -О т -Е поступали по-прежнему не по-товарищески. От местоимений ушли предлоги, зато пришли неопределенные местоимения и поклялись в вечной дружбе с НЕ. И от причастий ушли А и зависимые слова. Однако непреклонными оставались глаголы и краткие причастия. Самое обидное было то, что дружба эта была неискренней, что и понимала НЕ, веря теперь лишь отрицательным наречиям и неопределенным местоимениям. Но были у НЕ и верные друзья, т.е. слова, которые без нее никак не могли, т.к. иначе не имели никакого смысла. Хотя слово “лепо” - отголосок древнего “лепота” - красота. Вот эти слова были признательны НЕ, ценили и уважали ее. Сказка, которую вы услышали непростая, она имеет научную основу. Проследим же ее… (Работа с опорными картинками с использованием теоретического материала (правил)) Внимание! В том случае, когда НЕ пишется раздельно - она частица, когда слитно - приставка, а когда без нее слова не могут употребляться - часть корня. Перерисуйте эта схемы, но не увлекайтесь рисованием, у вас будет возможность дорисовать их дом. Домашнее задание. - Пустые флажки и плакаты заполнить примерами. - Рисунки скрепить, подписать, сдать на следующем уроке. I. Рассказать, пользуясь опорным конспектом, о правописании НЕ с разными частями речи. II. Выполнение карточек 1. Подберите к словам синонимы с приставкой НЕ (скучно, враг, медленный, плохо, беда) 2. Определите морфологическую форму и синтаксическую роль выделенных слов, объясните их правописание:
3. Запишите, объясните правописание.
III. Работаем по цепочке. Задание: слушаете предложение, выбираете интересующую нас орфограмму, объясняете и помещаете в таблицу:
Текст
IV. Работаем с перфокартами. Слушайте предложение, выбирайте интересующую нас орфограмму и распределяете выбранные слова по ячейкам. - Мы бредем по тем дорожкам, где не кошена трава. - Хор у нас был небольшой, но чудесный. - Молодые гимназисты выполняли упражнения далеко не безупречно. - Солнце невыносимо печет. - Из-за неприкрытой двери доносились чьи-то голоса. - Не скромный, а хвастливый человек. V. Вспомните и запишите пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки. - Посадка в чужие сани уже началась. - Красна ферма прибылью. - Тот, кто не учится, ходит в потемках. Вывод по материалам урока. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |