Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок в 7-м классе с применением информационных технологий. Причастие как часть речи
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок в 7-м классе с применением информационных технологий. Причастие как часть речи


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.05.28
Просмотров: 783

Блоха Валентина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Познакомить учащихся с причастием, его признаками; показать, в чем сходство и отличие причастия и прилагательного, причастия и глагола.
  • Работать над формированием ОУУН: развивать логическое мышление, умение обобщать и систематизировать, анализировать, наблюдать; работать самостоятельно, вести учебный диалог; умение оценивать свою работу и ответы одноклассников; развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать интерес и любовь к предмету, бережное отношение друг к другу.

Ход урока

Организационный момент. Сообщение учителем цели урока.

- Добрый день, ребята, я рада вас видеть. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым и очень необычным понятием. Речь пойдёт о причастии. Знакомо ли вам это слово? Приходилось ли его слышать раньше? У одного из ваших одноклассников было индивидуальное задание обратиться к словарю и дать определение этому слову. Посмотрим, что ему удалось выяснить.

(читает заранее подготовленный ученик):

Работа со статьёй словаря Ожегова. (индивидуальное задание)

Причастие1 –В грамматике: форма глагола, слово, имеющее наряду с признаками глагола(время, залог, вид), признаки прилагательных (измен. по родам, склонение).

Причастие2 – 1. У верующих: вино с кусочками просвиры в чаше, употребл. В церкви во время обедни для причащения.

2. То же, что причащение.

- Как вы думаете, о каком значении этого слова пойдёт речь на нашем уроке?

- Совершенно верно. Но не будем торопить события, тем более что познакомиться с этой темой без помощника будет очень сложно. Кто же будет нашим помощником? Об этом мы узнаем, отгадав загадку.

На экране показывается слайд –шоу (Приложение)

Отгадаем загадку. (слайд 1)

Маленький и кругленький
Несётся быстро вскачь,
Недавно мамой купленный
Весёлый, резвый ...(мяч) (слайд 2)

- Итак, наш помощник – обыкновенный мяч. Давайте внимательно рассмотрим наш мяч, для этого охарактеризуем его с разных сторон.

Ответим на вопросы: (слайд 3) Ответы запишем в левый столбик.

Каков наш мяч по цвету?

(Дети перечисляют: жёлто- коричневый, яркий, разноцветный...)

А по размеру?

(небольшой, маленький, средний...)

Что можно сказать о его форме?

(круглый)

А для чего он предназначен?

(для игры в футбол, значит, он футбольный)

А какие ещё мячи бывают?

(баскетбольные, волейбольные, для метания...)

- А что известно вам о родине футбола? Названия каких отечественных футбольных команд вам известны? А фамилии знаменитых футболистов? (Эти вопросы рассчитаны на то, что в данном классе есть ребята, увлекающиеся футболом, а значит, есть возможность блеснуть своими знаниями в области этого вида спорта)

Давайте теперь произведём с нашим мячом некоторые действия. (слайд 4) Ответы запишем в правый столбик.

  • Итак, если наш мяч летит, то он какой? (летящий)
  • А если он падает, то он какой в этот момент?( падающий)
  • Если мяч уже упал на землю, то он какой? (упавший)
  • А если наш мяч уже в воротах, то он какой? (забитый)

Итак, сделаем некоторые выводы: (слайд 5)

1. Все записанные нами слова отвечают на один и тот же вопрос: Какой?

2. А это значит, что все наши слова указывают на признаки этого мяча.

3. Но ответьте на вопрос: в каком столбике записаны слова, указывающие на постоянные признаки, а в каком – на непостоянные признаки, временные? (в правом - непостоянные, в левом- постоянные) Т.е. за 1 минуту вряд ли наш мяч из круглого превратится в квадратный, или же из футбольного в волейбольный. В то время как он вряд ли будет постоянно летящим, а значит, признак летящий – явление временное.

4. Т.о. признаки постоянные во времени имеет прилагательное, а непостоянные – причастие. Это их главное отличие при видимом сходстве.

- Ну а в нашем словаре появилось новое слово, которое будет сопровождать нас на протяжении многих – многих уроков. Это слово – причастие.

Сделаем записи в тетради: (слайд 6)

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, а значит, совмещает в себе признаки 2-х частей речи: прилагательного и глагола.

- Что же позаимствовало причастие у прилагательного?

  • Во-первых, вопрос. Причастия отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
  • Во-вторых, причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.
  • В-третьих, причастия, как и прилагательные, бывают полными и краткими.
  • В-четвёртых, полные причастия подчёркиваются волнистой линией, а значит, в предложении являются определениями.

- А что позаимствовало причастие у глагола?

  • Во-первых, время. Но в отличие от глагола причастие имеет не три времени, а только два: настоящее и прошедшее.
  • Во-вторых, вид. Причастия, как и глаголы, бывают двух видов: совершенного и несовершенного.
  • И, в-третьих, краткие причастия подчеркиваются двумя чертами, а значит, как и большинство глаголов, в предложении являются сказуемыми.

- Давайте теперь все вместе попробуем образовать причастия.

Комментированное письмо (слайд 7) (Двое работают у доски, затем работы проверяются и оцениваются одноклассниками.)

  • Мальчик, который читает, ...
  • Листья, которые опали,...
  • Птицы, которые поют,...
  • Рабочий, который устал,...
  • Колосья, которые созрели,...
  • Малыш, который играет, ...
  • Девочка, которая рисует,...
  • Аппарат, который работает,...

Распределительный диктант.(слайд 8)

- А сейчас задание следующее: распределите словосочетания в 2 столбика таким образом, чтобы в первом находились словосочетания с прилагательными, а во втором – с причастиями. Помните о главном их отличии друг от друга.

Маленькая игрушка, крупный лист, крутящийся глобус, поющий мальчик, тенистая аллея, желтеющая нива, жёлтый блеск, холодное утро, прочитанная книга, читательский дневник, морозный день, обмороженный палец, маринованные огурцы, завязанный шарф, зелёное яблоко, зеленеющие луга.

(Работа проверяется путём самопроверки) (слайд 9)

- В каком столбике оказалось больше словосочетаний?

- Что нужно сделать для того, чтобы их уравнять? Так давайте придумаем и запишем в этот столбик словосочетания с прилагательными, чтобы количество записанных словосочетаний в обоих столбиках было равным.

Творческая работа. Сочинение–фантазия.

А сейчас нам предстоит выполнить довольно интересную работу. Подумайте и напишите небольшое сочинение, главным героем которого является мяч. И повествование в вашей работе будет идти именно от лица мяча. Войдите в роль, представьте себе, о чём бы он смог рассказать. Может, ему не повезло с хозяином, и он жалуется на это? А, может, однажды во время очередного матча из-за сильного удара он совершил интересное путешествие… Одним словом, дайте волю своей фантазии, единственное условие – необходимо в своей работе употребить причастия…

А домашнее задание - доработать ваше сочинение, красочно оформить, если нужно, подобрать рисунки. Текст должен быть оформлен для конкурса в формате Word.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21