Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Конспект урока и тезисы к уроку русского языка в 6-м классе "Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям "Снег, снежище, снежик…"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Конспект урока и тезисы к уроку русского языка в 6-м классе "Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям "Снег, снежище, снежик…"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.05.25
Просмотров: 1676

Лаврентьева Надежда Кирилловна, учитель русского языка

Изучать и изучить русский язык – нелегкое дело, все темы курса V-IX классов интересны и трудны, развитие речи – особенно, потому что без каждодневной, кропотливой работы на уроках не получится настоящий урок развития речи. Развивать языковое чутье, расширять словарный запас, растить человека, способного понять и воспринять поэзию слова – вот главная задача урока русского языка. Мне хочется показать, как можно решать эту задачу.

Обучающая цель:

  1. Обобщить и систематизировать материалы для наблюдений, собранные к сочинению.
  2. Закрепить знания учащихся по теме: «Стили речи. Типы текста».
  3. Научить точно, ярко, образно описывать предмет.
  4. Формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.

Развивающая цель:

  1. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, языковое чутье.
  2. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
  3. Учить сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.

Воспитательная цель:

  1. Воспитывать у учащихся способность понимать и воспринимать поэзию слова, воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.
  2. Содействовать развитию умения общаться между собой.
  3. Формировать навыки коллективного творчества.

Здоровьесохраняющая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.

Оборудование: иллюстрации учащихся, репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний день», музыка Вивальди «Времена года»., Г.Свиридова «Тройка».

Ход урока

Орг. момент.

– Начнем с небольшого словарного диктанта.

Природа, пейзаж, репродукция, картина, иллюстрация, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование.

– Объясните орфограммы в выделенных словах.

– Какие слова можно назвать одним термином?

– Какой тип речи называется повествованием?

– Какой - рассуждением?

– Что такое описание?

– Что может быть объектом описания? (Природа, человек, животное, помещение, предмет).

– Какие стили речи вы знаете?

– В каком стиле речи используют описание?

– Описание природы.…Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока - подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям «Снег, снежище, снежик…».

– В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:

Мороз и солнце – день чудесный!

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
(А.С. Пушкин)

– Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству. Возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника. Пусть будет с нами яркое образное слово писателя и поэта.

На фоне пьесы «Тройка» Свиридова учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Бориса Петрова:

…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

– Прослушать и записать однокоренные слова к слову снег.

– Как охарактеризован снег в прослушанных произведениях?

– По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

  • Каков же снег?
  • Всегда ли он одинаков?
  • Отчего зависит состояние, вид снега?

– А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Вивальди «Времена года» (Звучит «Зима»).

– Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа.

– Какие чувства вызывает у вас музыка? Какую картину рисует ваше воображение?

– А теперь мы превращаемся в волшебников, писателей, поэтов. Нужно написать пейзажную зарисовку; темы: «Блестя на солнце, снег лежит…», «Снег да снег…», «Снежное покрывало».

– В каком стиле должно быть выдержано описание?

– Ребята, вы встречали книги, где были бы описания природы от первой страницы до последней?

– Правильно, описание природы, как целый завершенный текст, встречается нечасто, только лишь в некоторых жанрах (стихотворения в прозе, лирических этюдах). Чаще описания природы играют роль элементов, но служат они для раскрытия темы и главной мысли.

Для текста – описания природы характерно, хотя не обязательно, наличие 3 ЧАСТЕЙ:

  1. зачин;
  2. основная часть;
  3. концовка.

– Что называется в зачине? (тема, а может быть и главная мысль одновременно)

Главная мысль обычно выражается в форме оценки предмета или явления.

– В основной части? (перечисляются существенные признаки, детали, углубляющие представления о предмете).

– В концовке? (выражается авторское отношение к предмету речи (оценка)

РАБОТА В ГРУППАХ.

В данных текстах определить зачин, основную часть и концовку. (Учащимся раздаются тексты-описания зимы).

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.

(в словах, которые можете использовать в сочинении, вставьте пропущенные орфограммы). Взаимопроверка.

1 гр. 2 гр. 3 гр.
з..ма кружится с…р…бристый
снеж…к расст…лается ж…мчужный
кр…сота л…жится с…реневый
м…роз блещ…т б…гровый
со…нце сияет б…рюзовый
cв…жо п…р…ливается фи…летовый
б…ло и…крится л…ловый

– А теперь посмотрите на снег глазами художника.

– Работа с репродукциями картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний день».

– Какие ощущения, какое настроение создают у вас зимние пейзажи?

– Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как это изображено?

– Мы проанализировали несколько пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами. Посмотрите эпитеты, которые вы можете использовать при описании снега.

– Значение каких слов вам непонятно?

РАБОТА С ТОЛКОВЫМИ СЛОВАРЯМИ.

– Сравните свои иллюстрации, оттенки каких цветов присутствуют в ваших рисунках?

– Какого цвета ваше настроение?

– Чтобы стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Вы можете пользоваться планом, предложенным вашему вниманию, а можете составить свой.

ПЛАН.

  1. Здравствуй, гостья – зима!
  2. Блестя на солнце, снег лежит …
    а) снежное покрывало;
    б) снег на деревьях и домах;
    в) снежные забавы.
  3. Зимняя радость.

Итог урока.

Что узнали, чему научились, что порадовало, чему удивились?

Д/з:

написать сочинение.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21