Преподавание русского языка Конспект урока и тезисы к уроку русского языка в 6-м классе "Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям "Снег, снежище, снежик…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.25 Просмотров: 1676 Лаврентьева Надежда Кирилловна, учитель русского языка Изучать и изучить русский язык – нелегкое дело, все темы курса V-IX классов интересны и трудны, развитие речи – особенно, потому что без каждодневной, кропотливой работы на уроках не получится настоящий урок развития речи. Развивать языковое чутье, расширять словарный запас, растить человека, способного понять и воспринять поэзию слова – вот главная задача урока русского языка. Мне хочется показать, как можно решать эту задачу. Обучающая цель:
Развивающая цель:
Воспитательная цель:
Здоровьесохраняющая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья. Оборудование: иллюстрации учащихся, репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний день», музыка Вивальди «Времена года»., Г.Свиридова «Тройка». Ход урокаОрг. момент.– Начнем с небольшого словарного диктанта.
– Объясните орфограммы в выделенных словах. – Какие слова можно назвать одним термином? – Какой тип речи называется повествованием? – Какой - рассуждением? – Что такое описание? – Что может быть объектом описания? (Природа, человек, животное, помещение, предмет). – Какие стили речи вы знаете? – В каком стиле речи используют описание? – Описание природы.…Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока - подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям «Снег, снежище, снежик…». – В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:
– Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству. Возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника. Пусть будет с нами яркое образное слово писателя и поэта. На фоне пьесы «Тройка» Свиридова учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Бориса Петрова:
– Прослушать и записать однокоренные слова к слову снег. – Как охарактеризован снег в прослушанных произведениях? – По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.
– А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Вивальди «Времена года» (Звучит «Зима»). – Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа. – Какие чувства вызывает у вас музыка? Какую картину рисует ваше воображение? – А теперь мы превращаемся в волшебников, писателей, поэтов. Нужно написать пейзажную зарисовку; темы: «Блестя на солнце, снег лежит…», «Снег да снег…», «Снежное покрывало». – В каком стиле должно быть выдержано описание? – Ребята, вы встречали книги, где были бы описания природы от первой страницы до последней? – Правильно, описание природы, как целый завершенный текст, встречается нечасто, только лишь в некоторых жанрах (стихотворения в прозе, лирических этюдах). Чаще описания природы играют роль элементов, но служат они для раскрытия темы и главной мысли. Для текста – описания природы характерно, хотя не обязательно, наличие 3 ЧАСТЕЙ:
– Что называется в зачине? (тема, а может быть и главная мысль одновременно) Главная мысль обычно выражается в форме оценки предмета или явления. – В основной части? (перечисляются существенные признаки, детали, углубляющие представления о предмете). – В концовке? (выражается авторское отношение к предмету речи (оценка) РАБОТА В ГРУППАХ. В данных текстах определить зачин, основную часть и концовку. (Учащимся раздаются тексты-описания зимы). ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. (в словах, которые можете использовать в сочинении, вставьте пропущенные орфограммы). Взаимопроверка.
– А теперь посмотрите на снег глазами художника. – Работа с репродукциями картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний день». – Какие ощущения, какое настроение создают у вас зимние пейзажи? – Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как это изображено? – Мы проанализировали несколько пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами. Посмотрите эпитеты, которые вы можете использовать при описании снега. – Значение каких слов вам непонятно? РАБОТА С ТОЛКОВЫМИ СЛОВАРЯМИ. – Сравните свои иллюстрации, оттенки каких цветов присутствуют в ваших рисунках? – Какого цвета ваше настроение? – Чтобы стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Вы можете пользоваться планом, предложенным вашему вниманию, а можете составить свой. ПЛАН.
Итог урока.Что узнали, чему научились, что порадовало, чему удивились? Д/з:написать сочинение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |