Преподавание русского языка Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Лексическое и грамматическое значение количественных числительных"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.24 Просмотров: 1236 Мишарина Елена Вячеславовна, заместитель директора Цели:
Задачи:
ХОД УРОКА Мотивация.
Вывод: Люди- это одна большая группа живых представителей нашей планеты. Все люди имеют общие черты внешности, общие природные способности и т.д. И всё-таки иногда мы ошибаемся: путаем одного человека с другим. Почему такое происходит? Некоторые люди очень похожи внешне: одинаковый рост и цвет волос. Иногда голос похож. Одежда одинаковая. Походка одинаковая. Что необходимо знать, чтобы путаницы не произошло? (Хорошо знать человека внешне, его привычки, особенности, манеры поведения, т.е. какие-то качества его личности) Вывод: все люди разные, но бывают похожие друг на друга, поэтому иногда их путают. Выход на проблему: А в языке может произойти такая путаница? Из-за чего? (Слова тоже разные, но бывают похожи друг на друга. Можно неправильно определить значение слова, если это многозначное слово, неправильно определить часть речи, если не задать вопрос; ) Посмотрите на слова, записанные на доске. Чем похожи и чем непохожи они? Пятнадцать, одиночество, раздвоиться, пятёрка, одиннадцать, пять, однозначный, тройственный, удвоить, восемь, два. (Есть слова с одинаковыми корнями, есть слова с числовым значением - этим похожи; Их нельзя отнести к какой-то одной части речи – они разные) Объедините слова в группы. Какие группы получились? По какому признаку делили? (Получилось несколько групп. В одну группу вошли слова восемь, пятёрка, одиннадцать, пять, пятнадцать, два, одиночество. Тот, кто объединил эти слова в одну группу, утверждал, что все они – имена существительные. Кто-то засомневался, говорил, что некоторые слова относятся к непонятной части речи. Ребята заспорили. Многие не соглашались с тем, что такое объединение правильное, но объяснить не могли правильность своего утверждения, сомневались) Проблема: Кто же прав? Возможно ли такое объединение слов? По какому признаку? Существует ли “незнакомая часть речи”? - Что придаёт слову его неповторимость в языке? (Его лексическое значение) Что такое ЛЗ слова? Какая часть слова является его носителем? Назовите лексико-тематические группы имён существительных, глаголов. Сравните записанные слова по их лексическому значению. Можно ли их отнести к группе слов, имеющих общее лексическое значение? Что называется ГЗ? Каким ГЗ обладают имена существительные? Глаголы? Сравните общее ГЗ записанных слов. Докажите, что эти слова имеют разные ГЗ. Исследование. Перед каждым учеником лежат “раздатки” с таблицей. Дальнейшая работа будет оформляться в этих листочках-таблицах. Таблица заполняется поэтапно (каждая колонка отдельно). Каждый ученик заполняет свою таблицу, но возможно обсуждение в паре.
Задание (выполняется в паре или “четвёрке”):
(звучат разные варианты, но кто-то уже слышал о числительных (от мамы, старших сестёр и братьев и т.д.) и называет эту часть речи) Откроем учебник, стр.90. Определение в рамке (предположения совпадают). А теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Обсуждается несколько предложенных вариантов) Запись темы урока: “Лексическое и грамматическое значение количественных числительных”. Вернёмся к словам, записанным на доске. Что теперь скажете, ребята? Одной они части речи? (Устно комментируют каждое слово, группируют по-другому: имена существительные и количественные числительные. Похожие и в то же время разные слова.) Закрепление. 1. Умение находить количественные числительные среди других частей речи. Упр.186. Устно. 2. Умение образовывать слова разных частей речи. Упр.187. Задание выполняется по рядам. -дв- два (числ.), двушка (сущ.), двойной (прил.), удвоить (глагол), вдвоём (наречие). -тр- три (числ.),тройка (сущ.), трояк (сущ.), третий (?), утроить (гл.), тройной (прил) -десят- десять, десятка, удесятерить, десяток, вдесятером. Обращение внимания на ключевые слова урока:
Рефлексия:
Домашнее задание. Упр.196. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |