Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Лексическое и грамматическое значение количественных числительных"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Лексическое и грамматическое значение количественных числительных"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.05.24
Просмотров: 1236

Мишарина Елена Вячеславовна, заместитель директора

Цели:

  • формирование функциональной грамотности;
  • создание условий для знакомства учащихся с количественными числительными.

Задачи:

  1. Создать на уроке проблемную ситуацию и включить учащихся в её разрешение;
  2. Развивать у учащихся умение рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы;
  3. Повторить понятия “лексическое значение слова” и “грамматическое значение слова”.
  4. Организовать на уроке работу в малых группах (по два-три человека)
  5. Учить умению вести диалог с учителем и одноклассниками на уроке.

ХОД УРОКА

Мотивация.

  • Случалось ли с вами, что кто-то когда-то вас перепутал с другим человеком?
  • Почему это произошло? Расскажите, как это объяснил тот, кто ошибся?
  • Наверное, вы очень похожи? Есть что-то общее во внешности? В поведении?
  • А чего не заметил тот, кто ошибся? Чему не придал значения?
  • Кого с кем могут перепутать?
  • А что все-таки даёт нам право ошибиться? Почему одного человека мы можем спутать с другим человеком? (Люди похожи: ходят на двух ногах, у них две руки, разговаривают, носят разную одежду, имеют какие-то увлечения и др.)

Вывод: Люди- это одна большая группа живых представителей нашей планеты. Все люди имеют общие черты внешности, общие природные способности и т.д.

И всё-таки иногда мы ошибаемся: путаем одного человека с другим.

Почему такое происходит?

Некоторые люди очень похожи внешне: одинаковый рост и цвет волос. Иногда голос похож. Одежда одинаковая. Походка одинаковая.

Что необходимо знать, чтобы путаницы не произошло? (Хорошо знать человека внешне, его привычки, особенности, манеры поведения, т.е. какие-то качества его личности)

Вывод: все люди разные, но бывают похожие друг на друга, поэтому иногда их путают.

Выход на проблему:

А в языке может произойти такая путаница? Из-за чего? (Слова тоже разные, но бывают похожи друг на друга. Можно неправильно определить значение слова, если это многозначное слово, неправильно определить часть речи, если не задать вопрос; )

Посмотрите на слова, записанные на доске. Чем похожи и чем непохожи они?

Пятнадцать, одиночество, раздвоиться, пятёрка, одиннадцать, пять, однозначный, тройственный, удвоить, восемь, два.

(Есть слова с одинаковыми корнями, есть слова с числовым значением - этим похожи;

Их нельзя отнести к какой-то одной части речи – они разные)

Объедините слова в группы. Какие группы получились? По какому признаку делили?

(Получилось несколько групп. В одну группу вошли слова восемь, пятёрка, одиннадцать, пять, пятнадцать, два, одиночество. Тот, кто объединил эти слова в одну группу, утверждал, что все они – имена существительные. Кто-то засомневался, говорил, что некоторые слова относятся к непонятной части речи. Ребята заспорили. Многие не соглашались с тем, что такое объединение правильное, но объяснить не могли правильность своего утверждения, сомневались)

Проблема: Кто же прав? Возможно ли такое объединение слов? По какому признаку? Существует ли “незнакомая часть речи”?

- Что придаёт слову его неповторимость в языке? (Его лексическое значение)

Что такое ЛЗ слова?

Какая часть слова является его носителем?

Назовите лексико-тематические группы имён существительных, глаголов.

Сравните записанные слова по их лексическому значению. Можно ли их отнести к группе слов, имеющих общее лексическое значение?

Что называется ГЗ?

Каким ГЗ обладают имена существительные? Глаголы?

Сравните общее ГЗ записанных слов. Докажите, что эти слова имеют разные ГЗ.

Исследование.

Перед каждым учеником лежат “раздатки” с таблицей.

Дальнейшая работа будет оформляться в этих листочках-таблицах. Таблица заполняется поэтапно (каждая колонка отдельно). Каждый ученик заполняет свою таблицу, но возможно обсуждение в паре.

Вопрос Писать цифрами Цифры записать словами На какой вопрос отвечают? Что обозначают? Образовать от слов в предыдущей колонке имена существительные

(где возможно)

Сколько тебе лет? 11 Одиннадцать Сколько Количество лет
Сколько дней в октябре? 31 Тридцать один Сколько Количество дней
Сколько учеников в твоём классе? 24 Двадцать четыре Сколько Количество учеников
Сколько лет нашей школе? 60 Шестьдесят Сколько Количество лет
Сколько сантиметров в одном метре? 100 Сто Сколько Количество сантиметров Сотня, сотка
Сколько цветов у радуги? 7 Семь Сколько Количество цветов Семёрка
Сколько структурно-смысловых частей обычно выделяется в тексте? 3 Три Сколько Количество частей Тройка
Сколько действующих персонажей в сказке “Репка”? 6 Шесть Сколько Количество персонажей Шестёрка
Сколько колец в олимпийском символе? 5 Пять Сколько Количество колец Пятёрка, пятак
Сколько вопросов тебе было задано? 10 Десять Сколько Количество вопросов Десятка, десяток

Задание (выполняется в паре или “четвёрке”):

  1. Сравни по лексическому значению слова из колонок 3 и 6. Можно ли эти слова отнести к группе слов, имеющих общее ЛЗ?
  2. Сравни общее ГЗ этих слов. Докажи, что слова из 3 колонки отличаются от слов из 6 колонки по своим грамматическим свойствам.
  3. Какое название ты бы дал словам из 3 колонки, определив их в самостоятельную часть речи?

(звучат разные варианты, но кто-то уже слышал о числительных (от мамы, старших сестёр и братьев и т.д.) и называет эту часть речи)

Откроем учебник, стр.90. Определение в рамке (предположения совпадают). А теперь попробуйте сформулировать тему урока.

(Обсуждается несколько предложенных вариантов)

Запись темы урока: “Лексическое и грамматическое значение количественных числительных”.

Вернёмся к словам, записанным на доске. Что теперь скажете, ребята? Одной они части речи?

(Устно комментируют каждое слово, группируют по-другому: имена существительные и количественные числительные. Похожие и в то же время разные слова.)

Закрепление.

1. Умение находить количественные числительные среди других частей речи.

Упр.186. Устно.

2. Умение образовывать слова разных частей речи. Упр.187.

Задание выполняется по рядам.

-дв- два (числ.), двушка (сущ.), двойной (прил.), удвоить (глагол), вдвоём (наречие).

-тр- три (числ.),тройка (сущ.), трояк (сущ.), третий (?), утроить (гл.), тройной (прил)

-десят- десять, десятка, удесятерить, десяток, вдесятером.

Обращение внимания на ключевые слова урока:

  • Количество
  • Число
  • Количественные числительные

Рефлексия:

  • Какие задания вызвали затруднения? Почему?
  • Какие задания выполнять было легко и интересно? Почему?
  • Что вы расскажете сегодня дома о нашем уроке?
  • С каким настроением уходите с урока?
  • Какой вопрос хотите себе задать?

Домашнее задание. Упр.196.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21