Преподавание литературы Дифференцированные задания на уроке литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.22 Просмотров: 1557 Минина Лариса Борисовна, учитель русского языка Цели:
Оборудование: портрет А.П.Чехова, карточки для групп с дифференцированными заданиями, листочки-памятки, план рассказа, выставка творческих работ учеников, юмористические стихи (М. Джалиль, К.Чуковский, С.Маршак). Ход урока 1. Орг. момент. 2. Слово учителя. – В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, а между тем… «Пока я учился, – вспоминал Чехов позже, – я успел написать сотни рассказов под псевдонимом А.Чехонте, который, как видите, очень похож на мою фамилию». – Ребята, вспомните, что такое псевдоним. (Псевдоним – это подпись, которой автор заменяет свою настоящую фамилию). Антоша Чехонте… Какими же должны быть рассказы, подписанные таким псевдонимом? (Веселыми, смешными). – Ну конечно. Первые рассказы Чехова, Чехонте – веселые, смешные, забавные, остроумные… Много слов можно сказать. А самым точным будет одно только слово. Эти рассказы юмористические. К сегодняшнему уроку внеклассного чтения вы прочитали несколько юмористических рассказов. На примере этих произведений мы попытаемся разгадать секрет юмора: откуда берётся юмор, как рождается смешное. Итогом сегодняшней работы станет создание вами собственных юмористических рассказов. – Какое впечатление оставили у вас прочитанные рассказы? Покажите с помощью пиктограмм. А прежде вам необходимо будет вспомнить, что такое юмор, сатира, рассказ, сатирические приемы. 3. Проверка домашнего задания. Раздаю карточки с дифференцированным заданием. Задание первой группе: соотнести понятие и определение. 1-я группа.
Задание второй группе: написать понятие по определению. 2-я группа.
Задание третьей группе: определить понятие по данному определению и дать определение понятию. 3-я группа.
4. Новая тема. Слово учителя. 15 мин. Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно уметь заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды из жизни, обычные ситуации, в которые иногда может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории. Нам и предстоит выяснить. Первый рассказ «Толстый и тонкий». Само название настроило на веселый лад. Как называются такие слова в русском языке? (Антонимы). А в литературе есть такое понятие. Как антитеза – противопоставление. В чем проявилась антитеза? Толстый – тонкий, коллежский асессор – тайный советник, говорлив – немногословен. Рассказать кратко сюжет. (На вокзале Николаевской железной дороги встретились два школьных приятеля: один толстый, другой тонкий. В первый момент встречи друзья искренне рады друг другу, говорят просто, по-дружески. Но вот тонкий узнаёт, что перед ним тайный советник, и… чувство страха мгновенно сковывает его. С «тонким» происходит метаморфозы, странные превращения. Перед «тонким» уже не друг детства, а «его превосходительство»). Давайте вспомним сцену встречи. (Текст читают заранее подготовленные ученики). – Что преобладает в этом рассказе: повествование, описание или диалог? (Диалог. Это рассказ – сценка). В произведении нет подробных описаний внешность героев. Чехов заменяет их одной- двумя художественными деталями. – Назовите художественные детали, с помощью которых Чехов создает портрет
– Какие чувства испытывают герои рассказа при встрече? – Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения персонажей? – Когда происходят изменения в характере отношений героев? – В чем это выражается? (меняется речь тонкого, меняется его поведение). – Верно. Писатель создаёт речевой образ персонажей. Рисует комически внешнее изменение «тонкого». Изменение его поведения. (Зачитывают из текста). Даже вещи меняются. Что ещё вызвало у вас улыбку? (Имена, неожиданный поворот событий). Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов? (Глупость, трусость, невежество, чинопочитание, неискренность, самоуничижение). Подведем итог. Какие способы создания комического использует А.П.Чехов?
5. Физминутка Расслабляющие упражнения. (коррекция зрения, осанки). 6. Работа по тексту. Следующий рассказ «Пересолил». Вспомним содержание рассказа и определим его композицию. 1-й группе карточка-помощник.
Вопросы для обсуждения.
Вывод: для юмористических рассказов характерны: 6. Необычные смешные названия рассказов. 7. Окарикатуривание. 8. Несоответствие внутренних мыслей и внешнего поведения. Конкурс иллюстраций к Чеховским рассказам. (выставка детских рисунков, кроссвордов). Какие рассказы А.П.Чехова вы ещё читали? («Хирургия», «Хамелеон», Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник»). 7. Викторина «Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова». 1. Определите произведение А.П.Чехова по фрагменту текста. Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! («Лошадиная фамилия»). От мысли, что ему всю ночь придётся просидеть в темном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом. – Климушка! – закричал он. – Голубчик! Где ты, Климушка? («Пересолил»). – Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил (дразнит). «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашелся. Ишь ты… Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов… Человек почище тебя, а не хватал руками… Садись! Садись, тебе говорю! («Хирургия»). – А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи живёт. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. («Лошадиная фамилия»). Конкурс 2. 2. Кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?
3. Распределите предметы между их владельцами – персонажами чеховских рассказов.
На этом наша викторина подошла к концу. Сейчас мы выясним победителя «Самого внимательного читателя». Дома вы, ребята, должны будете написать юмористический рассказ. ! Сочинить юмористический рассказ, действующими героями которого будут чеховские персонажи. (Задание повышенной сложности). ☺ Составить юмористический рассказ по картинкам. (Задание среднего уровня). * Составить рассказ от первого лица, в основу которого положено юмористическое стихотворение. (Задание низкого уровня). Закончить наш урок хотелось бы следующим: самый здоровый смех – над самим собой. А самый нехороший – смех над физическими недостатками. Этот смех к юмору никакого отношения не имеет. Подведение итога урока. Выставление оценок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |