Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Тема урока: "Понятие о причастии: общее грамматическое значение"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Тема урока: "Понятие о причастии: общее грамматическое значение"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.05.21
Просмотров: 1018

Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока:

  • образовательные: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать умение отличать причастие от других частей речи;
  • развивающие: развивать умение находить причастия в тексте, умение работать со вспомогательными таблицами, умение делать выводы;
  • воспитательные: развивать умение коллективно работать, умение слушать друг друга.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык. Практика. 7кл» / С.Н. Пименова, А.П. Ефремова и др., индивидуальная папка-помощник, таблица «Суффиксы причастий», таблица «Части речи», таблички с ключевыми словами.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Переход к теме. Постановка цели.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Вывод.
  7. Итоги урока.
  8. Консультация по выполнению домашнего задания. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать части речи. Повторим признаки уже известных вам частей речи, затем познакомимся с новой частью речи – причастием. Внимание на доску. Записываем число и тему урока.

2. Проверка домашнего задания

На дом было задано упр. 20. Списать текст и над каждым словом расставить части речи. Учащиеся выполняли домашнее задание, используя индивидуальные «папки-помощники»,  в которых имеются вспомогательные таблицы-шпаргалки. Учащиеся использовали таблицу-шпаргалку «Части речи».

Такая же таблица проецируется на экран. (Приложение 1, слайд 1) Сначала повторяем по таблице части речи с вопросами, затем проверяем домашнее задание: ученики называют части речи из упр.20, используя таблицу.

3. Переход к теме. Постановка цели

Слово учителя. Ребята, посмотрите, последняя колонка «Причастие» у нас без вопроса. Значит, мы с вами должны сегодня узнать, на какие вопросы отвечает причастие, что обозначает, чем отличается оно от других частей речи, уметь находить причастие в тексте, а также самим образовывать причастия.

4. Объяснение нового материала

Слово учителя. Рассмотрите рисунок на стр. 19 учебника (слайд 2) Опишите окружающие предметы и действия мальчиков по образцу. (Образец на доске. Причастие выделено цветным мелом.)

Мальчик, который читает – читающий мальчик

Поставим вопрос к слову читает. (Что делает?)

- Какая это часть речи? (Глагол)

Поставим вопрос к слову читающий. (Какой? или Что делающий?)

Мальчик выполняет действие? (Да). Но в то же время слово читающий  отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета.

Данное слово является причастием, так как оно обозначает и признак, и действие предмета.

Составим следующее словосочетание. На доске запись:

Мальчик, который играет –  (учащиеся составляют самостоятельно) – играющий мальчик

Вывод делает учитель. Параллельно на доску крепятся таблички с ключевыми словами определения причастия.

Причастие

Особая форма
глагола

Признак предмета
по действию

Какой? Что делающий?
Что сделавший?

Составим следующее словосочетание. На доске запись:

Картина, которая висит на стене - (учащиеся составляют самостоятельно) – висящая картина.

Отвечают учащиеся. Находят причастие.  Дают определение причастия, опираясь на таблички с ключевыми словами.

Карандаш, который лежит на столе – лежащий  карандаш

Стакан, который стоит на столе – стоящий стакан

Физпауза

Возвращаемся к таблице «Части речи» (слайд 1).

Слово учителя. Итак, вспоминаем, что мы знаем о причастии?

Ученики вместе с учителем дают определение причастия, используя таблички с ключевыми словами.

Учитель напоминает, что причастие – это самостоятельная часть речи, поэтому в таблице «Части речи» стоит в первом столбике. Записываем вопросы причастия: учащиеся в свои таблицы в папках-помощниках, учитель печатает в таблице на экране.

5. Закрепление

Отрабатываем и закрепляем умение находить причастие в словосочетаниях и предложениях.

Учащиеся записывают словосочетания из упр. 39. Находят причастия и подчёркивают их волнистой линией, затем вместе с учителем  устно заменяют причастия синонимичными словосочетаниями глагола со словом который. (Поющие птицы – вопрос какие? что делающие? -  птицы, которые пели).

Делаем выводы:

- На какие вопросы отвечает причастие?

- Что обозначает причастие?

- Какая это часть речи: самостоятельная или служебная?

- Приведите пример причастия.

(Учащиеся отвечают на вопросы, используя таблички с ключевыми словами.)

Слово учителя. Причастие можно заменить синонимичными словосочетаниями глагола со словом который.

Отрабатываем и закрепляем умение образовывать причастия.

Учитель вновь обращает внимание на таблички с ключевыми словами.

Слово учителя. Причастие – это особая форма глагола.

- Как вы думаете, от какой части речи образуется причастие? (От глагола)

Слово учителя. Причастие образовывается от глагола при помощи суффиксов. На экране таблица «Суффиксы причастий». Подобная таблица есть в учебнике на стр. 19.

Учитель знакомит учащихся с таблицей.

Коллективное выполнение упр. 38. Ребята по очереди выполняют упражнение на доске по образцу, выделяют суффиксы причастий.

Выводы:

- От какой части речи образуется причастие?

- Перечислите суффиксы причастий. (Обращаемся к таблице «Суффиксы причастий»).

- Что такое причастие? (Обращаемся к табличкам с ключевыми словами).

- Каким синонимичным словосочетанием можно заменить причастие?

6. Выводы по уроку

Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами познакомились ещё с одной частью речи, узнали, что причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший? Причастие образовывается от глагола и имеет суффиксы: (перечислятся по таблице). Причастие можно заменить синонимичными словосочетаниями глагола со словом который.

7. Итоги урока

Консультация по выполнению домашнего задания. Домашнее задание.

Слово учителя. Дома вам нужно будет найти причастия в тексте упр. 37, подчеркнуть их волнистой линией, отметить суффиксы, используя таблицу в учебнике.

Первое предложение записывается в классе, коллективно выполняется задание.

(Учащиеся легко справятся с заданием, так как все причастия выделены жирным шрифтом).


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21