Преподавание русского языка Тема урока: "Понятие о причастии: общее грамматическое значение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.21 Просмотров: 1042 Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык. Практика. 7кл» / С.Н. Пименова, А.П. Ефремова и др., индивидуальная папка-помощник, таблица «Суффиксы причастий», таблица «Части речи», таблички с ключевыми словами. План урока:
Ход урока 1. Организационный момент Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать части речи. Повторим признаки уже известных вам частей речи, затем познакомимся с новой частью речи – причастием. Внимание на доску. Записываем число и тему урока. 2. Проверка домашнего задания На дом было задано упр. 20. Списать текст и над каждым словом расставить части речи. Учащиеся выполняли домашнее задание, используя индивидуальные «папки-помощники», в которых имеются вспомогательные таблицы-шпаргалки. Учащиеся использовали таблицу-шпаргалку «Части речи». Такая же таблица проецируется на экран. (Приложение 1, слайд 1) Сначала повторяем по таблице части речи с вопросами, затем проверяем домашнее задание: ученики называют части речи из упр.20, используя таблицу. 3. Переход к теме. Постановка цели Слово учителя. Ребята, посмотрите, последняя колонка «Причастие» у нас без вопроса. Значит, мы с вами должны сегодня узнать, на какие вопросы отвечает причастие, что обозначает, чем отличается оно от других частей речи, уметь находить причастие в тексте, а также самим образовывать причастия. 4. Объяснение нового материала Слово учителя. Рассмотрите рисунок на стр. 19 учебника (слайд 2) Опишите окружающие предметы и действия мальчиков по образцу. (Образец на доске. Причастие выделено цветным мелом.) Мальчик, который читает – читающий мальчик Поставим вопрос к слову читает. (Что делает?) - Какая это часть речи? (Глагол) Поставим вопрос к слову читающий. (Какой? или Что делающий?) Мальчик выполняет действие? (Да). Но в то же время слово читающий отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета. Данное слово является причастием, так как оно обозначает и признак, и действие предмета. Составим следующее словосочетание. На доске запись: Мальчик, который играет – (учащиеся составляют самостоятельно) – играющий мальчик Вывод делает учитель. Параллельно на доску крепятся таблички с ключевыми словами определения причастия.
Составим следующее словосочетание. На доске запись: Картина, которая висит на стене - (учащиеся составляют самостоятельно) – висящая картина. Отвечают учащиеся. Находят причастие. Дают определение причастия, опираясь на таблички с ключевыми словами. Карандаш, который лежит на столе – лежащий карандаш Стакан, который стоит на столе – стоящий стакан Физпауза Возвращаемся к таблице «Части речи» (слайд 1). Слово учителя. Итак, вспоминаем, что мы знаем о причастии? Ученики вместе с учителем дают определение причастия, используя таблички с ключевыми словами. Учитель напоминает, что причастие – это самостоятельная часть речи, поэтому в таблице «Части речи» стоит в первом столбике. Записываем вопросы причастия: учащиеся в свои таблицы в папках-помощниках, учитель печатает в таблице на экране. 5. Закрепление Отрабатываем и закрепляем умение находить причастие в словосочетаниях и предложениях. Учащиеся записывают словосочетания из упр. 39. Находят причастия и подчёркивают их волнистой линией, затем вместе с учителем устно заменяют причастия синонимичными словосочетаниями глагола со словом который. (Поющие птицы – вопрос какие? что делающие? - птицы, которые пели). Делаем выводы: - На какие вопросы отвечает причастие? - Что обозначает причастие? - Какая это часть речи: самостоятельная или служебная? - Приведите пример причастия. (Учащиеся отвечают на вопросы, используя таблички с ключевыми словами.) Слово учителя. Причастие можно заменить синонимичными словосочетаниями глагола со словом который. Отрабатываем и закрепляем умение образовывать причастия. Учитель вновь обращает внимание на таблички с ключевыми словами. Слово учителя. Причастие – это особая форма глагола. - Как вы думаете, от какой части речи образуется причастие? (От глагола) Слово учителя. Причастие образовывается от глагола при помощи суффиксов. На экране таблица «Суффиксы причастий». Подобная таблица есть в учебнике на стр. 19. Учитель знакомит учащихся с таблицей. Коллективное выполнение упр. 38. Ребята по очереди выполняют упражнение на доске по образцу, выделяют суффиксы причастий. Выводы: - От какой части речи образуется причастие? - Перечислите суффиксы причастий. (Обращаемся к таблице «Суффиксы причастий»). - Что такое причастие? (Обращаемся к табличкам с ключевыми словами). - Каким синонимичным словосочетанием можно заменить причастие? 6. Выводы по уроку Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами познакомились ещё с одной частью речи, узнали, что причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший? Причастие образовывается от глагола и имеет суффиксы: (перечислятся по таблице). Причастие можно заменить синонимичными словосочетаниями глагола со словом который. 7. Итоги урока Консультация по выполнению домашнего задания. Домашнее задание. Слово учителя. Дома вам нужно будет найти причастия в тексте упр. 37, подчеркнуть их волнистой линией, отметить суффиксы, используя таблицу в учебнике. Первое предложение записывается в классе, коллективно выполняется задание. (Учащиеся легко справятся с заданием, так как все причастия выделены жирным шрифтом). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |