Преподавание литературы Урок внеклассного чтения по произведению Н.Иванова "Золотистый золотой". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.14 Просмотров: 1362 Губина Ангелина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы Мы будем вечно прославлять Мусса Джалиль Прославим женщину-Мать, М.Горький Цели урока:
ХОД УРОКА I. Вызов интереса Постановка проблемной ситуации. Подвигнуть учащихся на анализ собственных знаний и заставить их задуматься о той теме, которую предстоит разобрать во всех подробностях. 1. Вступительное слово учителя: История, с которой мы сегодня познакомимся, подлинная. Она легла в основу произведения Н.Иванова «Золотистый золотой». 23 мая 1996г. в селении Бамут в Чечне принял мученическую смерть за Христа русский солдат Евгений Родионов. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. (Показать портрет Жени Родионова). Давайте посмотрим, как эту историю импровизирует писатель, участник Чеченских событий, Н.Иванов. 2. Чтение песни. (На экране изображение гор, звучит тихая восточная музыка – Приложение 3) Чтение по ролям воспроизводится учителем и подготовленными учениками. 3. Выявление впечатлений от прочитанного – Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Какое чувство вызвало у вас это произведение? 4. Объявление цели урока – Зададимся целью – выяснить жанровое своеобразие этого произведения. Ответим на вопросы: зачем автор сделал сноску на жанровую принадлежность? И почему именно такую форму изложения он выбрал. Станем соавторами произведения и попытаемся понять цель художественного вымысла и отступления от правды жизни. 5. Словарная работа Знакомство с новыми литературоведческим термином «прототип» и «песня» Песня – это небольшое словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором. В ней поется о любви, о крестьянской страде, о событиях семейной жизни и явлениях, социальных и общественных. Петь – общеслав. = к пить. Пою «заставляю даю пить» ––> пою «воспеваю, пою песнь» в связи с языческим обрядом жертвенного возлияния т одновременного исполнения гимнов. – Как и для чего создаются песни? (Песня создается для того, чтобы воспеть, воспеть … Без песни человек себя не мыслит. Мы поем, когда у нас праздники, когда нам грустно. Место песни в жизни человека очень велико.) Прототип – это 6. Презентация материала о Евгении Родионове и его матери. (Москва. «Новая книга». 1995) (Приложение 2) Индивидуальное домашнее задание. – Попробуем выяснить, почему автор, сохранив имя героя песни – Женька, не награждает именем главную героиню – его мать? II. Осмысление. Проникновение в текст 1. Беседа о прочитанном: – Почему автор в подзаголовке указывает на принадлежность произведения к жанру песни? Зачем он подчеркивает это и берет вариант слова не «песня», а «песнь»? (Цель Н. Иванова – воспеть подвиг материнства и прославить христианский подвиг, совершенный ее сыном. Использование гиперболы как основного ведущего приема помогает почувствовать особый пафосный настрой, так как цель автора – возвысить материнство, возвести его до подвига Богоматери. Отсюда обобщение и отсутствие имени у героини.) Песнь, а не песня для того, чтобы придать возвышенность. Слово «песнь» – слово высокого стиля, более поэтичное, торжественное. Оно синонимично понятию «гимн». 2. Аналитическая работа с понятием «Обобщение» – Попробуем проследить, с какой целью автор прибегает к обобщению и как это выявляется из текста произведения.
(Да и какая разница! Есть вариант происхождения слова «мама» от лат. «мать, груди». Всех вскармливает женщина-мать. Автору безразлично, какая конкретно женщина ищет сына: сердце любой матери будет болеть за сына, из какой бы страны он ни был, и на чьей бы стороне не воевал. Эта фраза – страшный укор всем воюющим, символ жизни и мира. Цитата: «И протяжно, хриплым, сорванным в боях голосом прокричал над горами, над ущельем с остатками банд, над минными полями, покрывшими склоны, – крикнул так, словно хотел, чтобы услышали все политики и генералы, аксакалы и солдатские матери, вся Чечня и вся Россия. 3. Сопоставительный анализ: «Художественный вымысел и правда жизни» – Мы знаем, что в основу песни легла документальная история из жизни Евгения Родионова, родившегося в поселке Курилово, и его матери. Но подлинную историю автор художественно переосмыслил, интерпретировал на свой лад. Давайте разберемся, с какой целью он это сделал. 4. Работа над формой произведения – По каким формальным признакам можно узнать песню? А) Синтаксический строй песни «Золотистый-золотой»: Синтаксис надрывный, тревожный, лаконичный. Цельность настроя требует краткости, сжатости. «Из песни слова не выкинешь», – девиз, которым руководствовался автор. Поэтому каждое слово очень объемно по смысловой наполненности.
Б) Интерпретация заголовка. – Как вы понимаете смысл заголовка, как в нем выражается авторский замысел? (Песня называется «Золотистый золотой». В основе заглавия эпитет. Это образное определение содержит в себе суть характеристики главного героя Женьки. Цитата: «Сколько перед этим пролежала юез памяти, когда отыскала в волчьей яме родную рыжую головушку, из-за которой дразнили ее Женьку ласково «Золотистый-золотой» – не знает. Таким образом, понятие «золотистый» содержит и портретную характеристику, и черты характера. А в слово «головушку» автор явно вкладывает фольклорный элемент и соотносит нас с ассоциациями, выходящими на метафоричность понятия «золотой» = дорогой, драгоценный, жизненно необходимый: золотые руки, золотое сердце. Получается, что эпитет «золотой» – это авторская оценка, которую ставит своему герою Н.Иванов). 4. Разбор образа матери – Что вы можете сказать о матери? На что может пойти мать ради своего дитя? Цитата: «Три месяца она, еще молодая женщина, ощущала на себе эти взгляды, терпела унижения, оскорбления, издевательства». Градации: 1. Обратная «Помоги, Господи. Потом забери все, что пожелаешь: жизнь мою забери, душу, разум – но сейчас помоги…» 2. «Но что-то дрогнуло в бородаче, грубо отбил он в сторону оружие и зашагал прочь, в ущелье, в норы, в темень» Гипербола: «Подняла руки – без ногтей, скрюченные от застывшей боли и порванных сухожилий. <..> в каменной яме, которую вырыла собственными руками, ногтями, оставленными там же, среди каменной крошки». Анафора с гиперболой: «Выше подполковников и майоров, капитанов и трех прапорщиков – Петрова и Ивановых.
Всё это автор использует для того, чтобы поднять возвеличить образ матери, приблизить его у горнему миру, к Богоматери. Воспеть ее. III. Размышление 1. Вывод – К какому выводу нас подводит Н.Иванов своей песней? Вывод: если есть на Руси такие матери, то нам становится понятным, откуда такие воины. В 1999 году мученик Евгений был причислен к лику святых. 2. Синтетическая беседа, основанная на разнообразных художественных явлениях, характеризующих эпоху. Работа с внетекстовым материалом. Усиление этико-эстетического душевного настроения урока. Прослушивание песни иеромонаха Романа (Матюшина) «О всепетая, мати» в исполнении Жанны Бичевской с просмотром презентации русских икон, в том числе и иконы «Всепетая мати». (Приложение 1, Приложение 4) 3. Беседа после прослушанного – Как вы понимаете тропарь к иконе: «О! Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее слово, нынешнее приношение приемиши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа (да славься) 4. Стилизация (задание для мам и, по желанию, детям) – Попробуйте составить свою молитву. Пример молитвы, составленной мамой ученика Валентиной Владимировной Ермолаевой.
5. Анализ стихотворения Любови Петровой «Плач матери» – Найдите сюжетные и лексические пересечения между произведениями.
Стихотворение Петровой «Плач матери» представляет собой синтез фольклорного плача с молитвой. Мы вновь видим излияние горя, самого большого для женщины, вопль матери об ушедших безвременно сыновьях, обращение к ним как живым, что характерно для народных плачей-завываний. Такие синтаксические приемы, как: риторические вопросы-обращения и ряды однородных членов усиливают эмоциональную нагрузку стихотворения, подчеркивают трагический пафос. Эпитеты в последнем четверостишии – прилагательные в сравнительной степени – подчеркивают силу любви матери и невосполнимость утраты. IV. Рефлексия. Подведение итогов урока 1. Составление синквейна к понятию «мать» Примеры:
2. Презентация индивидуального домашнего задания по составлению метафоры к понятиям: «мать» = «материя» Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. 3. Так что:
4. Итог – Поделитесь, пожалуйста, мыслями, которые приходят к вам после нашего урока. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |