Преподавание литературы "Любовь – это сердце всего" (лингвостилистический анализ стихотворения В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.14 Просмотров: 2325 Макеева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Задачи:
Оборудование урока: компьютерная презентация темы, музыкальная запись (соната №7 А. Скрябина). На экране название темы урока: "Любовь - это сердце всего"; портрет поэта. Эпиграф темы: "Исчерпывает для меня любовь все? Всё, но только иначе: Любовь - это жизнь, это - главное: От нее разворачиваются и стихи, и дела, и всё пр. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем:" (рис.1, слайд 1). Вступительное слово учителя. -Уважаемые ребята! Творческое наследие В. Маяковского всегда вызывает у юных читателей бурную реакцию, чаще всего неприязненную. Причина, видимо, в том, что при изучении его поэзии обычно сосредоточивают внимание на ее гражданско-патриотических аспектах. Это не совсем правильно. Думается, в осмыслении всего созданного поэтом не менее важную роль играет любовная лирика. Экран: (рис.2, слайд 2)
-Что имеет в виду В. Маяковский под словом "это"? Опровергните высказывание о невозможности выразить словами любовное чувство строками самого поэта. Викторина, подготовленная учащимися по произведениям поэта о любви (рис.3,слайд 3). Откуда эти строки? Предлагаются отрывки из произведений В. Маяковского: поэм "Про это", "Люблю", "Хорошо!", "Человек", "Облако в штанах"; стихотворений "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Послушайте!"
Слово учителя. Маяковский прав, говоря о том, как многотрудна тема любви с сотворения человека. Столько произведений посвящено ей, как непросто не впасть в банальность, говоря об этом интимнейшем чувстве! Любовная тема - лакмусовая бумажка, проверяющая истинность поэтического дара мастера. Среди стихотворений о любви письмо "Лиличка! Вместо письма" занимает особое место, отчасти, может быть, оттого, что оно посвящено женщине, сыгравшей огромную роль в жизни поэта. Сообщение учащегося о Лили Брик. На экране портрет Лили Брик и отрывок из воспоминаний писателя и литературоведа В.Б. Шкловского (рис.4, слайд 4), Чтение стихотворения "Лиличка!" под аккомпанемент музыки А. Скрябина. -Почему так обжигают эти строки? Наверное, не потому, что они "про это", а потому, что "про это" так сказано, что они не могут оставить равнодушными никого. Попытаемся же проникнуть в творческую лабораторию поэта и ответить на вопрос " как". Обратимся к названию стихотворения и его подзаголовку (домашнее задание). Эпиграф микротемы: "Я к вам пишу:" автограф письма В. Маяковского к Лили Брик (рис.5, слайд 5). Сообщение творческой группы №1. Заглавие называет адресата стихотворения и одновременно говорит об отношении к нему (уменьшительно-ласкательный суффикс в имени), настраивает на эмоциональное восприятие текста. Подзаголовок ("вместо письма") однозначно относит его к эпистолярному жанру. Вероятно, поэт потому прибегнул к письму, что не может высказать что-то в присутствии адресата. Может быть, любимая находится в комнате ("сегодня сидишь вот - сердце в железе:"), но устно он не может высказать наболевшее. Письмо в этом случае помогает и осмыслить происходящее и избрать соответствующую форму выражения. Ситуация письма резко обозначает свою автобиографичность. Текст начинается с обращения, содержит точную датировку (26 мая 1916 года) и называет место написания (Петроград). - Определите тему стихотворения и его проблему. - Неразделённая любовь и неизбежность расставания. - Как структурно это выражается? Эпиграф микротемы: "Композиция лирического стихотворения - это сложная система взаимосвязей и взаимоотражений составляющих его элементов" (В.П. Медведев) (рис.6, слайд 6). Сообщение творческой группы 2. Композиция стихотворения "Лиличка!": экспозиция - 1 часть (2 блока) - 2 часть (3 строки) - Стихотворение открывается экспозицией: "Дым табачный воздух выел. Комната - глава в крученыховском аде", которая сразу вводит в атмосферу лирического переживания благодаря экспрессии глагола "выел" и аллюзии "крученыховском аде" (отсылка к поэме А. Крученых и В. Хлебникова "Игра в аду"). Стихотворение является лирическим монологом, отражающим движение авторской мысли. Сам автор членит пробелом письмо на две композиционные части: первая - самораскрытие героя, вторая - всего три строки - содержит лирическую просьбу к любимой. В первой композиционной части два блока: один - реальный, рассказывающий о развитии отношений с любимой, а другой - условный, образно передающий чувства героя. В первом блоке перед мысленным взором героя разворачиваются события как прошлое (вспомни, гладил), настоящее (сегодня сидишь) и будущее (день еще - выгонишь). Он переживает будущее, созданное его воображением, настолько реально, что готов отказаться от встреч с любимой: "дай простимся сейчас". В конце этого блока события представлены или как произошедшие (короновал, выжег), или как предстоящие (забудешь, растреплет), и совсем нет форм настоящего времени. Второй блок, образно воплощающий эмоциональное состояние героя, построен на антитезе: свободный и гармоничный мир животных противостоит внутренней закрепощенности и дисгармоничности лирического героя ("а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых; а я не знаю, где ты и с кем"); адресант противоположен поэту, готовому променять любимую на славу и деньги ("А мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени"). Первая композиционная часть заканчивается эмоциональным риторическим вопросом: "Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жалобно дыша?" Даже стихи, обращенные к любимой, не тронут её сердца. Инверсия и аллитерация (С-Л-Ф-Х-Ж-Ш) не только воспроизводят звук шелестящих страниц-листьев, но и вызывают зрительно-слуховую ассоциацию осени ("сухие листья слов") и, как следствие, безнадёжности. В последней части стихотворения неожиданно мягко за этим вопросом звучит просьба, в которой не только прощание, но и и прощение: "Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг". Аллитерация звуков Д-Т-С-Н и ассонанс А-О-Э придают особо выразительное звучание последнему аккорду. Эпиграф микротемы: "Всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово" (А. Ахматова) и ":От искусства для вечности остается только метафора" (Б.Пастернак) (рис.7, слайд 7). Сообщение творческой группы 3. - Царственными словами А. Ахматова называла слова, обладающие изобразительной силой, - тропы. Маяковский в стихотворении "Лиличка!" вводит различные виды метафор, передавая с их помощью многообразные психологические переходы в состоянии лирического героя. "Душа - цветущий сад, выжженный любовью", "у любви твоей и плачем не вымолишь отдых"; " суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек"; "сухие листья слов"; "последней нежностью выстелить твой уходящий шаг" - все эти метафоры развернутые. Умозрительное, абстрактное (душа, нежность, любовь, имя, шаг) материализуется, приобретая черты живого, наполняясь конкретным содержанием. В тексте встречаются и другие тропы, в частности синекдоха, разновидность метонимии. Они поражают своей зрелищностью, хотя по форме фантастичны: "сломанная дрожью рука не влезет в рукав", "тело в улицу брошу я", "сердце в железе" (перифраза-синекдоха). Как видим, чувства героя выражают себя не через отвлеченные понятия, а через метафоризацию. Эпиграф микротемы: "Любовь Маяковского к Лили Юрьевне Брик была огромна и переживал он любовные радости и огорчения гиперболически" (Янгфельдт Бенгт). (рис.8, слайд 8). Сообщение творческой группы 4. Чрезмерность чувства поэта к любимой женщине требовала и соответствующих средств выражения. Поэтому он широко пользуется такой стилистической фигурой, как гипербола. Обращаясь к образам природы (бык, слон, море, солнце, море - все огромное), он и сопоставляет себя с природным миром и гиперболически противопоставляет себя ему: "кроме любви твоей, мне нету моря", "кроме любви твоей, мне нету солнца", "у любви твоей и плачем не вымолишь отдых". Из мира природы гипербола-сопоставление переносится в область человеческих отношений. Адресант противоположен поэту, готовому променять любимую на славу и деньги ("А мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени"). Наивысшей точкой развития гиперболы является последняя часть, построенная на аллюзиях: "И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу нажать" (имеются в виду русские писатели, трагически оборвавшие свою жизнь Вс. Гаршин и И.В. Игнатьев). Анафора союза И и повтор отрицательной частицы НЕ усиливают эту часть гиперболы: "Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа". Таким образом, небывалое чувство поэта контрастно по отношению к исключительному и даже превосходит его. Эпиграф микротемы: "Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды" (А. Блок) (рис.9, слайд 9) - Определите ключевые слова стихотворения Сообщение творческой группы 5. Коллизия произведения построена на противостоянии его "любви" и ее "сердца в железе". Конфликтность определяется масштабностью любви лирического героя и непризнанием его чувства любимой. Поэтому ключевые слова образуют два ряда (я - ты), к которым стянуты все остальные элементы.
Как видно из таблицы, противостояние его и ее, выраженное ключевыми словами, обнажает трагизм его переживаний, показывая безысходность его положения. Эпиграф микротемы: "Прелесть обоснованных отступлений от нормы" (Л. Щерба) (рис.10, слайд10). Сообщение творческой группы 6. Поэтическое творчество В. Маяковского всегда поражает неожиданностью неологизмов, в том числе и ненормативных грамматических форм. И данное стихотворение не обошлось без них. Так, слова обезумлюсь и иссечась характеризуются неожиданным использованием постфикса -ся, который указывает на направленность психического состояния на субъект речи. Нельзя обойти вниманием и причастие-новообразование опожаренный. Можно воссоздать авторскую словообразовательную цепочку. Запись на доске: опожаренный - опожарить - пожарить - пожар. В контексте произведения это слово поддерживает общий экспрессивный накал. Большое место в поэтическом пространстве стихотворения занимают глаголы (их около 50), преимущественно совершенного вида. Обращают на себя внимание глаголы с приставками вы-, из- со значением интенсивности (выел, выгонишь, выреветь, выжег, не вымолишь, выстелить, изругав, измучила). Глаголы и отглагольные формы, как бы нанизываясь друг на друга, создают эмоциональное поле высокого напряжения, подчеркивая грандиозность чувства героя. Эпиграф микротемы: "Ритмика - его физическое сердцебиение" (М. Цветаева) (рис.11, слайд 11) - Подтверждает ли стихотворение "Лиличка!" слова М. Цветаевой? Сообщение творческой группы 7. Стихотворение воспринимается как своеобразная внутренняя речь, не оставляя ощущения строфичности, тем не менее оно содержит 10 строф по 4 строки с перекрестной рифмой. В каждой строчке в основном по 4 ударения. Стихотворение написано акцентным стихом, что создает иллюзию непосредственности речи, ведь перед нами письмо. Особый ритм взволнованной речи создают предложения с обратным порядком слов, которых в стихотворении более 90%. Эпиграф микротемы: "Всё равно люблю" (рис.12, слайд 12). - На основании совместно проделанной работы сделайте вывод о лирическом герое стихотворения, столь близком его создателю - Маяковскому. Ребята говорили о том, что это стихотворение открыло им нового Маяковского, поразившего их чистотой откровения раненной любовью души. В "Лиличке!", в отличие от многих других произведений, любовное чувство "очищено" от социального, и именно поэтому в нем проявляется вечное, то, что Тютчев определил как "поединок роковой" и "предопределение". Маяковский поведал людям о своей мучительной любви, в которой никто и ничто не повинно. "Бездна" (тютчевская) не в клубке обстоятельств, а в неисповедимости самого чувства, неизбывности высокого и погибельного страдания. Сила чувства героя поражает и пушкинской гуманностью: смирив клокочущую страсть, он просит позволить ему выразить нежность к уходящей возлюбленной. Подчеркнутый "биографизм" придал переживаниям поэта особую пронзительность достоверности. Сегодня стихи В. Маяковского о любви заняли место среди вершин любовной поэзии XX века : Любовное чувство Маяковского стремится осуществиться во всем своём немыслимом, гиперболическом объёме. Оценка работы учащихся по критериям: точность, правильность, аргументированность, композиционная стройность выступления. Этап рефлексии. Большинство учащихся находят полезной и интересной работу в творческих группах, когда в совместном поиске рождается маленькое открытие, становящееся вкладом в общее дело. Лингвостилистический анализ не только не разрушил эмоциональное впечатление от произведения, а усилил его благодаря рассмотрению стихотворения на разных уровнях языка. Домашнее задание: сочинение "Лирический герой стихотворения В.В. Маяковского "Лиличка! Вместо письма". Библиография.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |