Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Любовь – это сердце всего" (лингвостилистический анализ стихотворения В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"Любовь – это сердце всего" (лингвостилистический анализ стихотворения В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.05.14
Просмотров: 2325

Макеева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Образовательные: раскрыть красоту и трагичность любовного чувства лирического героя в стихотворении В.В. Маяковского "Лиличка! Вместо письма" посредством лингвостилистического анализа; расширить границы идейно-эстетических представлений о лирике советского поэта В.В. Маяковского; выявить особенности индивидуального художественного стиля поэта путем вхождения в его творческую лабораторию;
  • Воспитательные: привитие любви к отечественной поэзии и формирование чувства гордости за ее неповторимость и уникальность; воспитание толерантного отношения к взглядам, расходящимся с собственными; воспитание отношения к любви как самому высокому и чистому человеческому чувству;
  • Развивающие: формирование навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности и навыков анализа поэтического текста и монологического высказывания; развитие коммуникативных навыков личности; формирование этических и эстетических представлений учащихся; пробуждение способности к рефлексии, диагностике и самодиагностике решений.

Задачи:

  • рассмотреть произведение в разных аспектах лингвостилистического анализа;
  • организовать работу в творческих группах;
  • создать творческую атмосферу, способствующую развитию познавательной активности и пробуждению креативных качеств личности;

Оборудование урока: компьютерная презентация темы, музыкальная запись (соната №7 А. Скрябина).

На экране название темы урока: "Любовь - это сердце всего"; портрет поэта.

Эпиграф темы:

"Исчерпывает для меня любовь все? Всё, но только иначе: Любовь - это жизнь, это - главное: От нее разворачиваются и стихи, и дела, и всё пр. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем:" (рис.1, слайд 1).

Вступительное слово учителя.

-Уважаемые ребята! Творческое наследие В. Маяковского всегда вызывает у юных читателей бурную реакцию, чаще всего неприязненную. Причина, видимо, в том, что при изучении его поэзии обычно сосредоточивают внимание на ее гражданско-патриотических аспектах. Это не совсем правильно. Думается, в осмыслении всего созданного поэтом не менее важную роль играет любовная лирика.

Экран: (рис.2, слайд 2)

Я, например,
считаюсь
хорошим поэтом.
Ну, скажем,
могу доказать: "самогон - большое зло".
А что про это?
Чем про это?
Ну нет совершенно никаких слов.
В. Маяковский, "Весенний вопрос"

-Что имеет в виду В. Маяковский под словом "это"? Опровергните высказывание о невозможности выразить словами любовное чувство строками самого поэта.

Викторина, подготовленная учащимися по произведениям поэта о любви (рис.3,слайд 3).

Откуда эти строки? Предлагаются отрывки из произведений В. Маяковского: поэм "Про это", "Люблю", "Хорошо!", "Человек", "Облако в штанах"; стихотворений "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Послушайте!"

Эта тема придет,
вовек не износится,
только скажет: "Отныне гляди на меня!"
И глядишь на нее,
и идешь знаменосцем,
красношелкий огонь над землей знаменя.
(Поэма "Про это")

Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно!
("Люблю")

Любить - это с простынь, бессонницей рванных,
срываться, ревнуя к Копернику,
его, а не мужа Марьи Иванны,
считая своим соперником.
("Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви")

Не домой,
не на суп,
а к любимой
в гости
две морковинки
несу
за зеленый хвостик.
(Поэма "Хорошо!")

И только
боль моя
острей -
стою,
огнем обвит,
на несгорающем костре
немыслимой любви.
(Поэма "Человек")

Мария!
Имя твое я боюсь забыть,
как поэт боится забыть
какое-то
в муках рожденное слово.
(Поэма "Облако в штанах")

Послушайте!
Ведь если звезды зажигают -
Значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
("Послушайте!")

Слово учителя. Маяковский прав, говоря о том, как многотрудна тема любви с сотворения человека. Столько произведений посвящено ей, как непросто не впасть в банальность, говоря об этом интимнейшем чувстве! Любовная тема - лакмусовая бумажка, проверяющая истинность поэтического дара мастера. Среди стихотворений о любви письмо "Лиличка! Вместо письма" занимает особое место, отчасти, может быть, оттого, что оно посвящено женщине, сыгравшей огромную роль в жизни поэта.

Сообщение учащегося о Лили Брик. На экране портрет Лили Брик и отрывок из воспоминаний писателя и литературоведа В.Б. Шкловского (рис.4, слайд 4),

Чтение стихотворения "Лиличка!" под аккомпанемент музыки А. Скрябина.

-Почему так обжигают эти строки? Наверное, не потому, что они "про это", а потому, что "про это" так сказано, что они не могут оставить равнодушными никого. Попытаемся же проникнуть в творческую лабораторию поэта и ответить на вопрос " как".

Обратимся к названию стихотворения и его подзаголовку (домашнее задание).

Эпиграф микротемы: "Я к вам пишу:" автограф письма В. Маяковского к Лили Брик (рис.5, слайд 5).

Сообщение творческой группы №1.

Заглавие называет адресата стихотворения и одновременно говорит об отношении к нему (уменьшительно-ласкательный суффикс в имени), настраивает на эмоциональное восприятие текста. Подзаголовок ("вместо письма") однозначно относит его к эпистолярному жанру. Вероятно, поэт потому прибегнул к письму, что не может высказать что-то в присутствии адресата. Может быть, любимая находится в комнате ("сегодня сидишь вот - сердце в железе:"), но устно он не может высказать наболевшее. Письмо в этом случае помогает и осмыслить происходящее и избрать соответствующую форму выражения. Ситуация письма резко обозначает свою автобиографичность. Текст начинается с обращения, содержит точную датировку (26 мая 1916 года) и называет место написания (Петроград).

- Определите тему стихотворения и его проблему.

- Неразделённая любовь и неизбежность расставания.

- Как структурно это выражается?

Эпиграф микротемы: "Композиция лирического стихотворения - это сложная система взаимосвязей и взаимоотражений составляющих его элементов" (В.П. Медведев) (рис.6, слайд 6). Сообщение творческой группы 2.

Композиция стихотворения "Лиличка!": экспозиция - 1 часть (2 блока) - 2 часть (3 строки)

- Стихотворение открывается экспозицией: "Дым табачный воздух выел. Комната - глава в крученыховском аде", которая сразу вводит в атмосферу лирического переживания благодаря экспрессии глагола "выел" и аллюзии "крученыховском аде" (отсылка к поэме А. Крученых и В. Хлебникова "Игра в аду").

Стихотворение является лирическим монологом, отражающим движение авторской мысли. Сам автор членит пробелом письмо на две композиционные части: первая - самораскрытие героя, вторая - всего три строки - содержит лирическую просьбу к любимой.

В первой композиционной части два блока: один - реальный, рассказывающий о развитии отношений с любимой, а другой - условный, образно передающий чувства героя.

В первом блоке перед мысленным взором героя разворачиваются события как прошлое (вспомни, гладил), настоящее (сегодня сидишь) и будущее (день еще - выгонишь). Он переживает будущее, созданное его воображением, настолько реально, что готов отказаться от встреч с любимой: "дай простимся сейчас". В конце этого блока события представлены или как произошедшие (короновал, выжег), или как предстоящие (забудешь, растреплет), и совсем нет форм настоящего времени.

Второй блок, образно воплощающий эмоциональное состояние героя, построен на антитезе: свободный и гармоничный мир животных противостоит внутренней закрепощенности и дисгармоничности лирического героя ("а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых; а я не знаю, где ты и с кем"); адресант противоположен поэту, готовому променять любимую на славу и деньги ("А мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени").

Первая композиционная часть заканчивается эмоциональным риторическим вопросом: "Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жалобно дыша?" Даже стихи, обращенные к любимой, не тронут её сердца. Инверсия и аллитерация (С-Л-Ф-Х-Ж-Ш) не только воспроизводят звук шелестящих страниц-листьев, но и вызывают зрительно-слуховую ассоциацию осени ("сухие листья слов") и, как следствие, безнадёжности.

В последней части стихотворения неожиданно мягко за этим вопросом звучит просьба, в которой не только прощание, но и и прощение: "Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг". Аллитерация звуков Д-Т-С-Н и ассонанс А-О-Э придают особо выразительное звучание последнему аккорду.

Эпиграф микротемы: "Всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово" (А. Ахматова) и ":От искусства для вечности остается только метафора" (Б.Пастернак) (рис.7, слайд 7).

Сообщение творческой группы 3.

- Царственными словами А. Ахматова называла слова, обладающие изобразительной силой, - тропы.

Маяковский в стихотворении "Лиличка!" вводит различные виды метафор, передавая с их помощью многообразные психологические переходы в состоянии лирического героя.

"Душа - цветущий сад, выжженный любовью", "у любви твоей и плачем не вымолишь отдых"; " суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек"; "сухие листья слов"; "последней нежностью выстелить твой уходящий шаг" - все эти метафоры развернутые. Умозрительное, абстрактное (душа, нежность, любовь, имя, шаг) материализуется, приобретая черты живого, наполняясь конкретным содержанием.

В тексте встречаются и другие тропы, в частности синекдоха, разновидность метонимии. Они поражают своей зрелищностью, хотя по форме фантастичны: "сломанная дрожью рука не влезет в рукав", "тело в улицу брошу я", "сердце в железе" (перифраза-синекдоха).

Как видим, чувства героя выражают себя не через отвлеченные понятия, а через метафоризацию.

Эпиграф микротемы: "Любовь Маяковского к Лили Юрьевне Брик была огромна и переживал он любовные радости и огорчения гиперболически" (Янгфельдт Бенгт). (рис.8, слайд 8).

Сообщение творческой группы 4.

Чрезмерность чувства поэта к любимой женщине требовала и соответствующих средств выражения. Поэтому он широко пользуется такой стилистической фигурой, как гипербола. Обращаясь к образам природы (бык, слон, море, солнце, море - все огромное), он и сопоставляет себя с природным миром и гиперболически противопоставляет себя ему: "кроме любви твоей, мне нету моря", "кроме любви твоей, мне нету солнца", "у любви твоей и плачем не вымолишь отдых". Из мира природы гипербола-сопоставление переносится в область человеческих отношений. Адресант противоположен поэту, готовому променять любимую на славу и деньги ("А мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени").

Наивысшей точкой развития гиперболы является последняя часть, построенная на аллюзиях: "И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу нажать" (имеются в виду русские писатели, трагически оборвавшие свою жизнь Вс. Гаршин и И.В. Игнатьев).

Анафора союза И и повтор отрицательной частицы НЕ усиливают эту часть гиперболы:

"Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа".

Таким образом, небывалое чувство поэта контрастно по отношению к исключительному и даже превосходит его.

Эпиграф микротемы: "Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды" (А. Блок) (рис.9, слайд 9)

- Определите ключевые слова стихотворения

Сообщение творческой группы 5.

Коллизия произведения построена на противостоянии его "любви" и ее "сердца в железе". Конфликтность определяется масштабностью любви лирического героя и непризнанием его чувства любимой. Поэтому ключевые слова образуют два ряда (я - ты), к которым стянуты все остальные элементы.

Я ТЫ

(в восприятии лирического героя)

Положительные

Любовь, нежность, радость, цветущая душа

дорогая, хорошая, звон любимого имени, твой взгляд, твоя любовь
Отрицательные эмоции
Исступленный, обезумлюсь, дикий, горечь обиженных жалоб, иссечась отчаяньем сердце в железе, моя любовь - тяжкая гиря, выгонишь, изругав, измучила, забудешь

Как видно из таблицы, противостояние его и ее, выраженное ключевыми словами, обнажает трагизм его переживаний, показывая безысходность его положения.

Эпиграф микротемы: "Прелесть обоснованных отступлений от нормы" (Л. Щерба) (рис.10, слайд10).

Сообщение творческой группы 6.

Поэтическое творчество В. Маяковского всегда поражает неожиданностью неологизмов, в том числе и ненормативных грамматических форм.

И данное стихотворение не обошлось без них. Так, слова обезумлюсь и иссечась характеризуются неожиданным использованием постфикса -ся, который указывает на направленность психического состояния на субъект речи.

Нельзя обойти вниманием и причастие-новообразование опожаренный. Можно воссоздать авторскую словообразовательную цепочку. Запись на доске: опожаренный - опожарить - пожарить - пожар. В контексте произведения это слово поддерживает общий экспрессивный накал.

Большое место в поэтическом пространстве стихотворения занимают глаголы (их около 50), преимущественно совершенного вида. Обращают на себя внимание глаголы с приставками вы-, из- со значением интенсивности (выел, выгонишь, выреветь, выжег, не вымолишь, выстелить, изругав, измучила). Глаголы и отглагольные формы, как бы нанизываясь друг на друга, создают эмоциональное поле высокого напряжения, подчеркивая грандиозность чувства героя.

Эпиграф микротемы: "Ритмика - его физическое сердцебиение" (М. Цветаева) (рис.11, слайд 11)

- Подтверждает ли стихотворение "Лиличка!" слова М. Цветаевой?

Сообщение творческой группы 7.

Стихотворение воспринимается как своеобразная внутренняя речь, не оставляя ощущения строфичности, тем не менее оно содержит 10 строф по 4 строки с перекрестной рифмой. В каждой строчке в основном по 4 ударения. Стихотворение написано акцентным стихом, что создает иллюзию непосредственности речи, ведь перед нами письмо.

Особый ритм взволнованной речи создают предложения с обратным порядком слов, которых в стихотворении более 90%.

Эпиграф микротемы: "Всё равно люблю" (рис.12, слайд 12).

- На основании совместно проделанной работы сделайте вывод о лирическом герое стихотворения, столь близком его создателю - Маяковскому.

Ребята говорили о том, что это стихотворение открыло им нового Маяковского, поразившего их чистотой откровения раненной любовью души. В "Лиличке!", в отличие от многих других произведений, любовное чувство "очищено" от социального, и именно поэтому в нем проявляется вечное, то, что Тютчев определил как "поединок роковой" и "предопределение". Маяковский поведал людям о своей мучительной любви, в которой никто и ничто не повинно. "Бездна" (тютчевская) не в клубке обстоятельств, а в неисповедимости самого чувства, неизбывности высокого и погибельного страдания. Сила чувства героя поражает и пушкинской гуманностью: смирив клокочущую страсть, он просит позволить ему выразить нежность к уходящей возлюбленной. Подчеркнутый "биографизм" придал переживаниям поэта особую пронзительность достоверности.

Сегодня стихи В. Маяковского о любви заняли место среди вершин любовной поэзии XX века : Любовное чувство Маяковского стремится осуществиться во всем своём немыслимом, гиперболическом объёме.

Оценка работы учащихся по критериям: точность, правильность, аргументированность, композиционная стройность выступления.

Этап рефлексии.

Большинство учащихся находят полезной и интересной работу в творческих группах, когда в совместном поиске рождается маленькое открытие, становящееся вкладом в общее дело. Лингвостилистический анализ не только не разрушил эмоциональное впечатление от произведения, а усилил его благодаря рассмотрению стихотворения на разных уровнях языка.

Домашнее задание: сочинение "Лирический герой стихотворения В.В. Маяковского "Лиличка! Вместо письма".

Библиография.

  1. Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского / В.Н. Альфонсов. - Л.: Сов. писатель, 1983. - 248 с.
  2. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах / Е.Г. Эткинд. - М.: Детская литература, 1970.- 240 с.
  3. Гулова И.А. "Я только стих, я только душа" (О лирике В. Маяковского) / И.А. Гулова // Русский язык в школе. - №3. - 1993. - С. 69-75.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21