Преподавание русского языка Вечер-конкурс "О великий, могучий…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.12 Просмотров: 1026 Морозова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель: воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову, развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время. Оборудование: плакаты, стенды, высказывания русских и советских писателей и поэтов о русском языке. Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем вечер-конкурс «О великий, могучий…», который включает в себя две части. В первой, теоретической, мы все вместе вспомним высказывания русских и советских писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения о русском языке, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать. А во второй, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи. Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):
Чтец 3. Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. Учитель. Ребята, вспомните известные вам высказывания о русском языке и расскажите. Чтец 4. В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С.Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Учитель. Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Но всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!». (Учащиеся 8 класса разыгрывают сцену «В королевстве Пунктуации»). Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом. Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя). Федя. Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове? Королева. (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий? Федя. Федя. Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрешь. Федя. Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать. Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу. Федя. Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается. Королева. Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь. Федя. Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает. Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу! Федя. Не надо. Мне домой, если можно. Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно? Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой, если можно. Королева. Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит). Чтец 1. Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку. Учитель. Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, ребята, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» думал иначе. Чтец 2 (читает стихотворение «Ленительный падеж» Г.Граубина)
Учитель. И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного. Потому что «нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». Вопросы: 1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя). 2. Какое местоимение может быть суффиксом? (Местоимение ТО – омоним (омоформ) суффикса -ТО: как-то, где-то). 3. О каком правиле правописания идет речь? Сформулируйте это правило.
4. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогами? (Именительный). 5. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень). 6. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, боб, Анна, Алла, казак). 7. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука). 8. В каком слове сорок гласных? (Сорока). 9. В каком слове 7 гласных? (Семья). 10. Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни, названия дня? (Вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра). 11. Дайте толкование фразеологизмов. Как говорят о человеке:
12. Когда мы употребляем выражение ЧУЧЕЛО ГОРОХОВОЕ и почему. Что оно означает? (О человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц). 13. Интересно происхождение фразеологизмов. Например, фразеологизм СИРОТА КАЗАНСКАЯ появился так. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой. Выскажите предложение о том, как сложились следующие фразеологизмы, и дайте их толкование:
14. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке). 15. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки: выходите, сходите или встаете? (Выходим). 16. Какой корень в слове вынуть? (Нет корня). 17. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов). Учитель. А сейчас каждый назовет количество фишек, которое он заработал, и все мы узнаем победителя. (Подведение итогов). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |