Преподавание русского языка Универсальные таблицы по русскому языку для выработки навыка правописания безударной гласной в корне словаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.12 Просмотров: 1054 Любина Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из самых сложных вопросов в практике нашего образования. Большое количество ошибок в словах с этой орфограммой объясняется частым употреблением таких слов, а также трудностями, связанными с применением на практике правил их правописания. Работа над этим разделом орфографии только тогда дает результаты, когда она ведется в системе. ПЕРВЫЙ КОМПОНЕНТ системы – развитие речевого слуха. Не различая ударных и безударных гласных, учащиеся не видят орфограммы и нередко допускают ошибки в самых простых по составу и понятных для них по значению словах. Конечная цель развития речевого слуха – выработка условного рефлекса на безударную гласную (безударная гласная – остановка – проверка – письмо), который должен действовать до того, пока учащиеся не приобретут навыка механического письма определенной группы слов с этой орфограммой. В разных классах слова должны быть различными по степени трудности, графический образ которых они запомнят и научатся писать без предварительной проверки. ВТОРОЙ КОМПОНЕНТ системы – развитие морфемного анализа, который имеет первостепенное значение. “Нахождение в слове корня во многих случаях больше помогает учащимся, чем проверка ударением”, – писал М.Ушаков. Но выделить корень в слове, можно только сопоставляя его с другими словами и ясно понимая его основное значение, сближающее все слова этого корня. Отсутствие представления о родственных словах является серьезным пробелом в подготовке учащихся к осмысленному восприятию правил правописания безударных гласных корня, которое опирается как раз на понимание “родства” слов “Необходимое для орфографии сопоставление слов одного и того же корня способствует развитию логического мышления, способности к общению”, – считает А.Гвоздев. ТРЕТИЙ КОМПОНЕНТ системы – развитие словарного запаса учащихся. Если слова вода, земля, стена, легко усваиваются учащимися начальных классов, то такие слова, как опровержение, раздражать, расхищение и др., в правописании корней которых допускается много ошибок и в средней школе. Поэтому необходимо систематизаровать словесный материал с проверяемыми гласными в корне и распределить слова по группам с целью их использования по годам обучения. Нижепредставленные таблицы и задания к ним помогают эффективно реализовать все указанные компоненты системы работы над словами с безударной гласной. Их предлагается использовать частично в начальных классах, и работа продолжается в среднем звене. В старших классах могут быть использованы наиболее трудные случаи для повторения. ПРИМЕЧАНИЕ: первая таблица предназначена для усвоения учащимися 1–2, вторая – 3 классов, но в зависимости от ситуации работа над этими словами может быть начата и в 5 классе, как для начала работы, так и при повторении. Остальные таблицы можно использовать для работы в среднем и старшем звене. ВНИМАНИЕ! В некоторых словах безударная гласная преднамеренно пропущена не в корне или пропущена ударная гласная. Это слова – ловушки, которые способствуют концентрации внимания, помогают белее осознанному восприятию изучаемого материала. Таблицы отпечатаны в двух экземплярах для каждого ученика. Одна используется в классе, а другая предназначена для работы дома. Некоторые слова подразумевают два варианта. Например: гн. ла – гнала или гнила рассматриваются оба варианта; сл.ва – слова, слива, слава. В словах слива, слава нет безударной гласной в корне. С самого начала дети должны хорошо усвоить понятия “проверочное” и “ проверяемое” слово. Для подбора проверочных слов следует предложить детям следующий алгоритм: Один – много, много – один, слово с ласкательным значением, образование однокоренных слов с помощью подбора или замены приставки или суффикса, подбор слов относящихся к другой части речи. Например: р. ка – реки; ств. лы – ствол; н. су – принёс; п. сьмо – пишет. Результатом работы со словами, представленными в таблице, является выработка навыка правописания слов с безударной гласной в корне на подсознательном уровне. Предложенные задания к таблицам позволяют выполнить около 100 вариантов заданий. Поэтому работа с одними и теми же словами не надоедает учащимся, а выполнение творческих и самостоятельных заданий вызывает интерес к работе. Расположение в виде столбиков (домиков) так же вызывает интерес и помогает предложить больше вариантов заданий. ЗАДАНИЯ 1. Учитель читает слова, учащиеся хором, цепочкой или индивидуально называют проверочные слова (можно дополнительно называть корень). 2. Учащиеся работают в парах и по очереди читают друг другу слова, называя проверочные. 3. Списывание слов из указанных столбиков и подбор проверочных /одного или сколько смогут к каждому слову/, выделяя корень и обозначая ударение. 4. Выборочное списывание:
В заданных словах указать корень, обозначить ударение. По усмотрению учителя и в зависимости от уровня самостоятельности можно предложить записывать проверочные слова (одно или несколько). 5. Творческие задания.
6. К словам с чередованием гласных и словам, написание которых зависит от лексического значения, подобрать свои примеры, составить предложения. 7. Самостоятельно придумать интересные задания для работы с данными таблицами. Таблицы составлены на основе материалов из книги Н.Ф. Ефимовой “Изучение безударной гласной в средней школе”. Москва. “Просвещение”. 1977 г. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |