Преподавание русского языка Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе "Развитие речи. Деловое письмо. Реклама"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.09 Просмотров: 1819 Овчинникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Форма урока: урок-презентация. Оборудование урока:
Межпредметная связь: русский язык и литература, и обществознание, риторика, история. Дидактическое пространство:
Подготовительная работа: учащиеся подразделяются на 4 группы, одна группа готовит инсценировку, другая – примеры объявлений из произведений художественной литературы, третья – примеры афиш, четвёртая готовит сообщения из истории объявлений, афиш, реклам. Ход урокаI. Организационный момент. Погружение в тему урока.(Выступление ученика в форме глашатая со свитком в руках.) Внимание! Внимание! (Затем свиток вывешивается на доску.) II. Активизация прежних знаний учащихся, необходимых на уроке.1. Аналитическая беседа с классом. - Что представляет собой текст, помещённый на свитке? - Правильно, это объявление. К какому стилю речи относятся объявления? - Приведите ещё примеры официально-делового письма. (Расписка, объяснительная записка, справка, указы, приказы, акты, договора, то есть различные документы.) - А что представляет собой официально-деловой стиль? Какова его основная цель? (Официально-деловой стиль – это определённый тип точных текстов, которые строятся по чётким структурным схемам. Его основная цель – это точная передача деловой информации.) - С помощью чего достигается точность передачи деловой информации? (В этом стиле употребляются официальные слова и выражения, речевые штампы. Слова используются только в прямом значении и без всякой экспрессии – выражения чувств. Для этого стиля характерны повествовательные предложения, точные обозначения дат, количеств, величин.) - Вернемся к нашему объявлению. Давайте сначала вспомним требования к объявлению (смотрят по словарям, можно использовать памятки). Объявление – письменное и словесное извещение, заявка. (В. Даль) Объявление – извещение о чём-нибудь, напечатанное в журнале, газете или вывешенное где-нибудь. (С.И. Ожегов) Объявления – это определённый тип жёстких текстов, которые строятся по чётким структурным схемам. Объявление должно быть достаточно полным, чтобы из него всё можно было понять, и в то же время предельно кратким, чтобы его легко и быстро можно было почитать. По форме речи объявления могут быть устными и письменными. В зависимости от задач, стоящих пред автором, объявления могут быть самыми различными: информационными, объявлениями-приглашениями, объявлениями-запретами и т.д. Самое важное в объявлениях выделяется цветом, другим шрифтом и т.п., чтобы читатель быстрее сориентировался и вычитал в них то, что для него важно. В основном текст объявления отвечает на вопросы: что? (наименование мероприятия), где? (место проведения), когда? (время) и кто? (ответственный за проведение мероприятия). Условно к объявлениям можно отнести вывески на улицах города, села) - Теперь посмотрим, полностью ли соответствует данное объявление требованиям делового письма. (Отсутствует конкретизация даты и ответственного лица) 2. Примеры объявлений из произведений художественной литературы (учащиеся подготовили задание заранее с последующим анализом отрывков). А) В. Драгунский, рассказ "Где это видано, где это слыхано?" Внимание! (Это объявление-приглашение, рассчитанное воздействовать на чувства детей, но отсутствует дата.) б) Туве Янсон, сказка "Шляпа волшебника". Тотчас вышла газета с сенсационной новость на первой полосе: 3. Творческая работа учащихся. - Вспомните, на какие вопросы отвечают объявления-сообщения. Помогите Муми-троллю и Снорку правильно составить объявление. Укажите, где и когда пропала сумка. Опишите, какая она была. Главное выделите цветом и шрифтом. ("Вчера, 30 ноября, пропала розовая с зелёными замочками кожаная сумка Муми-мамы. Вас ждёт неслыханное вознаграждение – пиршество. Обращаться к Муми-маме".) 4. Выступление историков. - История объявлений насчитывает много веков. Объявления делали специально подготовленные для этого люди, имевшие громкий и зычный голос, хорошую дикцию. Это были глашатаи при царском дворе, глашатаи города, или герольды на рыцарских турнирах, объявлявшие о своих хозяевах. Первоначально объявления существовали только в устном виде для всех и один печатный вариант мог быть у глашатая. Объявления зачитывались на так называемом лобном месте города – возвышенности на центральной площади. Отсюда пошло выражение "кричать во всю Ивановскую" – так называлась площадь в Москве, где зачитывались объявления - Существует ещё один тип объявлений – это афиши, извещающие о концерте, спектакле. Ещё в Древней Греции, Египте и Древнем Риме вывешивали афиши. Их вырезали на папирусах, деревянных дощечках, а иногда писали прямо на белых стенах домов. В 16 веке во Франции появились афиши окрашенные в разные цвета, чтобы понятно было, о каком театре идёт речь. В них стали писать не только название пьесы, но и излагали краткое её содержание. Главная задача афиш – привлекать внимание зрителей к кинофильму, спектаклю, лекции, поэтому бывают афиши, написанные более живо, оформленные более красочно, чем простое объявление, это делается для привлечения внимания. 5. Демонстрация афиш Кукольного театра. 6. Анализ афиш. - Чем отличается афиша от простого объявления? - С какой целью афиша допускает рисунки, яркие цвета и разные буквы? III. Формирование новых понятий и способов действия (объяснение новой темы).1. Работа со словарём. - Посмотрите в словарях значение слова "афиша". Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка.) Афиша (фр.) – вид рекламы, объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое в публичных местах. (Словарь иностранных слов.) - Как ещё названа афиша в Словаре иностранных слов? (Объявление, реклама.) - Что вы можете сказать о рекламе? Где мы с ней встречаемся? О чём гласит реклама? 2. Инсценировка рекламы "Двойка". - Посмотрим сценку, чтобы немножко отдохнуть. Участвуют два мальчика, в руках держат "двойки". - "Двойка" отличается твёрдостью, она никогда не бывает натянутой, как, например, "четвёрка" или "пятёрка"! - "Двойка" отличается качеством, так как её почти всегда получают "профессионалы своего дела! - "Двойка" не подлежит налогообложению, хотя её можно получать, сколько угодно, даже не скрывая этого. - "Двойка". Чем больше получаешь их, тем быстрее станешь известным, и твоё имя будет занесено крупным чёрным шрифтом в книгу протоколов директора школы Овчинниковой Татьяны Ивановны. - "Двойка". Она содействует тому, что мама и папа уделяют тебе больше внимания и даже играют в игры "Догони!" и "Ремешки". - "Двойка" – это "сладкая парочка", на уроке она снимает усталость, как "Марс", и помогает сохранить бодрость духа на весь день, как напиток "Фанта". - За "двойками" обращаться по адресу: с. Старое Ильмово, школа, 6 класс. Приходите, господа! Мы вас ждём. "Двоек" хватит на всех! Слайд №1 - Что за объявление представляет собой данный текст? - Сколько типов объявлений мы уже знаем? Слайд №2 Типы объявлений:
- Наша задача сегодня – овладеть секретами рекламы, т.е. научиться её составлять. Этому и призывает объявление, сделанное в начале урока. Запишите тему урока в тетрадь. - В чём особенность рекламы, на ваш взгляд, от остальных типов объявлений? -Что же такое обозначает "реклама" в точности посмотрим по словарям. Слайд №3 - Реклама (от лат. выкрикиваю) – 1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью и реализации (продажи), создание спроса на них. 2) Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т.д. с целью создания им популярности (известности). - Перепишите данный текст в тетрадь. Слайд №4 - История рекламы: простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди, кости, громко зачитывали на площадях и в других местах скопления народа. Наибольшее развитие реклама получила в эпоху капитализма. В 1611 году в Лондоне было создано первое в мире рекламное бюро А. Горжа и У. Копа. Слайд №5 Современными средствами рекламы служат печать (газеты, журналы, афиши, проспекты...), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световые объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки... В рекламе обязательно присутствуют призывы, хвалебные слова, яркие примеры, свет, цвет и т.д. – то есть всё то, что даже невольно привлекает внимание. Текст должен быть небольшим, ярким, запоминающимся и точным по отношению к тому, что рекламируется. - Выпишите из текста предложения, которые можно озаглавить "Особенности рекламы". Слайд №6
- Перепишите эту памятку в тетрадь. IV. Формирование умений, навыков (выход на творческую работу).1. Инсценировка сказки С. Михалкова "Как старик корову продавал".
- Почему старик не смог продать свою корову? - Правильно, он не владел секретами рекламы и рассказывал про свою корову только плохое. А помните, что было в сказке дальше? Слайд №7
- Понравилась вам эта весёлая сказка? Почему вы смеялись, когда старик решил не продавать свою корову, а оставить её себе? Благодаря чему этот произошло? - Составьте по этому тексту на отдельном листе бумаги текст рекламы продажи коровы, используя слова и выражения из текста. - Послушаем, что у вас получилось, выберем удачные рекламы, отметим ошибки. Слайд №8 - Составьте рекламу безопасности главному герою русской народной сказки "Колобок", чтобы не было такого печального конца этой истории. V. Итоги урока.- Назовите ещё раз типы объявлений и их особенности. - Дайте своё определение термину "реклама". VI. Домашнее задание.Слайд №8
Можно работать, разбившись на группы. Срок работы – 1 неделя. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |